Пансофия Коменского, или Что такое универсальный учитель

Разделы: Русский язык, Технология, Общепедагогические технологии


Чем славится Поэт?
Стихами, которые западают в сердце.
Стихи – искорки Света Поэта.
Чем славится Художник?
Картинами, которые вселяют красоту.
Картины – искорки Света Художника.
Чем славится Композитор?
Мелодиями, которые обмывают душу.
Мелодии – искорки Света Композитора.
Чем славится Учитель?
Уроками, которые воспитывают личность.
Уроки – искорки Света Учителя.
На уроках рождается весь народ,
Вся страна, весь мир, вся планета.
Ш. А. Амонашвили 

I. Это учитель, похожий на апостола Христа. Этого можно достичь, если будут соблюдены 3 требования: каждый сам должен быть таким, каким должен делать других; каждый должен владеть искусством делать других лучше; быть ревнителем своего дела.

Дополнение. Я работаю над проблемой: реализация гуманно-личностного подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания; гуманизация учебного процесса. Для реализации этой проблемы разработан в 2009 году инновационный образовательный проект «От сердца к сердцу». Цель проекта: воспитание Гуманного Учителя – человека будущего с верой в каждого ученика и благородным сердцем. Проект был представлен на областном конкурсе Учителя года «Кращий працівник російської мови та літератури».

II. Воспитатели должны быть избранными людьми, благочестивыми, почтенными, серьёзными, усердными, трудолюбивыми, беспорочными в глазах людей, никогда не тяготящиеся своими обязанностями и не стыдящиеся их; неустанные в труде.

Благоразумные, Ибо человеческие души подобны Протею, и они превращаются в многообразных чудищ, если их не связать узами морали.

Дополнение. В Нагорной проповеди изложены основные положения христианской этики. Обратим внимание на следующие слова Спасителя: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, немногие находят их» (Мф. 7. 13). Это положение о двух путях в жизни: путь жизни и путь смерти. Путь жизни – это трудное духовное восхождение; это действительно узкий путь, следование которым предполагает духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности. Иными словами, путь к Богу есть дорога, идущая вверх. Подниматься вверх всегда труднее, чем спускаться под уклоном. Путь смерти – это широкий путь, не ведущий ни в большую науку, ни в подлинное искусство, ни в одну из сфер творческой и высокопрофессиональной деятельности. Это широкий путь беззаботного скольжения вниз, в мир потребительства, грубого эгоизма и насилия. Только узкий, трудный, тернистый путь помогает человеку достичь поставленной цели именно потому, что он совершенствуется в процессе преодоления себя и обстоятельств. «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.  И так по плодам их узнаете их» (Мф. 7. 16-20).               

III. Учитель должен знать все цели своей профессии.

Общая цель всего универсального воспитания человечества: возвращение утраченного совершенства, образа Божиего.

Частная цель: учить надёжно, легко, как бы играючи, чтобы всё дело воспитания людей можно было назвать школой-игрой.

Дополнение. Общая цель – «возвращение утраченного совершенства». О такой цели гласит православная притча игумена Евмения «Главная задача учителя». Эта притча рассчитана на постоянное осмысление и додумывание, предполагает активное сотворчество и внутреннюю работу учителя.

«Однажды ученики спросили учителя, какова его основная цель и задача. Мудрец,  улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом». На следующий день ученики с учителем отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, остановившись на привале, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые мудрец посолил весьма щедро. Спустя какое-то время ученикам очень захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую ученики захватили с собой, уже закончилась. Ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только учитель не принимал участия в поисках. В результате, не найдя источника воды, ученики к вечеру вернулись обратно. Учитель им сказал, что источник находится за дальним холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался, показав на сосуд с водой, стоявший у его ног,- он был полон воды.

- Учитель, почему ты не дал нам сразу напиться?- изумились ученики.

- Я выполнял свою основную задачу учителя: воспитать в ученике человечность и доброту. И принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную цель и задачу в воспитании я пока что выполняю верно».   

Частная цель – учить легко, надёжно, играючи. Ученики с огромным удовольствием проводят уроки для учителя. Я в это время сижу за партой, как ученица, пишу в тетради, участвую в уроке, получаю оценки, которые ставят мне в импровизированный дневник.

IV. Учить – значит сообщать людям всех возрастов и любых талантов более полное познание вещей, сообщать знания, которые совершенствуют человеческую природу.

Примеры из опыта работы. Провожу праздники Духовности, открытые уроки для родителей, выступаю на родительских собраниях с лекциями-советами о духовном воспитании (по педагогическому наследию Г.Сковороды, А.Макаренко, В.Сухомлинского, К.Ушинского, Ш.Амонашвили).

V. Учитель сделает так, чтобы каждый человек стал способен воспринимать всю премудрость. Начинать воспитание надо с младенчества в хорошей школе ума до тех пор, пока это возможно. Упражнять нужно упорно, старательно все годы юности. 

Примеры из опыта работы. На протяжении всех лет учёбы ученики получают домашнее задание: заполнить Анкеты по саморазвитию. Называются эти Анкеты каждый год по-разному: «Путь к себе», «Искусство самодизайна», «Спасительное познание себя»… В таких анкетах есть нравственные задачи. Вот одна из них.

Есть занятная восточная задача. У отца было три сына, и, умирая, он завещал им всё, что имел. А имел он 19 верблюдов. Распределил это имущество отец так: старшему достаётся половина всего наследства, среднему четвёртая часть, а младшему – пятая. Закрыл отец глаза, а дети давай делить богатство. Но попробуй раздели 19 на 2, 4, 5! Ничего не выйдет. И у них не вышло. Закручинились парни, стали нехорошо думать о родителе: ведь выполнить его условие можно, только порезав животных. И тут они вдруг увидели идущего мимо бедуина. С верблюдом. Тот, заметив их кручину и выяснив, в чём дело, неожиданно для них сказал: «А знаете что, берите моё сокровище». И подарил им своего верблюда. Обрадовались братья, теперь дело делёжки пошло: 19+1=20, а 20 делится и на 2,и на  4,и на 5. Старший получил 10 верблюдов, средний – 5, а младший – 4. Всё, как и велел отец. Но сложив доставшееся им счастье, они получили только 19 верблюдов. Один был лишний. Они не знали, что делать. Опять начали ссориться.

Трудность эту можно разрешить. Что нужно сделать братьям для примирения?

P.S. Решения таких нравственных задач помогают достигать основной цели профессии учителя. Ученики с родителями дома обдумывают решение задачи, и ответы удивляют и радуют. Например.

Шестиклассник в ответе на вопрос этой задачи написал: «Отец знал, что сыновья не смогут поделить верблюдов поровну и наделся, что самый мудрый старший сын во время ссоры спохватится и предложит жить в мире и согласии».

Или: «Надо всех верблюдов отдать младшему брату, так как он еще не мудрый и нуждается в помощи и поддержке».

Или: «Надо, чтобы кто-то со стороны холодной головой рассудил братьев и помог им понять, что вражда в семье – это тупик». 

VI. Учитель добивается того, чтобы всякий человек действительно знал, хотел, мог всё то, что он должен знать, хотеть, мочь.

Самое важное – чтобы начали познавать самих себя: для чего они созданы, как действовать, чтобы не отклониться от цели; как приложить усилия для достижения своего счастья. Самое важное -  внедрить внутренний свет.

Примеры из опыта работы: на последнем уроке литературы в конце года ученики пишут исповедальные письма, из которых я узнаю, какие уроки в течение года «внедряли внутренний свет». Такие детские исповеди заставляют меня самосовершенствоваться.

VII. Учитель ведёт ученика ко всякому благу надёжным путём. Это достигается 3 способами: соединением  воли человеческой с молитвой; подчинением мудрости человеческой божественному провидению; соединением человеческих усилий с помощью Божией.

Дополнение. Коменский был убеждён, что молитва – это солнце человеческой деятельности, учительница и руководительница всех прочих добродетелей, мера, линейка, отвес, начало, середина, конец, основание, увенчание и сокровищница. Коменский сочинял тексты молитв:

Ежедневная молитва взрослого человека:

Отче наш, иже еси на небесех, дай нам не быть неблагодарными за то, что ты избрал нас своими сынами и наследниками неба.

1. Да святится святое имя твое, в нас, нами и через нас, пока мы на земле, так, как это будет, когда мы придём на небо.

2. Да придёт царствие Твое к нам и в нас, и мы в него.

3. Ты, давший нам день, дай и необходимое на этот день. И всякий раз, как добавляешь ты день к нашей жизни, добавь силы и благословения для ежедневного нашего урока.

4. Ты, заповедавший нам любовь, прежде всего любовь к Тебе, и любовь к ближнему в меру любви к самому себе, дай нам ходить в любви, не оскорбляя ничем ни Тебя, никого из ближних, ни великого, ни малого, ни свою собственную совесть. А если случится нам оскорбить кого-то, прости нас милостиво.

5. Ты, пославший нас в мир, как в школу, на битву и позволивший многократно пытать там счастья, не оставь нас, молим, ни в какой борьбе и опасности.

6. Но дай нам трудиться не для этой жизни, которая пройдёт, а для будущей, которая пребудет. И да не будем мы, пока мы здесь, искать ни царства, ни власти, ни славы, кроме как Тебе, которому одному они подобают.

Молитва для юношества:

Господи, всякий раз как я:

Ты меня

не знаю

наставь

заблуждаюсь

верни на путь

грешу

исправь

падаю

восставь

иду

направь

стою

держи

тружусь

помоги

нахожусь в опасности

защити

ослабеваю

придай сил

умираю

оживи.

P.S. Мои ученики сами составляют тексты молитв на разные случаи жизни.

VIII. Учитель приучает учеников к тому, чтобы они делали всё наилучшим образом.

Показать, что должно быть сделано и каких ошибок следует избегать.

Дать в руки образец и тщательно обучить. Велеть воспроизвести образец, и если при попытке будет допущена ошибка, вразуми столько раз, сколько будет нужно, до тех пор, пока ученик не научится выполнять всё правильно, не допускать никаких промашек. Так учитель создаст мастера.

IX. Учитель обучает всему основательно.

X. Учитель обучает всему легко. Это получится, если следовать советам:

  • начинай заблаговременно;
  • поощряй продолжительность практики её увлекательностью;
  • всё должно быть заранее подготовлено;
  • всё должно быть под рукой;
  • всё сначала дай воспринять чувствами;
  • потом испробовать на практике.

XI. Учитель добивается, чтобы учились всему с удовольствием. Излагает материал с философской строгостью: через поощрение, убеждение, побуждение. Показав ученику его внутренний свет, будет совсем не трудно научить применять этот свет.

Примеры из опыта работы. Основательно, легко, с любовью можно преподавать русский язык. Мы,  словесники, должны заглядывать в глубину слова. Словесник=слово+весы – слово на весах совести учителя.

Словесник=слово+весна – учитель – проводник к рождению (весне).

Словесник=слово+вестник. Добрая весть!

Словесник воспитывает будущего гражданина Украины. Важно, чтобы ученики осознали себя представителями  украинской национальной культуры, осмыслили её уникальность. Хотя я учу жить их по Пушкину, спасать мир красотой по Достоевскому, любить свой родной край по Есенину, болеть за свой украинский народ по Гоголю и беречь матушку-землю по-человечески.

Можно ли на уроке русского языка осуществлять нравственное воспитание?Можно!Язык – мощное средство формирования личности.

Я пытаюсь сейчас создать принципиально новую систему – «Русский Язык языком сердца».  В научном мире она называется «Метасистема освоения курса русского языка как предметной образовательной области». Мета – от греч. meta, что значит вслед, после, через, то есть выход за пределы чего-либо.

Можно осуществить нравственное воспитание, например, на уроке русского языка, тема которого: «Написание букв на стыке корня и приставки».

Например. Для сохранения твёрдого произношения последнего согласного у приставки и йотированного произношения начальных гласных корня Е,Ё,Ю,Я на стыке ставится разделительная граница в виде твёрдого знака (ъ): съезд, объём, предъюбилейный, объяснить.

Это своеобразный развод сильного и слабого, но при сохранении их единства. Ссоры, вражды, войны в языке нет. В нём – мир, гармония и согласие.

Дан толчок к размышлению по поводу того, что глубоко спрятано в душе. У каждого ребёнка существуют проблемы отношений с другими людьми, и он получает представление о вариантах таких отношений. Пусть он сам решает, сильный он или слабый: уступил – сильный, стал враждовать – слабый.

Есть ещё один удивительный вариант союза – слово Вынуть. В нем нет корня! Сильная морфема корень уступила место другим. Как не вспомнить слова апостола Павла:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится… Любовь никогда не перестаёт.

Я продолжаю урок, переводя жизненную философию в рамки грамматических правил, согласно которым мои ученики овладевают умением записывать нужные буквы на стыке корня и приставки. Главное – зажечь своим горением  сердце ученика…

XII. Учитель сделает ученика многознающим. Троякий путь. Первый – чтение книг. Второй – опыты и попытки. Третий – самый трудный, но при правильном образе действии самый короткий, увлекательный и надёжный: упражнение способностей ученика во всём возможном и должном, и он приобретёт умение и мудрость через самоуправление, самоограничение, самоприказ и самодостаточность.

Примеры из опыта работы. Ученика сделать многознающим – трудная задача. В моей практике есть два волшебных приёма. Вопросы на 12 баллов (например: в каком из этих русских слов приставка стоит после корня? Руководитель, кинолюбитель, двустволка.

Какие звуки может обозначать буква «С»? ([c]-[сам],[с’]-[с’ила], [з]-[зб’ил], [з’]-[проз’ба], [ш]-[шшыла], [ж]-[жжымал], [ш’]-[ш’ш’от]).

Приём «занятные вникания». Например, изучая роман Л.Толстого «Анна Каренина», обращаем внимание на имя Анна: 1) начинается и заканчивается на одну и ту же букву, первую букву алфавита, очевидно, наводя нас на мысль, что у героини нет развития, нет будущего; 2) с какой стороны не начинай называть её имя, будет одно и то же: АН - вызывающее АНтипатию, 3) две буквы НН – разве они не намекают на судьбу всех, покусившихся на устои семьи и верность очагу, ребёнку и отважившихся на адюльтер (измену) – рельсы  || и шпалы .

XIII. Учитель все школы-каторги превращает в школы-игры. Надо во всём выжидать повода и случая для воспитания юношества. Надо разжигать жажду познания, чтобы всё делалось только с удовольствием. Надо всё осуществлять в игре. Так могут быть устроены игры: алфавитные, читательные, рисовальные, моральные, религиозные, музыкальные…

Надо устраивать спектакли для упражнения:

  • чувств: созерцания разных картин;
  • ума: различные состязания;
  • памяти: соревнования в повторении;
  • способностей суждения: загадки и диспуты;
  • красноречия: импровизированные  беседы, упражнения в писании писем и произнесении речей.

Примеры из опыта работы. Импровизированный спектакль красноречия: упражнение в произнесении речи. «Поминальное? или похвальное? слово сломанному зонтику».

На душе сиротливо и тоскливо. Любимая вещь – зонт – Ушел со сцены жизни. Вдумайтесь! «лом» - на выброс, «мал» - на возможности. И теперь всё, что у меня есть,- слово благодарности. Слово покаяния. Не уберегла, не отвела беду.

Зонт – китайское изобретение. Родина пороха и бумаги, Лао Цзы и Конфуция, фарфора и исполинской стены подарила мне ещё и тебя. Пресмешной шатёрчик из шелковых лоскутков. В тебе три элемента: купол, ручка и раскрывательный механизм. Моё посвящение из трёх слов: «Зонт – это верность». В непогоде. Верно поступал. А я тебя сломала. Ты говорил мне – не считай капли дождя, не тревожь покой души, ведь я верно тебя защищаю. Смотри за горизонт! Так вот! ГОРИЗОНТ! Я определюсь так: ГОРИ+ЗОНТ: гори + Здоровенный Орден Нашего Трудолюбия. Орден, которому вечно сиять и ГОРЕТЬ.

Такого как ты уже не будет! Но я не плачу. Ты приучил меня к стойкости в дни ненастья. И как бы жизнь нас не швыряла (в щемящую тоску или на колени), мы всё равно встанем и пойдем. Жизнь теперь ценнее стала: я живу и за тебя – чтобы помнить, хранить верность, бережнее относиться к тому, что попадает в руки.

XIV. Учитель добивается, чтобы дисциплина не отпугивала учеников от учения. К этому можно прийти трояким путём:

  • надо избегать того, чтобы появлялась нужда в дисциплине и наказании;
  • действовать надо без свирепости;
  • наказывать надо не за неспособность или за нежелание учиться, а только за упрямство с целью, чтобы он понял зло своеволия.

Примеры из опыта работы. У учителя на уроке власть над детьми, и воспользоваться властью нужно без свирепости. Вспомним «Сто советов учителю» В.Сухомлинского: Совет 94. «Власть над детьми – это:

  • резец, которым можно произвести тончайшую, незаметную операцию, но можно и разбередить рану;
  • инструмент, которым испытывается воля и выдержка учителя;
  • инструмент, которым утверждается мужество и мудрость, но которым можно развратить, изуродовать душу воспитанника;
  • наиболее трудное испытание для педагога;
  • критерий, показатель педагогической культуры учителя».

Чтобы дисциплина не отпугивала учеников от учения и от меня, я за годы работы разработала свою режиссуру урока, где есть место юмору, интеллектуальным играм и задачам. Например. Интеллектуальные задачи

1) Заяц вытащил восемь морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок осталось? (5)

2) Что было завтра, а будет вчера? (сегодня)

3) Сколько глаз увидело репку в известной русской сказке. (12)

4) Первое и единственное, что изобразил Буратино в тетради? (кляксу)

5) Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? (кода смотрим на циферблат и говорим 10 минут)

6) Единица измерения вранья? (короб – «Наврал с три короба»).

7)

Назовите предпоследнее число. Если правильно выполнить задание, то получится:

Давайте дадим название этим числам? (зеркальные).

В чем их особенность? (Цифры каждого числа в сумме дают 10).

Чего в русском языке 10?(частей речи, знаков препинания, гласных букв, глухих согласных звуков). Давайте составим 10 Заповедей русского языка.

Юмор на уроке

1. Изучаем тему «Совершенные и несовершенные глаголы»

Политический редактор вызвал Д.Н.Ушакова, известного лингвиста.

- Дмитрий Николаевич, что это у Вас в словаре одни слова – советские, а другие – несоветские?

- Как так?

- Да вот, смотрите! Почему у Вас взять – сов.; а брать – несов.?

2. Изучаем тему «Омонимы».

а) Жена моя шагала на выставку Шагала.

б) У Крылова на ноге было рожистое воспаление. На улице его встретил один «доброжелатель», проезжая в карете. Он спросил: «Ну, что, рожа прошла?» «Нет, она проехала,»- ответил Крылов.

3. Как можно связать образ Герасима и собаку Баскервилей?

Открывает Герасим дверь, а там стоит собака Баскервилей и нехорошо прищуривается.

- Ну, здравствуй, Герасим! А ведь я тогда выплыла…      

XV. Учитель сделает так, чтобы учебные книги были полезны ученикам. В филологии, например, уча языку, сам сперва всё произнесёт, а ученик  пусть подражает, пока не научится.

Общеизвестны слова Горация: «Всех превзошёл, кто сумел смешать приятное с пользой». На первом месте должно быть благочестие, питание души; на втором -  добрые нравы; на третьем – познание, пища духа.

Даже лучшая жидкость портится, будучи налита в нечистый сосуд.  Так портится самая лучшая учёность, попав в испорченную, не исправленную душу. Поэтому всякое обучение должно начинаться с внушения страха перед людьми (научить трепетать гнева родителей, учителей и прочих достойных людей), перед самим собой (учиться повиноваться добрым советом своих руководителей).  

Примеры из опыта работы. Книга – питание души. Очень полезны уроки-презентации любимой книги. Я в старших классах презентую, например, «Пандекты для юношества» Коменского.  

1. Жизнь – призвание. Нужно избрать определённый род жизни, в котором с пользой и удовольствием ты провёл бы все дни земного бытия.

2. Жизнь – труд. Каждый должен верить, что послан в жизнь небесным хозяином для совершения какого-то дела, словно в его винограднике.

3. Жизнь – путь, а именно к старости, к смерти, к вечности. Надо готовить опору для старости, потому что нищенствующий старик – вещь жалкая и неисправимая. Старость – суббота жизни. Если не хочешь тяжкой старости, наполняй, пока позволяет сила возраста, свои закрома зерном мудрости и крепким здоровьем.

4. Жизнь – поиск цели. Важно – не проскочить мимо. Делай то, что ты хотел бы видеть сделанным, умирая.

5. Жизнь – муравьиный труд. Необходимо прилежание, польза (трудиться впустую – признак глупости). Делай добро, какое можешь, и делай быстро и надёжно.

6. Жизнь – козни. Следует соблюдать осторожность. Не слишком разбрасывайся в мыслях, словах, делах и попытках. Стремись задумать не многое, а хорошее и хорошо. Будь улиткой в замыслах, но птицей в их исполнении.

7. Жизнь – борьба. Борись честно.

8. Жизнь – игра счастья. Поэтому старайся быть умелым кузнецом своего счастья.

9. Жизнь – пьеса. Поэтому дели её на акты, как делит комедиограф свою пьесу. Мудр тот, кто ещё до смерти с успехом заканчивает сюжет своей жизни.

10. Жизнь – театр славы. Если у человека есть основания стремиться к славе – пусть это делает через добродетель. А если ты уже обрёл славу, то береги её тщательно, так как слава и добродетель пусть будут постоянным стрекалом для доблести.

11. Жизнь – поток или вихрь, потому беги быстро. Душа прилежных обогатится. Торопись, и решение со дня на день не откладывай: что под силу сейчас, завтра уже будет не вмочь.

12. Жизнь – постоянная нехватка чего-нибудь. Сохраняй терпеливо присутствие духа.

13. Жизнь – соблазн. Не стремись к удовольствиям этой жизни. Если они выпадут тебе на долю, пользуйся ими умеренно. Если не выпадут, будь доволен своей судьбой.

14. Жизнь – ненадёжное странствие, где со всех сторон угрожают опасности. Нет в ней часа, когда не угрожал бы конец, который может случиться от всякого пустяка. Поэтому верхом глупости было бы в столь ненадёжной жизни совершать что-то постыдное или безобразное из-за страстей. Если не хочешь быстро состариться, делайся старцем в молодости.

8. Что делать, если кто-то окажется абсолютным противником просвещения, упрямцем, ожесточившимся до нетерпимости к каким бы то ни было добрым советам?

Ответ. Говорят, бывают неукротимые лошади, им завязывают глаза; не зная, куда их ведут, они следуют за коноводом. Будем подражать этой уловке. Человека можно уловить только уздой его собственного сердца, то есть с помощью врождённого ему желания какого-либо добра, дав ему возможность надёжного обретения радости. Там, в области света и радости, его можно будет уже отпустить на свободу.

Примеры из опыта работы. Есть «трудные» ученики. Педагогически запущенные. Нарушают дисциплину. Учиться хорошо не хотят. Однажды мне удалось такому ученику «завязать глаза»: в начале урока попросила составить рассказ, чтобы все слова были на одну букву. А чтобы не было паники у «запущенного» ученика, чтобы подарить ему радость победы, незаметно положила перед ним подобный текст известного мастера слова. Например, тавтограмма Ивана Овчинникова:

ОДИНОЧЕСТВ ОЛИЦЕТВОРЕНЬЕ

Одиночеств олицетворенье
Охладевший очаг отвергая,
Ощутили они озаренье,
Обещаний огнем обжигая.

Отступив от оков, обязательств,
Отодвинув обиды ограду,
Одолев океан обстоятельств,
Открывая объятий отраду.

Он – орбита, она – окруженье.
Он – опал, она – образ, оправа.
Он – оазис, она – отраженье.
Он – оркестр, они оба – октава.

Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садоводом, пастухом, акушером. Можно сравнить Учителя со свечой. У Д. Самойлова есть такие строки: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечи!» Перефразируя, скажем: «Пока Учитель в мире есть, метелям не задуть свечи!»

У меня в руках свеча. Она маленькая, но очень сильная. Она очищает мир от зла, несёт веру, надежду, любовь и добро людям, указывая дорогу к храму. Свеча освещает путь во мраке, создаёт уют и тепло в доме, вдохновляет поэтов. И всё это одна маленькая свеча. А ещё, когда горят свечи, они тают. Капельки воска стекают по свечке, и кажется, что она плачет. О ком? О тех, кто ещё не нашёл дороги в жизни и совершает много ошибок в жизни. О тех, кто уже не с нами. О тех, кто нуждается в нашей помощи и милосердии. Свечи напоминают нам о свете добра, который должен гореть в наших душах.

Со светом свечи снисходит благодать и высокая духовность. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы – свет мира. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».

Свечи

В наших жизнях человечьих
Есть один простой секрет:
В нас горят и гаснут свечи,
Излучая тонкий свет.

Три свечи - свеча Надежды,
Веры, и свеча Любви, -
Три огня святых и грешных<>Освещают изнутри.

Жизнь нетленна, жизнь прекрасна,
Но бывает в жизни так:
Почему-то свечи гаснут,
Наступает полный мрак.

Ничего вокруг не видно,
Страшно, холодно, и в ней,
В этой темноте, так просто
За врагов принять друзей,
За любовь принять измену,
Слепо растоптать цветы,
И не вырваться из плена
Этой жуткой темноты...

Не пугайтесь, истерично
Не рубите сгоряча!
Нужно просто чиркнуть спичкой, -
И опять горит свеча,
И опять душа согрета,
И опять светло вокруг,
Снова тонкий лучик света
Освещает жизни круг...

Друг мой! Жизнь под этим небом
Нужно пламенно прожить
Кем бы ты на свете не был,
Не гаси огонь души.

Юрий Гарин

P.S. Если мы хотим называться Учителем, то мы должны светиться своей духовностью и нравственностью, своей мудростью и любовью, человечностью и Божественностью. И так как это идеал, который выше Кавказских гор, то мы должны набраться смелости и устремиться к вершинам,  любое устремлённое продвижение каждого из нас будет достижением не только нашим, но и всех учителей, всего человечества. (Ш.А.Амонашвили)

Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света. (В.А.Сухомлинский)