Урок экономики в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Экономика


Тема: Семь шагов в мир экономики. Символы. Знаки.

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с различными типами вывесок (предметы, слова), с их назначением. Углубить знания учащихся о символах и знаках.
  2. Научить «читать» план и распознавать символы, служащие для обозначения различных объектов. Развивать познавательную активность.
  3. Выяснить, где можно получить необходимое или желаемое. Развивать умение сотрудничать.
  4. Воспитывать доброжелательность, уверенность, самостоятельность в выборе решений.

Оборудование: план, плакат, набор мини-планов, набор из 10 карточек-символов, набор наклеек.

Ход урока

I. Орг. часть. Стихотворение.

- Что такое «экос»?
Что такое «номос»?
Все просто и понятно:
«Экос» - дом, хозяйство,
«Номос» - Правило, закон.
Это – экономика –
Нужная наука.
Ведению хозяйства
Учит нас с тобой.

II. Класс выполняет тест в качестве проверки домашнего задания.

Приложение 1

Задание. Назови одним словом и выбери правильный ответ.

  • Группа живущих вместе близких родственников – семья. (на рис. – член семьи – девочка)
  • Все, что необходимо иметь каждому человеку и без чего нельзя обойтись – надо. (на рис. укажите – надо!) (еда, одежда, жилье).
  • Все, что хотелось бы иметь каждому человеку, но без чего можно обойтись – хочу. (на рис. укажите – хочу!) (Желаемых предметов больше, чем необходимых).
  • Может ли человек самостоятельно обеспечить себя всем, в чем нуждается или что хотел бы иметь?

- Где семьи могут получить все, что они должны иметь или хотят иметь? (на рис. – «Где купить молоко?») (В магазине «Продукты».)

- А как найти магазин? (Нужно читать вывески и знать символы).

- Где используются символы и условные обозначения? (В плане).

- Что такое план? (План – чертеж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность).

- Как «читать» план? (Надо знать символы и условные обозначения).

III. Исследование.

Ситуация 1. Приложение 2, приложение 2-1

Вы попали в средневековый город. (мини-выступление гр. ребят)

Как непривычно все вокруг: на домах висят какие-то сапоги, бублики, рубахи.

- Как вы думаете, для чего жители города повесили эти предметы над своими дверьми? (Это вывески. В то далекое время не все умели читать и писать. И вот для того, чтобы люди в городе могли свободно ориентироваться, и были придуманы такие простые, понятные всем вывески).

Ситуация 2. Приложение 3

Вы в современном городе. (Чтение стихотворения Г. Горбовского «Городские вывески»)

- А какие вывески мы видим чаще всего в современных городах?

Ты идешь по тротуару,
Ты глядишь по сторонам,
Ты читаешь «Хозтовары» -
Утюги и мыло там.

Ярко буквами белея,
Чуть левее – «Бакалея»,
Кукуруза там, рожки
И мука на пирожки.

Ты идешь по тротуару,
И читаешь, как стихи:
«Канцелярские товары»,
«Ноты», «Галстуки», «Духи».

Для тебя прогулка эта
Интересна, как газета.
Стали улицы – кварталы
Для тебя читальным залом.

Ситуация 3. Вы водитель автомобиля.

- Как вам ориентироваться на местности?

Знать дорожные знаки и знаки сервиса.

Игра «Угадай знак»

Приложение 4

ВЫВОД: Для чего нужны вывески предметы, вывески слова, дорожные знаки и знаки сервиса? Чтобы человек свободно ориентировался в незнакомой местности, чувствовал себя уверенно. (Экономия времени, чтобы быстро найти нужное.)

IV. Проблемно-игровая ситуация для гостей.

- Уважаемые гости! В городе Волжске есть детско-образовательные учреждения. Как вы сможете найти, например, художественную школу (или спортивную школу, или музыкальную школу)? (чтение символов, знаков)

РЕЕСТР - опись, письменный перечень

БАЛКАЛЕЯ - сухие съестные товары (чай, сахар, кофе, мука, крупа, перец)

ГАСТРОНОМ – знаток и любитель вкусной еды.

ГАСТРОНОМ – магазин «пищевые продукты».

ГЛАШАТЫЙ – лицо, объявляющее народу официальные известия.

СЮТ – станция юных техников

ДМШ – детская музыкальная школа

ДХШ – детская художественная школа

ДТЮ - дом творчества юных

Защита символов. Игра «Угадайте!» (Дети показывают – взрослые отгадывают)

Творческое задание по группам.

Показ и защита символов: школа, Художественная школа, спортивная школа, музыкальная школа.

V. Физкультпауза.

Представьте, что вы находитесь в музыкальной школе (исполнение детьми музыкального произведения на флейтах)

VI. Практическая работа. Работа с планом. Чтение символов.

Приложение 5

1. Учитель просит ребят закрыть глаза и открывает план.

- Что это? (План).

- Зачем он нужен? (В планах используются символы или условные обозначения реальных мест и зданий, которые помогают понять, что находится в определенной местности, где можно найти то, что необходимо или хотелось бы получить людям).

2. Работа с планом.

Чтение «ключевых слов» в нижнем углу плана, Разъяснение значений символов.

- Покажите на плане:

  • Отделение милиции
  • Больницу
  • Пожарную станцию
  • Школу
  • Библиотеку
  • Жилой дом

- В какое из этих зданий люди ходят, потому что хотят, а в какое потому что нужно?

3. Работа с карточками символами.

Приложение 6

- Что изображено на карточке?

- Что обозначает это символ?

Подойти к плану и расположить на нем карточку.

Продолжить упражнение с символами:

  • Банк
  • Магазин «Цветы»
  • Гастроном Прачечная Киоск «Мороженое»
  • Булочная-кондитерская
  • Стация техобслуживания
  • Парикмахерская
  • Магазин «Одежда»
  • Игровая площадка

ВЫВОД: Чему мы научились? (Читать символы, узнавать реальные объекты, куда люди ходят, потому что хотят или потому что нужно).

VII. Индивидуальная работа. Закрепление.

Работа с мини-планами и наборами из 10 наклеек. Складывание заготовок зданий и бумаги.

Взрослые и дети приступают к работе одновременно по сигналу колокольчика.

Объяснение:

  • Уважаемые взрослые! Сложите, пожалуйста, заготовки зданий для нашего города.
  • Дети! Сейчас каждый из вас сделает свой план. Не спешите, обдумайте, где лучше всего расположить здания, изображенные на наклейках.

На выполнение задания – 5 мин.

Проверка: 1-2 ученика выборочно «читают» свой план. Взрослые показывают макеты зданий.

VIII. Подведение итогов.

Вариант А.

- Понравился ли план?

- Хотели бы вы жить в месте, изображенном на плане?

- Все ли есть необходимое на плане?

- Что можно добавить, чтобы сделать место в плане еще более удобным?

Чтение условных обозначений и символов.

Вариант В.

Попросить ребят прикрепить символы к зданиям детских образовательных учреждений: ДМШ, ДХШ, ДСШ, школа.

Назвать адреса:

  • СОШ №4 – ул. Учительская, 4
  • СЮТ – ул. Кирова
  • ДМШ – ул. Зеленая
  • ДТЮ - ул. Мира
  • ДХШ – ул. Щербакова

Итог

- Чему мы научились? («Читать» символы)

- Для чего нужны

  • вывески?
  • условные обозначения?
  • символы?

Учитель. Изучили условное обозначения, составили реестр символов, используемых в планах, научились «читать» их.

IX. Домашнее задание.

Нарисовать символы в плане.

Список литературы

  1. «Достижения молодых». Методическое руководство для учителей и консультантов. Наши семьи. М., 2004.
  2. В.Никифоров. Субботнее путешествие или урок экономики. Новосибирское книжное издательство, 1986.
  3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.Н., Сорокина Г.И.. Детская риторика. В рассказах и рисунках. 1 класс, часть 1.