Подготовка и проведение деловой игры "Презентация фирмы" в техникуме (специальность "Банковское дело")

Разделы: Иностранные языки


Первоначально сценарий деловой игры «Презентация фирмы» был разработан нами для студентов Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью», «Социально-культурный сервис и туризм». В качестве фирмы, проводящей презентацию, выбрана компания «In Style» – производитель модной одежды. Игровой целью является установление новых взаимовыгодных деловых отношений. Для проведения ролевой игры в вузе разработаны двадцать четыре роли; из них двенадцать ролей – для сотрудников компании, и двенадцать ролей – для присутствующих на презентации гостей [1].

При подготовке и проведении деловой игры «Презентация фирмы» в техникуме со студентами III курса специальности «Банковское дело», в соответствии с количеством студентов учебной группы из имеющегося сценария были отобраны 16 ролей.

Сотрудники компании:

  • Спикер (Speaker) открывает презентацию фирмы, выступает с речью, формирующей у присутствующих представление о теме презентации, предоставляет слово докладчикам для выступлений, комментирует выступления, приглашает присутствующих задавать вопросы, закрывает презентацию.
  • Главный исполнительный директор (Chief Executive Officer) сообщает название компании, ее местоположение, размер, рассказывает историю создания и развития компании, описывает филиалы и представительства, характеризует настоящее положение компании на мировом рынке, называет общий объем продаж, предполагаемые дивиденды. Далее он обозначает перспективы развития компании, говорит о планах на будущее, отвечает на вопросы присутствующих на презентации гостей.
  • Финансовый директор (Financial Director) информирует присутствующих о правовой форме компании, уставном капитале, ценах на акции.
  • Компания имеет спонсора. Спонсор (Sponsor) рассказывает о товарообороте компании, инвестиционных проектах, экономических показателях бизнес-плана, которые учитываются при принятии инвестиционных решений.
  • Директор по информационным технологиям (Chief Information Officer) рассказывает о корпоративной системе коммуникации, отвечает на вопросы по программному обеспечению.
  • Менеджер по продажам (Sales Manager) сообщает информацию о структуре экспорта компании.
  • Дизайнер (Designer) описывает продукцию компании, говорит о планах на будущее.
  • Руководитель отдела маркетинга (Head of the Marketing Department) докладывает об изменении общего объема продаж и доли рынка.
  • Менеджер по рекламе (Advertising Manager) рассказывает о рекламном бюджете компании.
  • Менеджер по кадрам (Staff Manager) сообщает сведения об условиях труда в компании.

На презентации компании присутствуют бизнесмены из разных стран мира, желающие установить деловые отношения с компанией «In Style» (представитель разработчиков программного обеспечения для он-лайн торговли (Window-shopping Software Developers Representative), банка (European Bank for Reconstruction and Development Representative)) и люди, оказавшиеся на презентации относительно случайно: студент (University Student), индивидуальный покупатель миссис Фернандес (Mrs Fernandes), сотрудник консалтингового агентства (Consultant Agency Representative), турист из Монако (Monaco Tourist).

Кроме выступления с докладом о работе своего подразделения, некоторые из сотрудников компании должны принять участие в диалоге с одним из присутствующих на презентации гостей.

Пары для диалогов перечислены в Таблице 1.

Таблица 1

Пары для диалогов

Employees

Guests

Chief Executive Officer

University Student

Financial Director

European Bank for Reconstruction and Development Representative

Sponsor

Consultant Agency Representative

Chief Information Officer

Window-shopping Software Developers Representative

Sales Manager

Mrs Fernandes

Advertising Manager

Tourist from Monaco

Работа по подготовке и проведению данной деловой игры в техникуме включала в себя следующие этапы:

  1. Самостоятельная работа студентов над ролью – выполнение разработанных для каждого из игроков индивидуальных упражнений.
  2. Работа студентов в тематических коммуникативных микрогруппах с целью ознакомления с содержанием роли партнера, составления диалогов и взаимопроверки выполненных упражнений.
  3. Дискуссия в студенческой группе.
  4. Проведение открытого урока с приглашением преподавателей и администрации техникума.

Этап 1. Самостоятельная работа.

Для каждого из игроков были разработаны упражнения для работы над ролью, выполнение которых позволило студентам лучше овладеть языковым материалом, осмыслить содержание роли, определить проблемные вопросы, имеющиеся в каждой роли, выработать и сформулировать собственное мнение и таким образом внести личностный элемент в каждую из ролей.
Комплекс индивидуальных упражнений представлен в Приложении 1. Упражнения выполняются студентами в режиме самостоятельной работы.

Этап 2. Работа в тематических коммуникативных микрогруппах.

На этом этапе студенты учебной группы были объединены в следующие тематические коммуникативные микрогруппы по 2–4 человека:

  1. Группы, непосредственно связанные со специальностью студентов – «Банкоское дело»:
    • Финансовая коммуникативная группа: финансовый директор, спонсор, представитель Европейского банка реконструкции и развития, представитель консалтингового агентства.
    • Группа по антикризисным мероприятиям: главный исполнительный директор, студент университета.
  2. Группы, в которых текстовое содержание ролей определено программными требованиями:
    • Группа по обеспечению продаж: менеджер по продажам, гость презентации – индивидуальный покупатель.
    • Группа по рекламе: менеджер по рекламе, турист из Монако.
    • Группа, задачей которой является характеристика компании по отдельным направлениям ее деятельности: менеджер по кадрам, руководитель отдела маркетинга.
  3. Тематические коммуникативные группы, в которых текстовое содержание ролей направлено на расширение общего кругозора студентов специальности «Банковское дело»:
    • Компьютерная группа: директор по информационным технологиям и представитель разработчиков программного обеспечения.
    • Тематическая коммуникативная группа по дизайну: дизайнер модной одежды, спикер презентации.

Работая в тематических коммуникативных микрогруппах студенты знакомились с содержанием выступлений партнеров по общению, составляли диалоги и проверяли друг у друга качество выполнения индивидуальных упражнений. Мы считаем данный этап подготовки к деловой игре очень важным, так как студенты, работая в микрогруппах, совершенствуют свои навыки и умения в рамках нескольких учебных тем в сотрудничестве со своими товарищами, развивают свои коммуникативные и организаторские способности.

Этап 3. Дискуссия в группе.

Целью данного этапа подготовки к деловой игре является обсуждение перед проведением открытого урока следующих организационных вопросов.

1. Изучение студентами рекомендаций по разработке слайдов презентации Microsoft PowerPoint:

Here are some common guidelines of how to make a PowerPoint presentation. Choose attractive background and suitable text colours. Presentation software can be fun to use. Be creative, but do not include too many effects which may distract your audience from your content. Make sure the text is large enough so that the audience can read it easily from any place. Also, use a standard font that is not too complicated or distracting. Use positive statements like ‘The figures show…’ rather than a vague language like ‘The data could possibly suggest…’.

Your presentation will be effective if you know basic rules of working with slides. Don’t use too many slides: one or two per minute will be enough for your presentation. Don’t present information in sentences and paragraphs; divide it into individual parts. Try not to present more than six points on a slide. You should also reduce your text to the keywords and phrases: try to have no more than six words per line. Remember that a graph or a chart is much easier to understand than a text. Still, too many visuals may confuse the audience: don’t overload them with clips. Try to help the audience to understand the matter better by highlighting. Explain the most important information. Check all materials and equipment beforehand, and make several backups of your presentation. Don’t be too technical: adapt to the target audience, and don’t read out the text on the slides.

Questions:

  • What common guidelines of making presentation are pointed out in the text?
  • Why is it not recommended to use too many effects in the presentation?
  • What are basic rules of working with slides?
  • How should the information be presented in the slides?
  • What general advice can you give for using visuals?

2. Студентам предлагаются к использованию некоторые фразы, необходимые для открытия, ведения и закрытия презентации компании, например:

Для докладчиков:

  • Good morning, ladies and gentlemen
  • Good evening, everyone
  • Thank you for inviting me to speak about…
  • Tonight I’m going to talk about…
  • I would like to start with…
  • I shall begin by…
  • Let us begin with…
  • However…
  • As far as … is concerned …
  • Moving on to…
  • My third point deals with…
  • And last but not least…
  • So, in conclusion, you can see that…
  • Let me summarise what I’ve said.
  • Finally, may I remind you of the main points we’ve considered.

Для спикера:

  • Right, shall we get started?
  • The first thing we have to discuss is…
  • I’d like to give the floor to…
  • Does anyone have any comments?
  • Would you like to come in here?
  • We seem to be losing sight of the main issues.
  • With respect, I don’t think that is entirely relevant.
  • Could we stick to the subject under discussion, please?
  • Perhaps we could come back to that later.
  • I’ll come to you in a minute.
  • Are there any other points anyone wishes to make?
  • To sum up,…
  • Are we all agreed on this?
  • Shall we take a vote? Are all those in favour? Are all those against?
  • I declare this meeting closed.

3. Студенты совместно с преподавателем вырабатывают критерии оценки своей игровой деятельности.

Для оценки игровой деятельности на этом этапе подготовки были утверждены следующие критерии:

  • активность поведения в ходе игры;
  • привлечение дополнительной информации, имеющейся в рекомендованной литературе, материалах выставок, сети Интернет;
  • эмоциональность высказываний;
  • использование визуальных опор (подготовка студентами мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint).

Предполагалось проведение тайного голосования участниками игры и выявление лучшего студента, которому по всем перечисленным показателям большинство студентов поставит высший балл. Подготовленный нами приз получил название «Приза зрительских симпатий».

Этап 4. Проведение открытого урока.

Цели открытого урока были определены нами следующим образом:

Образовательная: развитие умений устной речи, чтения и аудирования по теме урока.

Воспитательная: воспитание коллективизм, чувства ответственности за выполнение общей задачи.

Развивающая: моделирование ситуации, приближенной к производственной деятельности.

Техническая оснащенность урока: компьютер, экран, мультимедиапроектор. Разработанная к данному уроку презентация Microsoft PowerPoint представлена в Приложении 2. Она включает в себя лексические упражнения для «разминки», слайд, в который вмонтирован материал для аудирования [1] и представлены вопросы к предназначенному для прослушивания материалу (Приложение 3), слайды, содержащие графики и диаграммы, используемые игроками в качестве визуальной поддержки при выступлении.

Ход урока

1. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, целей игры, критериев оценки игровой деятельности.

Dear students! Dear guests! Today we have a role-play. The theme of our role-play is «A Company presentation».

The purpose of the presentation: To establish new business contacts

The theme of the presentation: “We are making your life brighter”

The place: Presentation Hall

The audience: Businessmen from different countries and other visitors

The prize-winner will be the student who is the most active during the game, uses additional materials from the books or the Internet, has the most emotional speech and whose slides are the best.

2. Минидискуссия «С какой целью компании проводят презентации?»

A firm presentation is the first introduction of a new company to the general public. It can also be devoted to the anniversary of the company, to the opening of a new subsidiary firm, or launching a new product.

The purpose of presentations is to attract more clients or prospective investors in order to establish business relations or to boost the image of the company to the target market or to create and develop brands.

Preparations for the presentation often start with placement of advertisement about the forthcoming presentation in the press. The company prepares displays which demonstrate to the guests its products, promotional gifts, and logos.

Questions:

  • What is a firm presentation?
  • What can a presentation scenario include?
  • What are firm presentations used for?
  • What information is usually included into the presentation?

3. Выполнение упражнений для «языковой разминки».

Для разминки были отобраны упражнения на перевод профессионально ориентированной лексики с русского языка на английский и составлен микс из упражнений, разработанных для группы игроков, тематика выступлений которых непосредственно связана с будущей специальностью студентов – «Банковское дело». Такой группой является Финансовая коммуникативная группа: финансовый директор, спонсор, представитель Европейского банка реконструкции и развития, представитель консалтингового агентства.

4. Аудирование диалога по теме «Подготовка к проведению презентации компании», ответы на вопросы по прослушанному.

5. Деловая игра «Презентация фирмы».

а) Утверждение программы презентации

The Presentation Schedule

11-00 – 12-00 – Welcome and opening comments

12-00 – 15-00 – Oral presentations:

  1. Chief Executive Officer «The past, the present and the future of the company»
  2. Financial Director «A well-balanced financial policy as a basis for success»
  3. Sponsor «Estimation of the investment efficiency»
  4. Chief Information Officer «Every company must have effective communication system»
  5. Sales Manager «The structure of export»
  6. Designer «New ideas – new vision»
  7. Head of the Marketing Department «Sales and market share»
  8. Advertising Manager «Our advertising budget»
  9. Staff Manager «Working conditions in our company»

15-00 – 15-30 – Coffee break

15-30 – 16-30 – Discussion

б) Выступления сотрудников компании (с использованием презентации Microsoft PowerPoint).

На открытый урок были приглашены преподаватели и администрация техникума. Преподаватели английского языка по ходу игры задавали студентам вопросы. Студенты, присутствующие в аудитории также задавали вопросы выступающим.

в) Драматизация подготовленных диалогов между сотрудниками компании и гостями презентации.

6. Подведение итогов игры, выставление оценок, выявление и награждение «лучшего студента» - приз зрительских симпатий (плюшевую сумочку-тигренка с новогодним подарком) получила студентка, у которой в этот день был день рождения.

7. Информация о домашнем задании: «Подготовить заметку в газету о факте проведения презентации компании «In Style».

В 2004 году нами была разработана методика подготовки и проведения ролевых и деловых игр на занятиях по английскому языку в средних специальных учебных заведениях [3], а также издан ряд учебных пособий, в которые включены 12 сценариев и упражнения для подготовки к проведению ролевых и деловых игр (2005). Но время идет, и требуется более четкая дифференциация учебного материала для ролевых и деловых игр в более строгом соответствии со специальностью студентов. Мы полагаем, следует разрабатывать новые ролевые и деловые игры и создавать на их основе учебные модули, как того требует Примерная программа третьего поколения по дисциплине «Английский язык».

Литература

  1. Захарова Е., Ульянищева Л. Public Relations and Advertising in Close-Up. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений с аудиодиском. – М: Изд-во ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. – 272 с.
  2. Матвеева Н.В. Практикум по английскому языку «Ролевая игра «Презентация фирмы (предприятия)». – М.: МИИТ, 2009. – 43 с.
  3. Матвеева Н.В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку при обучении устному профессиональному общению (среднее специальное учебное заведение) // Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Москва, 2004. – 16 с.