Отделка горловины ночной сорочки (6-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 6


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Ознакомить учащихся с видами обработки срезов и технологией художественной отделки горловины ночной сорочки;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении  практической работы;

НАГЛЯДНОСТЬ:

  • Образцы с различными формами выреза горловины;
  • Инструкционная карта Обработка горловины и пройм подкройной обтачкой. (Приложение 2)
  • Образцы последовательной технологической обработки и отделки горловины;
  • Манекены с мужскими русскими рубахами;
  • Словарь: подкройная обтачка; отделка; кружево, тесьма, оборка, рюш, кант, бейка, аппликация. (Приложение 4)
  • Раздаточный материал: иглы для ручных работ, нитки, портновские булавки, мел, утюг, ножницы; технологическое лото; правила техники безопасности. (Приложение 3); таблицы “Виды обработки срезов ночной сорочки”; (Приложение 5)

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА: на столе рушник, на нем куклы в национальных русских костюмах; Манекены с мужскими русскими рубахами;

ТСО:

– магнитофон с записями песен ансамбля “Золотое кольцо” или “Ивана Купала”;

ПЛАН УРОКА:

  1. Провести повторение и опрос по предыдущей теме и правилам безопасной работы;
  2. Дать познавательные сведения по теме: “Технология выполнения обработки и отделки горловины ночной сорочки”, рассказать о видах обработки срезов ночной сорочки;
  3. Практическая работа: разметка отделки горловины ночной сорочки;
  4. Закрепление сведений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (1-2 мин.)

1. Представление учащимся.

Здравствуйте, девочки. Вы готовы начать урок труда. Известная пословица о труде гласит “Делу время – потехе час”. А почему бы нам не начать трудиться играя. Среди многих старинных игр есть такая игра “лото”. Перед вами “Технологическое лото”. Разберите карточки с вопросами и разложите их на поле с ответами.

II. Повторение. (5 мин.)

1. Технологическое лото (Приложение 1).

(Уч-ся предлагается выбрать( или раздать перед уроком ) по 1-2 карточки лото и положить её на нужное поле).

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

У нас осталось одно поле не закрыто. Помогите мне (читает карточку). “Полоска ткани для обработки среза, вырезанная по форме горловины называется… “ (Ответы уч-ся: подкройная обтачка)

III. Постановка цели и задач урока. Активное изучение нового материала.

Итак, в процессе игры в технологическое лото мы повторили материал предыдущих уроков, необходимый нам сегодня и узнали тему сегодняшнего урока.

На обработку горловины и пройм подкройной обтачкой выделяется 4 урока. Сегодня, на 3 уроке, мы наметим отделку горловины ночной сорочки и подготовим её к окончательной обработке;

Прежде, чем мы приступим к теме сегодняшнего урока, давайте совершим небольшой экскурс в историю русского костюма. ( музыка)

В толковом словаре С.И.Ожегова записано: СОРОЧКА. То же что рубашка.

Рубаха

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня “руб” — “кусок, отрез, обрывок ткани”.(рубаха нарядная)

Отдельно о вороте...

Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными

магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле.

По мнению древних, следовало так или иначе обезопасить” все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. (кукла – юноша в русской рубахе) Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную “стоечку”. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал он, справа или слева.

(Рубаха – косоворотка на манекене) Застёгивали ворот на пуговицу.

Легко догадаться, что ворот был особенно “магически важной” деталью одежды ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой, иногда содержавшей — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, Идя на смертный бой, мужчина разрывал вышивку на груди, как бы выпуская душу на небеса. (рубаха нарядная)

Шло время, и люди перестали уделять особое внимание украшению одежды, старались сделать её практичнее и проще в отделке.

Сегодня горловину и пройму плечевого изделия можно обработать по-разному (демонстрация образцов на стенде): руликом, подкройной обтачкой, подкройной обтачкой с кантом, с кружевом, вьюнчиком, оборкой, рюшем и т.д.. Преимущество этого способа состоит в том, что им можно обрабатывать горловины самых разнообразных форм:

Какие вы знаете формы горловины?

(Ответы уч-ся: мыс, каре, круглый и т.д.) (показать)

Как вы думаете, зачем обрабатывают горловину?

(Ответы уч-ся: Чтобы горловина была красивой и не вытягивалась в процессе носки.)

Чтобы подчеркнуть достоинства своей внешности, девочки, возьмите на заметку такую информацию.

Известно, что вырез горловины (его форма, отделка) является очень важным элементом и требует серьезного обдумывания, поскольку именно верхние фрагменты изделия доминируют и подчеркивают его достоинства. При выборе выреза горловины всегда учитывают направление моды, лицо, фигуру и форму шеи. Закругленные вырезы подходят тем, у кого шея длинная, а овал лица удлиненный. Оборки, банты, высокие воротники предназначены исключительно для стройных фигур с тонкой шеей. Для тех, у кого шея недлинная, подходят удлиненные книзу вырезы, отделанные кантом или узким воротником,

IV. Практическая работа. Разметка отделки на горловине ночной сорочки.

Итак, приняв к сведению всю информацию, вы готовы перейти к практической части нашего урока.

1. Вводный инструктаж.

У каждого из вас на столе имеются таблицы с различными видами обработки срезов ночной сорочки. (Приложение 2) Посмотрите на таблицу 1. Перед вами сорочки из набивной и гладкокрашеной тканей. Горловины обработаны подкройными обтачками с кружевом, кантом и бейкой из контрастной ткани в тон основной ткани. Подобная горловина представлена на стенде. На таблице 2 вы видите отделку кружевом, тесьмой “вьюнок” не только по горловине, но и по нижнему срезу сорочки и рукавов. Обратите внимание на то, что на таблицах очень четко показана технология обработки всех срезов. Как видите на таблицах показано несколько вариантов обработки срезов изделия. Я вам прокомметирую и наглядно на моем образце покажу технологическую последовательность обработки горловины с отделкой.

Если у вас появятся вопросы в процессе работы, вы можете обращаться ко мне.

Прежде, чем вы приступите к работе давайте повторим правила техники безопасности, которые я вам разложила на столах. Я начинаю, а вы продолжаете. (Приложение 3)

1. Учитель:

Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.

Учащиеся вместе, показывая игольницу.

Иголка не игрушечка
Вам нужна подушечка.

2. Учитель:

Выключить утюг спешила,
За шнур дернуть я решила.

Учащиеся вместе:

Утюг нужно выключать
В руках вилочку держать.

3. Учитель:

Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?

Учащиеся вместе:

Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.

4. Учитель:

Если ножницы даешь,
Помни четко правило.

Ученицы, показывая кольца ножниц:

Два колечка другу дай.
Это будет правильно.

5. Учитель:

Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,

Ученицы выпрямившись:

И хорошую осанку
Всем ребятам покажи!

Можете приступать к работе. (тихо звучит народная музыка например: “Золотое кольцо” или “Ивана Купала”)

2. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

1 обход. Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

2 обход. Проверить правильность выполнения приемов наметки отделки ночной сорочки.

3 обход. Проверить осуществление учащимися самоконтроля и самопроверки.

Время выполнения задания 20 мин.

Физминутка (офтальмологическая установка) на 20 минуте урока. Давайте прервемся ненадолго, чтобы дать нашим глазам и мышцам немного отдохнуть. Поднимите голову, выполните вращения головой в разные стороны, а теперь глазами найдите точку далеко от вас, теперь близко. Повторите так несколько раз. Молодцы. Продолжаем работать.

Заканчиваем работу.

V. Заключительный инструктаж.

Давайте проанализируем нашу работу. В ходе урока я корректировала ваши действия. Вы исправляли свои ошибки.

Скажите, что необходимо учитывать при выборе отделки любого изделия?

VI. Подведение итогов урока.

В конечном счете ваш труд должен радовать вас. На последующих уроках вам предстоит продолжить работу по обработке горловины. Постарайтесь внести в эту работу творчество, фантазию, чтобы горловина была не только деталью костюма, но и несла определенный смысл, магическую силу оберега. И помните, девочки, “Какова пряха, такова и рубаха”.

Бог в помощь! Спасибо за труд.