Урок внеклассного чтения "Образ мира, в слове явленный" Образ мира в лирике М.Зверева

Разделы: Литература


«И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство»
(Б. Пастернак, 1953).

Тема: «Образ в слове и образ посредством слов». Образ мира в лирике М. Зверева.

Цели:

  • Исследовать особенности поэтического мира М. Зверева.
  • Развивать умение чувствовать и понимать словесно-образную ткань стихотворения.
  • Воспитывать чувство «слова», уважение к литературе родного края как части общенациональной культуры.

Технологии: «Диалог времён», групповая работа.

По подходу к ребёнку: педагогика сотрудничества.

Методы: проблемный, групповой, исследовательский, познавательная рефлексия по ходу исследования.

Оборудование: стихотворения М. Зверева, портрет поэта, фотографии, рисунки уч-ся.

Группы заранее получают задание. С биографией поэта, его творчеством их до занятия знакомит библиотекарь или проходит встреча с поэтом. Процесс совместной работы учителя и учащихся. В начале работы – создание проблемной ситуации. Зачем люди пишут стихи?

Виды работ:

  • обобщение наблюдений над текстом;
  • творческое воспроизведение;
  • домашнее задание – работы разных жанров;
  • рисунки (ассоциации);
  • разработка «сквозной» темы;
  • самостоятельное решение исследовательские задачи (пути решения в виде вопросов);

Анализ поэтического текста (семантический: ключевые образы, лексические цепочки, ассоциативные, словесные ряды).
Анализ стихотворений в контексте самого автора и национального литературного процесса. Сопоставительный анализ. Коллективная мыследеятельность – воссоздание модели поэтического мира М.Зверева.
Познавательная рефлексия по ходу исследования, используются элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, приём семантизации морфемы.
Элементы дискуссии (руководитель группы, аналитик, информатор).

Основные этапы работы:

1. Подготовительный отбор предметного материала.
2. Актуализация личностных смыслов (обзор общего смыслового пространства).
3. Соорганизация личностных смыслов (выделение ключевых слов, алгоритмизация, изложение информации).
4. Выявление культурологического содержания личностных смыслов совместной деятельности (приведение новых фактов, противоречащих объяснительным схемам, обсуждение экспертных заключений уч-ся).
5. Индивидуализация личностных смыслов (создание авторских текстов).

Эпиграфы:

В слове человек находит новый для себя мир, не внешний и чуждый его душе, а уже переработанный и ассимилированный душою другого.

А. А. Потебня

Не то я, которое противопоставляло себя целому миру, будто бы его не понявшему, а то я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою.

И Анненский, 1903

Ключевые понятия:

  • художественный образ
  • поэтический мир
  • лирический герой
  • виды лирики
  • ассоциации
  • словесные ряды

Содержание:

1. Слово учителя.
2. Работа в малых группах.
3. Обсуждение.
4. Работа аналитика.
5. Подведение итогов занятия.
6. Творческие домашние задания по выбору.

В начале работы – создание проблемной ситуации: Зачем люди пишут стихи?

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Поэзия входит в наше сознание не в непосредственном содержании жизни, а дружной триадой: воображение, чувство и разум помогают понять содержащийся в стихотворных строчках человеческий опыт. Откроем сборник стихов М. Зверева «Как жизнь», изданный в 2002 году. Разбивка на главы определена тематикой. Каждая группа получила карточку, где дан план исследования, затрагивающий определённые аспекты творчества поэта. Прослушав все выступления, сделав выводы, все вместе мы сможем воссоздать модель мира М.Зверева. А дома вы попробуете выполнить творческую работу (по выбору):

1. Лирический рассказ-миниатюра «О красоте человеческих дел...»
2. Эссе по лирике М Зверева «Лики, лица и личины».
3. Презентация «Поэтический мир М Зверева».

Каждая группа получает задания, после выполнения работы и обсуждения полученных результатов мы попытаемся воссоздать модель мира М. Зверева.
Поэт – это загадочная личность. Какие же события привлекают его внимание, какова история его жизни?
Родился М.А. Зверев в 1956 году в городе Пенза, после окончания Ленинградского ВВМИУ им. Ленина проходил службу на крейсере «Комсомолец» ДКБФ, затем на эсминце «Современный» и в частях Северного флота.
Михаил Зверев, капитан второго ранга запаса, сейчас – начальник энергосбыта Мурманского порта, но своей главной работой считает занятие в литературных объединениях, флотское «Полярное сияние» среди них на первом месте, поэт состоит в нём с 1994 года и горд тем, что здесь же работали Николай Рубцов, Григорий Остер, Николай Долматов, Владимир Панюшкин.
Первые публикации М. Зверева были в газете Северного флота «На страже Заполярья», потом печатались в газетах Мурманска, Североморска, Пензы, Твери, в журналах «Воин» (Москва) и «Сура» (Пенза), в коллективных литературных альманахах «Штормовые параллели», «Мы –земляки», «Ваенга», «Поэтический венок Курску».
В 1998 году в Североморске вышел его первый поэтический сборник «Ну что они о море?!» здесь собраны стихотворения, написанные с 1974 по 1997 годы и посвящённые одной теме – Военно-морскому флоту России, в 2002 – второй сборник «Как жизнь …» и третий «Советы бывалого автопоэта». «А летом 2009 года культурное затишье в Североморске приятно оживил поэт Михаил Зверев, выпустив очередной, уже четвёртый, сборник стихов «Мужские игры» (Наталья Столярова «Североморские вести»). Туда вошли ранее не опубликованные работы, произведения ранних лет, поэтические посвящения друзьям – Владиславу Пенькову, Михаилу Орешете, Анатолию Сергиенко. Также важным событием в жизни поэта было то, что его приняли в Союз писателей России.
Московский критик Переяслов в газете «День литературы» назвал стихи флотского поэта рассказами, где факты жизни видоизменяются, и рождается индивидуальный набор лирических тем о любви, о Родине, о природе, о друзьях, о службе… Поэт рассказывает о жизни…

Начнём обсуждение с круга вопросов, которые помогут понять, как раскрывает М. Зверев традиционную тему, тему природы, обратимся к пейзажной лирике (Приложение).

КАРТОЧКА №1. Пейзажная лирика

1. Выбрать стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике.
2. Выписать ключевые образы из стихотворений данной тематической группы.
3. Классифицировать эпитеты, используемые в данной тематической группе.
4. Определить, как цветопись и звукопись помогают понять авторское отношение.
5. Выявить диапазон эстетической характеристики малой родины.

 

Выводы:
Поэт обращается к образам природы, чтобы выразить своё
представление о мире. Близость к природе даёт ощущение полноты жизни. А смысл ей придаёт родной дом. Как же раскрывает
М. Зверев «сквозную» тему русской литературы, тему дома?

КАРТОЧКА №2. Тема дома в лирике

1. Объяснить смысл понятий «литература дома» и литература бездомья», подтвердив примерами из классической литературы.
2.Выбрать ключевые образы из стихотворений данной темы.
3.Определить, с помощью каких изобразительно-выразительных средств они создаются.

Выводы: Дом. Толпа.– это приют, причал. Там всегда любят и ждут близкие люди. А хранительницей домашнего очага, музой изначально была женщина.

КАРТОЧКА №3. Образ лирической героини в стихотворениях М.Зверева

1. Объяснить лексическое значение слова «образ», разделив его на смысловые части.
2. Какие художественные приёмы позволяют поэту в небольшом лирическом произведении создать портрет героини?
3. Какова эволюция чувства любви в лирике? Составить лексические цепочки.
4. Найти у других поэтов аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с данным (М.Зверев. «Вдова»).

Лирический герой способен глубоко чувствовать, его волнуют вопросы смысла жизни, предназначенья человека, противостояния добра и зла, смерти и бессмертия. Откроем ещё одну страницу творчества поэта и обратимся к философской лирике.

КАРТОЧКА № 4. Философская лирика.

1. Определить проблематику стихотворений, относящихся к данной теме.
2. Прочитайте стихотворение «Толпа». Сопоставьте словесные ряды, которыми строятся и развиваются ключевые образы, противопоставленные по эмоциональному звучанию.
3. Каков мир, окружающий лирического героя, какими художественными приёмами он создан? Как чувствует себя герой в этом мире?

Стихотворение «Толпа» начинается с констатации известного факта:

«Христос был предан смети лютой», (см. Приложение 1) но человечество до сих пор решает вечный вопрос: «Кто виноват?», «Кому укор» – всем или Пилату?
Почему-то рассказ о событиях прошлого автор начинает, используя глаголы настоящего времени: «кричат они», «выносит приговор», «встречаясь с ними», а затем – в будущем:
«И Божью искру осудит».
Кажется, что время не властно над натурой человека… Глаголы настоящего времени затем меняются на прошедшее: «ниц лежат», «так повелось». Этот приём позволяет отделить действователя от действия.
Ещё одну интересную особенность мы заметили: глаголы, обозначающие конкретные действия – совершенного вида, но не имеющие семантики законченности, связаны с глаголами говорения, которые как бы доводят действие до конца:
Приказал – приговорён;
Распни – выносит приговор;
Взрастила семя зла – ты ликовал
Очень важна и композиция для понимания идеи стихотворения. Произведение состоит из 5 строф и 2 заключительных строчек.
В первой строфе сообщается, что было «вчера»: Голгофа, кровавый крест…Задан риторический вопрос: «Кому укор»? Во второй строфе называются конкретные имена с и дана характеристика людям: Пилат –палач, подлец, преступник Вар-Раванн. В третьей строфе меняется семантика: вместо Иисуса – назаретянин, люди – Ершалаим – ты. Пространство сужается. В четвёртой строфе от бытовой конкретики автор поднимается до философского осмысления проблемы. «Я» рассказчика исключается, появляется определительное местоимение «все», усилительная частица «и», заглавные буквы в словах: Божью, Воин, Пиит, Разум, а толпа – со строчной буквы, так, на графическом уровне показана антитеза.
Пятая строфа начинается с риторического вопроса к себе, к людям, появляется местоимения «мы» и «все»: «Неужто все мы таковы?», далее автор использует риторическое обращение: «Увы, История, увы» Появляется тройная антитеза: толпа – Избранник, Герой (Пилат) – «Христос (Бога Сын – один). В текст стихотворения вплетается мотив одиночества

Особенностью идейно-художественного языка является своеобразное отношение концептов «толпа» и «пророк» как двух противопоставленных семантических центров. Одиночество лирического «Я» выступает и как награда за исключительность, за непохожесть (другое пространство, другие, высшие, нравственные категории жизни), и как крестный путь (терновый венец, непонимание, одиночество).
Система семантических связей – это ещё одна из составляющих структуры текста. Параллелизм конструкций заставляет по-новому взглянуть на события и героев, создаётся антитеза толпы и Человека, исключающая коммуникацию. «Гомо-сапиенсы на вид» невосприимчивы к слову: «хор голосов» – это иллюзия, а реальность – «лай алчных псов».
3.4. Каждый текст имеет свой мир. «Перечень лексем текста – это предметный печень его предметного мира» (Kjnvfy
Мы составили микрословарь строф, расположив их параллельно. «Монтаж лексем создаёт специфическую, поэтическую картину мира» (Лотман Ю.).

1 строфа: Христос
предан смерти
вчера
Голгофа крест

Он воскрес
приговор
спор
укор

2 строфа: Пилату
Проклятья
Он
Венец терновый

Христа
История
Взывал
Христос
Вопрос
Он
Иисус

3 строфа: люди
кричат
они толпа
позор тебе, Ершалаим
вчера
с Ним
ликовал
семя зла

Алчная толпа

4 строфа: Личность
психология толпы
Божью искру остудит
Воин Пиит ты
Разум спит
5 строфа: Кто мы
История
над толпой
тот Избранник Герой
Не Христос
он
Пилат
Бога сын
один

В своём Отечестве одинок
Пророк
Выявили интересную закономерность наиболее часто употребляемых слов:

Христос – 3 раза (един в трёх лицах), Не Христос и Иисус рассматривали как отдельные лексемы.
Толпа – 6 раз (число зверя, символ антихриста),
Пилат – 6 раз (орудие зла),
История – 2 раза (взгляд на события прошлого из современности).
А слова Отечество и пророк употребляются всего один раз, поэтому не случайно рифма «одинок».
В строфах меняется характер окружения у наиболее употребляемых слов. В первой – это дорога на Голгофу к кресту, во второй и третьей строфе названо конкретное место действия – Ершалаим, в четвёртой и пятой – пространственная конкретика исчезает, меняется семантика: «Божья искра», «Разум спит», «Бога сын». Пространство расширяется, исчезают временные рамки, появляется определительное местоимение «все» вместо личных. Соответственно, меняется и облик персонажей: «Не Воин, не Пиит, а Пророк».
Последние строчки несут особую структурную функцию – ломают привычный, бытовой взгляд на судьбу, появляется мотив избранничества.
Поэтический мир последовательно расширяется, «включая в начале бытовое окружение, затем – космическую протяжённость и, наконец, универсум, который, будучи всем, столь обширен, что пространственных признаков уже не имеет».(Лотман 180)

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы попытались посмотреть на мир глазами поэта, понять его чувства-настроения, образы-характеры, с помощью интуиции обобщить фактический материал.
Пространство и время не являются для поэтафилософскими абстракциями, а входят в непосредственное жизненное восприятие. Поэт способен воплощать в творчестве мир по-своему, как он видит его и переживает. По-своему не значит произвольно, а с высоты восприятия вечных истин, богатого духовного опыта отечественной культуры, в согласии со своим чувством – переживанием и в соответствии с эстетическими данностями. Через этот художественный поэтический мир нам открывается жизнь, ее сокровенные глубины.
Слова И.Анненского по праву можно отнести и к творчествМ. Зверева: «Не то я, которое противоставляло себя целому миру, будто бы его не понявшему, а то я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». (И.Анненский.1903).
«Поэту есть, что подарить, порвав на части, Друзьям, делам, любви... Какое счастье!» (М.Зверев.2003) Наизусть «Как-то жизнь легла в строку...»

Приложение

Толпа

Христос был предан смерти лютой.
Случилось всё вчера, как будто,
Голгофа и кровавый крест…
Да, Он воскрес, потом воскрес,
Но вынесен был приговор…
О том и спор – кому укор?!

Пилату? В хоре голосов
Проклятья лаем тысяч псов:
«Пилат – палач, Пилат – подлец,
Он приказал надеть венец
Терновый на чело Христа…»
История! Я неспроста
Вам задаю прямой вопрос:
«Кем был приговорён Христос?
И так ли сильно виноват
Перед историей Пилат?»
Он не был добр, но он взывал:
«Остановите злобы вал,
Умрёт преступник Вар-Равван,
А Иисус помилован».

А люди что? Кричат они:
«Назаретянина распни!»
Толпа выносит приговор,
Не Понтию, толпе – позор,
Тебе позор, Ершалаим,
Ещё вчера, встречаясь с Ним
Ты ликовал, но семя зла
Взрастила алчная толпа.

В ней каждый – личность, индивид
И гомо – сапиенс на вид,
Все личности и все столпы.
Но – психологиия толпы!
И Божью искру остудит,
Будь Воин ты или Пиит,
Там, где толпа, там Разум спит…

Неужто все мы таковы?
Увы, История, увы…
Кто смог подняться над толпой,
Тот и Избранник, и Герой,
И перед ним уж ниц лежат.
Но не Христос он, а Пилат,
А настоящий Бога сын
Во всей истории один.
Так повелось, что одинок
В своём Отечестве Пророк.