Внеклассное мероприятие "Естественно-научный турнир"

Разделы: Физика, Химия, Биология, Внеклассная работа


В современной школе преподавание предметов естественно - научного цикла переживает серьезные трудности. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня знаний почти по всем предметам естественно научного цикла средней школы. Это объясняется несколькими причинами. И одной из них является подход самих учащихся старших классов к выбору предметов, при котором “ненужные” предметы просто игнорируются. К “ненужным” предметам относятся, прежде всего, те, которые не надо сдавать при поступлении в ВУЗы.

Естественнонаучные викторины в занимательной форме знакомят учащихся с явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики, химии и биологии в быту и технике. Викторины углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления и прививают интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, расширяют общий кругозор.

Особенно это важно при обучении учащихся в гуманитарной гимназии.

Каждый год мы, учителя естественнонаучного цикла, проводим декаду естественных наук. В рамках декады проводятся различные мероприятия. Особой популярностью пользуются такие мероприятия, как:

  • Естественнонаучный турнир (8-е классы);
  • Викторины по физике и биологии (7-е классы);
  • Турнир МИФ (математика, информатика, физика) для 9-х классов;
  • Конкурсы тематических газет “Гордость российской науки”;
  • Конкурс рисунков “Природные явления” (5 - 6-е классы);
  • Конкурс кроссвордов (10-11 классы);
  • Химическая сказка для школьников начальной школы.

Предлагаем вашему вниманию сценарий проведения естественнонаучного турнира для учащихся 8-х классов. Поскольку декада проходит в декабре, то используются знания учащихся по биологии (за курс 6,7 и частично 8 класса), физике (7-8 классы) и начальные знания по химии.

Цель мероприятия: осуществление межпредметных связей; развитие логического мышления и закрепление полученных на уроках знаний; создание атмосферы творчества, радости постижения истины, повышение интереса к предметам, развитие внимания, памяти.

Задачи: вовлечь в интересный мир физики, химии и биологии, развить дух здорового соперничества.

Оформление. На школьной доске вывешивают цветной плакат “Игровое поле” (приложение 1), в виде дороги. Дорога состоит из кругов разного цвета, каждый из которых символизирует определённые виды заданий.

Предварительная подготовка

  1. Приз, для команды победителей и утешительные призы для проигравших команд;
  2. Подготовка отдельных листов с вопросами из разных областей знаний (без ответов);
  3. Кубик, каждая сторона которого пронумерована от 1 до 6;
  4. Подготовка плаката с игровым полем;
  5. За неделю до турнира учащиеся каждого класса из параллели выбирают команду из 6 человек. Команда готовит оригинальное приветствие на 3 минуты, название, эмблему.

ХОД ТУРНИРА

  1. Организационный момент.
  2. Турнир проводится во внеурочное время. Рассчитан на 50–60 минут. Для проведения необходима большая классная комната, в которой можно сдвинуть парты, чтобы освободить пространство для игроков или зал. А какая игра без болельщиков? Для них тоже должны быть предусмотрены удобные места.

  3. Приветствие команд.
  4. Определение очередности хода: первой ходит команда, правильно ответившая на общий вопрос за более короткое время. Остальные команды выстраиваются по мере увеличения времени, отведенное на выполнение задания.
  5. Общее задание: Изображены знаки химических элементов, под которыми несколько цифр. Необходимо заменить эти цифры буквами из названий соответствующего элемента:

    Li S H Hg Ca Fe Cu Ответ: Лавуазье

    1 4 1 3 2 5 4,2

    Фишки капитаны команд ставятся на старт.

  6. Объявление условий игры: Каждая команда бросает по-очереди кубик и передвигает свои фишки вперед по его указанию. Команда получает вопрос из определённой области знаний. На обсуждение даётся 1 минута, после чего капитан оглашает предполагаемый ответ. В случае правильного ответа команда остаётся на этой клетке, в обратном случае возвращается на исходную позицию. Вопросы задает ведущий. Если команда ответила неправильно, учитель зачитывает правильный ответ. В игре побеждает та команда, чья фишка первой придёт к финишу.
  7. Особенности движения по игровому полю:

    Синий кружок – передвинуть свою фишку по указанию стрелки и ответить на вопрос;

    Желтый кружок – пропустить один ход;

    Красный кружок – получить задание из определенной области знаний, буква Ф указывает на вопрос из области физики, Х – химии, Б – биологии.

  8. Подведение итогов игры и награждение участников.

Вопросы по физике – приложение 2

Вопросы по химии – приложение 3

Вопросы по биологии – приложение 4

Список литературы

  1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006.
  2. Грабар А.В. и другие. Предметная неделя биологии в школе. Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  3. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. М.: Дрофа, 2005.
  4. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.
  6. Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы, М.: Глобус, 2008.
  7. В работе использованы материалы журнала “Физика в школе”, “Биология в школе” с 2005 года.