Конспекты логопедических занятий по устранению дисграфии во 2-м классе

Разделы: Логопедия


Занятие №1

Тема: Дифференциация звуков [Л’] – [Й]

Цель:

  • учить дифференцировать звуки [Л’] – [Й], определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки [Л’] – [Й], с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки (лейка, фрукты), цветовая линейка для игры “Светофор”, графические профили звуков [Л’] – [Й].

Ход занятия

I.Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

- Вспомните по порядку названия всех месяцев.

- Вспомните названия месяцев по временам года. Назовите месяцы времени года зима (весна, лето, осень)

- Какое время года вам больше всего нравится, почему?

II.Основная часть

Введение в тему

- Что видите на этой картинке? (Лейку)

- Для чего используется лейка?

- Какие звуки в этом слове произносятся мягко? [Л’ и Й]

- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

- Да, сегодня мы будем учиться различать и выделять звуки [Л’] – [Й] в словах.

- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

[Л’] – [Й]

- А также запишите слово: ЛЕЙКА

- Выделите изучаемые буквы зеленым кружком.

1.Уточнение и сравнение произношения звуков [Л’] – [Й]. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили (на доске, сопровождая показ указкой)

- Уточним и сравним произношение звуков [Л’] – [Й].

- Когда мы произносим звук [Л’] - губы растянуты в улыбке. Кончик языка поднимается вверх и касается бугорков. Язык напряжен, голосовые связки работают.

- Возьмите зеркало и произнесите звук [Л’].

- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [Л’]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

- Звук [Л’] - согласный, мягкий, звонкий.

- При произношении звука [Й] – губы растянуты в улыбке. Кончик языка прижимается к нижним зубам, спинка языка выгнута горкой. Голосовые связки работают.

- Возьмите зеркало и произнесите звук [Й].

- Приложите тыльную сторону ладони к горлу, и произнесите долго звук [Й]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

- Звук [Й] - согласный, мягкий, звонкий.

- Таким образом, сделаем вывод, что оба звука согласные, мягкие, звонкие.

2. Воспроизведение чистоговорок по “цепочке”

- Повторите за мной по “цепочке” чистоговорки:

Ай-ай-ай – приближается трамвай

Ой-ой-ой – приходи скорей домой
Ей-ей-ей – спеть красиво ты сумей
Яй-яй-яй – неужели ты лентяй?
Аль-аль-аль – он согласен на медаль
Ель-ель-ель - на полях метет метель
Юль-юль-юль – на окно повесим тюль
Оль-оль-оль – в супе вкусная фасоль
Ыль-ыль-ыль – за околицей ковыль

3. Чтение слогов (с доски)

ай ой уй эй ый ий яй ей ёй

ля ле лё лю ли

4. Диктант слогов

ай, аль, ля, ой, оль, лё, ый, иль, ли, яй, ий, лю, ле;

5.Игра “Хлоп и топ”

- Поиграем в игру “Хлоп и топ” и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [Л’] – [Й]. На слова со звуком [Л’] – хлопаете, со звуком [Й] – топаете.

(мой, тюль, тюльпан, йод, йог, лайка, йогурт, капель, пыль, цель, Аля, юный)

6. Игра “Светофор”. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

- Сейчас поиграем в игру “Светофор”.

- Положите перед собой линеечки и возьмите фишку. Определите место звука в слове. Сначала слова со звуком [Л’].

(лиса, педаль, клетка, Люба, пальма, килька, лицо, валенки)

-Теперь со звуком [Й].

(урожай, йод, каравай, майка, йог, домой, йогурт, лайка, трамвай)

- Молодцы, справились с заданием.

7. Списывание с доски.

- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы Л-Й, выделить мягкие согласные звуки [Л’] – [Й] зеленым цветом. Найдите “лишнее” слово, отметьте его крестиком и объясните почему?

Крем_ь, _е_ка, у_е_, _е_те;

_ине_ка, семе_ка, нак_е_ка, на_е_ка;

Ию_ь, деяте_ь, я_цо, е_и;

8. Физминутка

9. Игра “Приготовим кисель из ягод и фруктов”.

- Перед вами картинки. Назовите их.

- Как вы назовёте их одним словом? (Ягоды, фрукты)

- Для того чтобы приготовить вкусный кисель, повар добавляет в него ягоды или фрукты.

- Из чего приготовлен кисель, тем и называют. Например, кисель из смородины – смородиновый.

- Один работает у доски, остальные в тетрадях. Пишем только ответы.

Из малины - …, из земляники - …, из лимона - …, из сливы - …, из апельсина - … .

- Выделите в словах изучаемые звуки зеленым цветом.

10. Упражнение “Путаница”. Составление предложений с данными словами.

- Даны предложения, но слова в них перепутались. Поторопитесь составить правильные предложения.

Малиновый, мама, джем, сварила.

Чай, Лена, земляничный, пьёт.

Любит, чай, бабушка, пить, лимоном, с.

Торт, магазине, в, продают, сливой, со.

Сок, я, люблю, апельсиновый.

11. Запись предложения на слух.

- Послушайте предложение:

Елена Васильевна любит наблюдать за маленькими лебедями.

- Кто любит наблюдать?

- Что делает Елена Васильевна?

- За кем любит наблюдать?

- Послушайте предложение еще раз

- Сколько слов в предложении?

- Назовите по “цепочке” это предложение.

- Помните, что имена и фамилии людей пишутся с большой буквы.

- Прочитаем предложение, разделив слова на слоги. (Cначала хором, затем каждый про себя, вполголоса.

- Еще раз слушаем предложение и запоминаем.

- Запишите это предложение по памяти.

- Проверяем. (Читаю предложение, выделяя каждое слово.)

- Выделите в словах изучаемые звуки зеленым цветом.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: дифференциация звуков [Л’] – [Й]

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков [Л’]- [Й] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами;

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки [Л’] – [Й] в словах, словосочетаниях и предложениях, тексте;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
  • активизировать и обогащать лексический словарь, совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать желание трудиться, уважать старших;
  • развивать зрительное, внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв [Л’ – Й], графические профили звуков, текст рассказа “Лентяй”.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Вспомните названия дней недели по порядку. Отвечаем по цепочке.

- Какой день позавчера? Вчера? Какой день наступит завтра? Послезавтра?

II. Основная часть

Введение в тему

- Кто изображен на картинке? ( Гном)

- Вспомните имя гномика из сказки, который ничего не делал. (Лентяй)

- Назовите первый и последний звуки в слове - Лентяй.

- Как произносятся эти звуки, твердо или мягко?

- Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.

Сообщение темы

- Да, сегодня мы продолжим работу по различению и выделению звуков [Л’] – [Й] в словах.

- Запишите число, месяц, тему.

[Л’] – [Й]

- А также запишите имя героя нашего занятия: Лентяй.

- Выделите изучаемые звуки [Л’ – Й] – зеленым цветом. Назовите слог со звуком [Л’] в слове Лентяй и слог со звуком [Й]. (Лен, тяй)

- Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

1. Уточнение и сравнение произнесения звуков [Л’] –[ Й]. (на доске висят графические профили звуков)

- Когда мы произносим звук [Л’] - губы растянуты в улыбке. Кончик языка поднимается вверх и касается бугорков. Язык напряжен, голосовые связки работают.

- Звук [Л’] - согласный, мягкий, звонкий.

- При произнесении звука [Й] – губы растянуты в улыбке. Кончик языка прижимается к нижним зубам, спинка языка выгнута горкой. Голосовые связки работают.

- Звук [Й] - согласный, мягкий, звонкий.

- Таким образом, оба звука согласные, мягкие, звонкие.

2.Чтение цепочки слов с доски (хором, затем по цепочке)

лес йод
лёд йог
люк йогурт
липа мой
лямка твой

- С каким изучаемым звуком вы прочитали слова 1-го столбика? [Л’]

- Какой изучаемый звук в словах 2-го столбика?

3.Игра “Кто внимателен?”

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками [Л’]- [Й], а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой.

(Люба, бойкий, телефон, стройка, любовь, каравай, лимон, попугай, сойка, другой, Лена)

4.Запись слов в два столбика со звуками [Л’] – [Й].

- Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой Л – двумя чертами, Й – одной чертой. (Дети должны опираясь на гласные в уме разделить слова на слоги и найти слог с буквой Л или Й в слове.)

(Слива, чёрный, апельсин, красный, оранжевый, малина, сиреневый, лимон, калина, коричневый)

- Прочитаем, какие слова вы записали в первый столбик. Читаем по “цепочке”, называем слог в слове с буквой Л.

- Что вы можете сказать об этих словах? Назовите одним словом. (Ягоды, фрукты)

- Читаем слова второго столбика, называем слог. Назовите одним словом. (Цвета)

5. Наблюдение за согласным Й, когда он произносится в составе гласных: я, е, ё, ю.

- Вспомните буквы II ряда. Назовите их.

- Правильно. Эти буквы мы называем “хитрыми”. Почему?

- И действительно, эти гласные произносятся как два звука. Помните сказочку про звук [Й], когда он пришел к гласным: а, о, у, э. Предложил им спеть песню вместе с ним.

- Посмотрите на эту табличку, как получились буквы: я, е, ё, ю.

- Вот слово: ЯМА

- Сколько букв в этом слове?

- А звуков? Почему? Чего больше: звуков или букв?

- В каком месте находится буква: Я?

- И правильно. Значит, если гласные буквы: я, е, ё, ю - находятся в начале слова, то они произносятся как два звука, но обозначаются одними буквами.

- Назовите другие слова, когда эти буквы стоят в начале?

- Вспомните и другие позиции этих букв, когда они произносятся как два звука. (после знаков: Ъ,Ь, после других гласных)

6. Игра “Цвета”

- Поиграем в игру “Цвета”. Я буду показывать карточки, а вы будете называть цвет, чётко произнеся слово по слогам. Работаем “по цепочке”.

7.Составить словосочетания, используя вопрос: какой?

- На доске даны картинки. Составьте словосочетания, используя вопрос: какой?

-Например: огурец (какой?) зелёный. Выделите окончание (–ый) и букву Л.

(огурец зелёный, помидор красный, баклажан синий, апельсин оранжевый, лимон жёлтый)

- Что обозначают эти слова? (названия овощей и фруктов)

8. Физминутка

9. Закончить предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой. Выделить изучаемые звуки. Работу выполняем только на доске, по “цепочке”. Один записывает, остальные проверяем.

Ранку нужно залить … лёд
Зимой реки покрыты … йод
… живут в лесу. лежи
- … тихо, - сказала мама. ежи
На штанишки пришили … ямка
Не упади в глубокую … лямка
Пароходы уплывают в … дай
… нам Бог удачи во всём. даль

10. Беседа по прослушанному рассказу “Лентяй”.

- Сейчас я вам прочитаю рассказ, называется “Лентяй”. Слушайте.

Наш Толя — лентяй. Любит лентяй полежать в жаркий летний день под яблонькой, да яблочки поесть, да понаблюдать, как другие работают. А другие работают еще как: Елена Васильевна стирает белье, Наталья лилии поливает из лейки, Юлий осиновые колья вбивает — забор новый делает. Дядя Василий — лесничий — лес охраняет. А лентяй Анатолий лежит, кваканье лягушек слушает, да о жизни своей думает. Звали его блины с вареньем есть, а ему и встать лень. Еле-еле поднялся, до крыльца доплелся. Уставшие, но довольные смеются дачники, блины уплетая да чаем липовым их запевая. Только Толя злой и недовольный. Это лень все веселье в нем съела.

Ответим на вопросы:

- Про кого рассказ? ( Про мальчика Толю)

- Как его прозвали? Почему? (Лентяем, потому что он все время лежал да наблюдал как другие трудятся.)

- Чем занимались люди, которые жили рядом с ним?

- Когда человек трудится от души, то и есть хочется с удовольствием. Правда?

- А было ли это желание у Толи? Что же ему мешало? ( Не было, он еле-еле поднялся, до крыльца доплелся. Мешала ему лень.)

- Запишем два последних предложения под диктовку из этого рассказа.

Толя злой и недовольный. Это лень все веселье в нем съела.

- Выделите в словах [Л’] – [Й].

III. Итог занятия

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Что общего между ними? (Оба согласные, мягкие, звонкие)

- Какие слова вы запомнили со звуками [Л’] – [Й]? Назовите их.

- Какие задания вам понравились?

- Благодарю всех за работу, до свидания!