Логопедическое занятие в средней группе "Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Логопедическое занятие в средней группе.

Цель: познакомить детей с органами артикуляционного аппарата; 

учить детей вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы; расширять представления дошкольников об окружающем мире; обогащать активный словарь; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование: мягкие игрушки (зайчик, мышка, медведь, и др), листочки, вырезанные из цветной бумаги на обруче, зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Поздоровайтесь.

Рисунок 1

- Ребята, скажите, какое время года наступило?

«Осень, осень к нам пришла,
Нам подарки принесла,
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты».

- А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные)

Дыхательная гимнастика.

- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.

Рисунок 2

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

(садимся за столы, ставлю Зайца и Мышку)

2. Основная часть

(садятся за столы, выставляются игрушки: мышка и зайчик)

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Рисунок 3

- Вы помните, кто такие Мышка и Зайчик? (Это игрушки)

- Вы, наверное, не забыли, что они очень любят путешествовать?

- А еще у Мышки и Зайчика есть знакомый — Мудрый Медведь. (выставляется медведь). И этот Медведь предложил им отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.

- Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (бьёт барабан, дудит дудка и т.д.)

- Скажите, как сигналит машина, как смеются дети, как воет волк, лает собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят звукоподражания.)

- Так вот, все, что вы сейчас произнесли и услышали, — это и есть звуки. И звуками считается все, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.

- Куда мы с вами поедем? (В страну Азбуку.)

- Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в страну Азбуку? (Страну Звуков.)

- В путешествие мы поедем на поезде.

3. А)

-  Пора занимать свои места в вагончиках. Мышка, Зайчик и Мудрый Медведь уже сели.

- Вы готовы к путешествию по стране Звуков?

- Тогда подудите, как паровозик. («Ту-ту».)

- Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух».)

А это значит, что мы уже едем по стране Звуков.

Б)

- Мы едем мимо зоопарка. - Скажите, кого увидели Мышка и Зайчик?

Зайчик решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрого Медведя он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал?

- Давайте поможем ему. (Дети изображают, как подают голос увиденные игрушки: корова, лошадь, овца, собака, петух и кошка.)

- Можно ли все, что вы произнесли, назвать звуками? (Можно.)

- Мы с вами побывали в стране Звуков.

-Возвращаемся домой. Подудите, как паровозик («Ту-ту»).

-Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух»).

4.

- Ребята, а теперь давайте поиграем. Вставайте в круг. Я встану в центре.

Рисунок 4

Предлагаю детям всем вместе сочинить стихотворение.

Логопед: Подпевает козлик мне:

Дети: Бе-бе!

Логопед: Лает песик, хвост задрав:

Дети: Гав-гав!

Логопед:А петух мне на бегу прокричал…

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Логопед: А котенок пискнул:

Дети: Мяу!

Логопед: И лошадка:

Дети: Иго-го.

В ходе физкультминутки дети вслед за логопедом изображают движения животных: топают ногой (как козлик), встают на четвереньки (как песик), машут руками (как петух), садятся на корточки (как котенок).

- Какие звуки вы произнесли? («Бе», «Гав», «Ку-ка-ре-ку», «Мяу», «Иго-го».)

(садятся за столы)

5.

 - Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. После того как Мышка и Зайчик разобрались, что такое звуки, Мудрый Медведь рассказал им, откуда и как появляются звуки. Оказывается, звуки возникают во рту.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя)

6.

Давайте попробуем отгадать загадки:

-Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят.(Зубы)

-Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй.(Щеки)

-Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы спим.(Язык)

О чем были загадки?

7.

- Послушайте сказку о Веселом Язычке и повторяйте за мной все движения язычка. (раздаются зеркала).

Жил да был на свете Веселый Язычок. У него был свой дом — рот. Стены — щеки (дети надувают щеки), окна — губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы).

Рисунок 5

Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл пол – нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

Как-то раз Веселому Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

- Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул. (Упражнение повторяется несколько раз.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

8. Итог занятия

- В какой стране живут звуки? -  А буквы? - В какой стране очутились Мышка, Зайчик и Мудрый Медведь по дороге в страну Азбуку?

- С помощью чего мы произносим звуки?

- Вам понравилось занятие?

Сюрпризный момент.   - Игрушки очень рады, что вы с ними путешествовали и хотят вас угостить. (раздаются конфеты).