Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Обучение учащихся навыкам аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Знать признаки и строение текста, определять связи предложений в тексте;
  2. Практически закрепить теоретические вопросы, связанные с изучением текста, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ через совершенствование навыка аргументации суждения.
  3. Научить учащихся проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности через умение грамотно и логично рассуждать.

I. Организационный момент.

Учитель: Посмотрите на тему урока и попробуйте сами сформулировать его цель.

Учащиеся: Совершенствовать навык аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Учитель: Что же такое аргумент , аргументация?

Аргумент – довод, доказательство.
Аргументация – совокупность аргументов.

Учитель: Почему мы обращаемся к аргументации?

Умение аргументировать свои мысли, суждения поможет нам подготовиться к ЕГЭ.

II. Повторение сведений о тексте

Учитель: Сегодня мы будем работать с текстом, поэтому давайте вспомним, что такое текст?

Учащиеся: Текст – от лат. textus – ткань, соединение.
Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически.

Учитель: Аргументируйте это высказывание.

(Учитель помогает ученикам расположить предложенные аргументы в порядке логики)

  1. Несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;
  2. тематическое и композиционное единство всех его частей;
  3. наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
  4. смысловая цельность;
  5. относительная законченность.

III. Практическая работа.

Учитель: Соберите из отдельных предложений текст. Аргументируйте свой выбор. (Учащиеся на отдельных листочках получают предложения под номерами)

  1. Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли.
  2. И когда от пня останется одна труха, и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы – ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.
  3. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в средину пня.
  4. Это елочка ловко устроилась на пеньке.
  5. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
  6. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смети своей хранил и вскармливал дитя.

(Ответ: 4, 3, 5, 1, 6, 2)

Учитель: Автор этого текста известный писатель В.П. Астафьев. Какое утверждение автора соответствует основной мысли текста?

  1. Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни.
  2. Молодому растению необходимо создавать условия для жизни.
  3. Жизнь продолжается именно потому, что существует связь поколений и память о прошлом.
  4. чтобы выжить, надо научиться приспосабливаться.

(Ответ аргументируйте)

Учитель: В каком предложении текста сформулирован вывод ?

А) 6 Б) 1 В) 2

(Ответ аргументируйте)

Учитель: Вспомните, как в 9-м классе на экзамене вы писали сочинение-рассуждение. Чтоб доказать определенное суждение (мысль), вы использовали аргументы. По какому алгоритму строилось рассуждение?

Учащиеся:

  1. Мысль
  2. Доказательство в виде аргументов: во-первых..., во-вторых..., например...
  3. Вывод: итак..., поэтому... (данный алгоритм показывается на слайде)

Какие слова помогают логично и грамотно строить доказательство? (Вводные слова)

Учитель: пользуясь этим алгоритмом, объясните, почему В. Астафьев назвал ель родительницей.
 Кого мы можем так назвать и почему?
Делая вывод, объясните авторскую позицию.
Прав ли автор?
Найдите аргументы из нашей жизни, подтверждающие позицию автора.

Учитель: Еще раз посмотрите на текст В Астафьева. Определите тип речи.

  1. Описание
  2. Повествование и описание
  3. Рассуждение и описание
  4. Рассуждение (докажите вашу мысль с помощью аргументов)

Учитель: Определите стиль речи, аргументируйте свое суждение.

  1. Публицистический
  2. Художественный
  3. Художественно-публицистический
  4. Разговорный

Учитель: Определите отношение В. П. Астафьева к высказанному содержанию. Какие слова на это указывают?

Ответ: Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (елочка, пенек, корешок, деревце, травинки) указывают на ласковое и нежное отношение автора к беззащитной елочке, к ее родительнице – ели.

Учитель: Найдите предложения, связанные с предыдущим цепной связью с помощью личного местоимения. Укажите их номера. (3, 6).

Учитель: Определите средство выразительности в предложении № 6.

  1. Метонимия
  2. Олицетворение
  3. Метафора
  4. Гипербола
  5. Аллегория

(Ответ: 2, 3)

Учитель: В каком предложении автор использует однородные деепричастные обороты?

  1. 6
  2. 5
  3. 2

(Ответ: 2)

Учитель: Определите функцию однородных деепричастных оборотов в предложении

(Ответ аргументируйте)

  1. Дополняют детали общей картины
  2. Показывают динамику действий
  3. Придают речи эмоциональный оттенок

Учитель: Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения

  1. Предложение № 3 – сложносочиненное, состоит из двух простых
  2. Предложение № 5 – сложное со сложноподчиненной и – сложносочиненной связью
  3. Предложение № 6 – сложноподчиненное, состоит из трех простых предложений

(Ответ: № 2)

Учитель: Укажите номер предложения с однородной подчинительной связью.

  1. № 3
  2. № 5
  3. № 6
  4. № 2

(Ответ: № 6)

Учитель: Укажите номер предложения с вводным словом.

  1. № 5
  2. № 1
  3. № 6
  4. № 2

(Ответ:№ 6)

IV. Подведение итогов.

Учитель: Давайте вспомним, какую цель мы ставили сегодня на уроке. Совершенствовать навык аргументации суждения.

– Достигли ли мы ее?
– Какими должны быть аргументы? (Точными, краткими, логичными)
– Вспомните алгоритм рассуждения.

Только ли для успешной сдачи экзамена нужно уметь аргументировано доказывать свои суждения?

– В каких жизненных ситуациях нам может понадобиться умение грамотно рассуждать? Приведите примеры.
– Какой можно сделать вывод?

V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на любую выбранную тему: “Умение рассуждать расширяет круг общения”, “Без аргументов невозможно рассуждать, а без рассуждений невозможно жить”, “Грамотная речь – залог успеха”.