Работа с родителями в рамках организации исследовательской деятельности младшего школьника

Разделы: Работа с родителями


Организация работы с родителями всегда вызывает определенные трудности, особенно в первом классе, когда учитель и родители должны совместными усилиями вывести первоклассника на новый уровень, учитывая тот факт, что ребенок оказывается в этот период в совершенно новых для него, непривычных условиях, часто среди незнакомых людей.

Учитывая опыт работы прошлых лет, я решила по-новому построить работу с родителями данного набора. Особенностью является уже то, что я работаю по системе общего развития академика Л.В.Занкова. На первом собрании, которое проводилось в мае, я познакомила родителей с примерным планом работы на новый учебный год. Частью этой работы была организация исследовательской деятельности первоклассников. Прежде всего, я представила родителям результаты работы районного научного общества учеников-занковцев “Я познаю мир”, в частности, моих учеников прошлых лет. Кратко изложила суть направлений, по которым могли быть организованы исследования. Это было неожиданно для родителей, но они поддержали меня. Было принято решение: в летний период подготовить необходимый материал для детей.

Организация работы с родителями на раннем этапе, когда классный коллектив еще не сформирован, когда я как учитель большей частью знакома с детьми лишь заочно по их личным делам и анкетам родителей, имела положительные результаты.

Совмещая работу классного руководителя и заместителя директора, курирующего организацию образовательного процесса в начальной школе, мне приходится общаться с родителями и их детьми, решая вопросы разного рода. Ситуации бывают разные: одни родители идут на контакт, с другими бывает очень трудно найти взаимопонимание. Я же хочу остановиться на одной из форм работы с родителями, которая тесно взаимосвязана с организацией деятельности младших школьников.

Вызывает тревогу нежелание части старшего поколения (проявляющееся в последнее время особо остро), а точнее, молодых родителей в возрасте 25-30 лет, заниматься воспитанием своих детей. В частности, в своей практике работы с детьми младшего школьного возраста я столкнулась с различными фактами отношения детей к своим родителям, бабушкам и дедушкам, другим близким родственникам: от благоговения с непререкаемым выполнением любых требований до крайне неуважительного. Это проявлялось в элементарном: знание или незнание их имен, места жительства, иных биографических данных. Кто же, если не родители, должны, в первую очередь, заботиться о формировании у своих детей понятий семейной этики, взаимного уважения членов семьи друг к другу, включая представителей старшего поколения? Можно было бы озвучить несколько “образчиков” таких семейных отношений и “традиций”, когда дети не только не знакомы с историей своей семьи, но даже не знают имен близких родственников, бабушек и дедушек, – это не изменит положение вещей: начинать нужно с позиции родителей, которую они занимают в данной ситуации.

Именно в таких условиях учитель вынужден, вопреки нежеланию семьи, скорее “условному” желанию, брать на себя всю ответственность за воспитание будущего семьянина, свято относящегося к своей семье, ее ценностям и традициям; патриота, знающего историю своей семьи, Родины, осознающего необходимость сохранить и преумножить их богатства и славу.

На мой взгляд, частичное решение возникшей проблемы возможно посредством организованной учебной исследовательской деятельности обучающихся в сотрудничестве с родителями детей, их бабушками и дедушками. Так, в нашем районе вот уже шестой год успешно работает научное общество учеников-занковцев “Я познаю мир”, в рамках которого ребята занимаются проектной и исследовательской деятельностью по нескольким направлениям. На ежегодном районном конкурсе исследовательских и творческих проектов обучающиеся 1-4 классов презентуют свои работы компетентному жюри и участникам конкурса. Работы оцениваются по нескольким критериям, определяются победители и призеры конкурса в каждой номинации.

Обдумывая тему исследования, с которой могли бы справиться первоклассники, я решила сосредоточить их внимание на том, что могло бы заинтересовать детей именно сейчас, когда они перешагнули порог школы, первого класса. Большинство детей класса к началу учебного года могли читать, считать, печатать и писать элементы букв. Значит, самым важным и, действительно, новым видом деятельности для них должно было стать обучение навыкам письма.

На начальном этапе (в первом классе) я определила следующие цели организации исследовательской деятельности:

  • показать возможности коллективного исследования в расширении знаний и умений обучающихся;
  • познакомить учеников с методами исследования;
  • выработать у обучающихся первичные навыки исследования;
  • расширить знания учеников об истории письма и письменных принадлежностей.

Следует отметить необходимость соблюдения этапов исследовательской деятельности, поэтому я постаралась скорректировать работу детей по данному алгоритму:

  • выбор предмета исследования;
  • планирование деятельности, определение направлений деятельности;
  • сбор информации, поиск экспонатов;
  • обмен информацией, эксперименты;
  • обобщение полученной информации;
  • защита работы на районном конкурсе проектов и исследовательских работ научного общества учеников-занковцев “Я познаю мир”;
  • анализ работы, использование результатов исследования в дальнейшей работе.

С первого урока письма я постаралась обратить внимание детей на то, что существует история развития письменности, известны различные инструменты для письма и способы письма. Особый интерес вызвал у детей рисунок с изображением перьев (гусиного и металлического), предложенный в тетради по письму. Дети определили, что эти предметы служили инструментами для письма, но сейчас уже не используются. К сожалению, никто из первоклассников не смог сообщить какую-либо дополнительную информацию об этих предметах. Двое ребят вспомнили, что видели дома такие ручки, а гусиные перья – в деревне.

Отметив удивление и заинтересованность детей, я предложила им провести исследование и попытаться найти ответы на возникшие вопросы. Совместно мы определили круг интересующих вопросов: Как и чем писали в прошлом? Где в настоящее время можно найти перьевые ручки? Как писали гусиным пером и перьевой ручкой? На чем можно писать, кроме известной нам бумаги? и ряд других вопросов.

Учитывая разнообразие возникших вопросов, мы определили направления нашей работы:

  • история письменности;
  • история письменных принадлежностей;
  • современные прописи;
  • поиск экспонатов (ручки, тетради, фотографии);
  • стихи и рассказы, картины и рисунки.

Естественно, что мы не смогли сразу ответить на все вопросы. В процессе поиска необходимой информации мы ознакомились с методами исследования, но использовали только те, которые подходили к данной работе: “подумай сам”, “метод наблюдения”, “эксперимент”, “спросить у другого человека”, “найти информацию в книгах”, “посмотреть фильм или познавательную передачу”, “изучить документы”, “получить информацию с помощью компьютера”. Приложение 1

Следует отметить, что значительную помощь и поддержку первоклассникам оказали родители и близкие родственники, которые начали подготовку к данной работе еще летом: были найдены перьевые ручки, прописи 50-х, 80-х годов, иные документы из семейных архивов. Дети проинтервьюировали бабушек и дедушек: когда и как они ходили в школу, чем и на чем учились писать. Мы узнали, что раньше первоклассники писали на отдельных листах бумаги или в тетрадях сначала простыми карандашами, а потом чернилами с помощью перьевых ручек. Для чернил использовались чернильницы-“непроливайки”. С трепетом дети рассматривали семейные реликвии – письма военных лет, написанные чернилами на тетрадных листах фиолетового цвета. Особый интерес у ребят вызвали прописи, которым более 50 лет. Мы провели эксперимент: дети писали чернилами перьевыми ручками и гусиным пером, палочками на песке и пластинах из воска, оказалось, что это очень интересно и трудно одновременно.

Родители помогли детям найти интересную информацию об истории письма и инструментов для письма в детских энциклопедиях и в Интернете. Было найдено много рисунков и репродукций портретов известных людей, стихов и рассказов, содержание которых связано с темой нашего исследования. Учебники УМК системы общего развития академика Л.В.Занкова и традиционной системы обучения “Школа России” и “Школа 2000” – “Школа 2100…” помогли узнать о способах передачи информации различными способами, о “первоучителях словенских”, о “красной строке”, о том, как можно писать без букв и много нового и полезного о разных “загадках письма”.

Собранный материал поместили в папку, объем которой оказался довольно большим.

В результате проделанной работе мы пришли к выводу, что многовековая история письма таит в себе интересные тайны: в разные времена были свои способы письма, письменные принадлежности, материалы для письма. Школьные прописи разных лет, найденные в семейных архивах, несут в себе очень важную информацию, которая помогла нам оценить наши умения писать правильно и красиво. Записи, которым много лет, в том числе и военные письма, – это исторические документы.

К моменту презентации работы на конкурсе родились стихи, которые полно представили содержание проведенного первоклассниками исследования. Представленная на районный конкурс работа была высоко оценена жюри и заняла 1 место в номинации “Науки об искусстве”.

Презентация исследовательской работы “Загадки письма” состояла из ряда слайдов, комментарии к которым озвучивались первоклассниками в стихотворной форме. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4

Мы не могли не поделиться своей победой с самыми дорогими нам людьми, нашими родителями, бабушками и дедушками. На празднике, посвященном окончанию первого класса, мы презентовали наше исследование: взрослые были приятно удивлены, а главное, они смогли оценить не только работу своих детей, но увидеть результат своего участия в данной работе. Ребята на протяжении нескольких месяцев имели возможность по-новому взглянуть на близких людей. Оказалось, что мамы и бабушки, папы и дедушки могут не только проверять уроки, они – интересные собеседники, много знают и делятся этими знаниями со своими детьми, берегут семейные реликвии и традиции, хотят передать все это своим детям и внукам.

В заключение можно сделать вывод, что организованная совместная деятельность детей, родителей и учителя – это интересная, плодотворная, результативная работа, которая позволяет вывести отношения ребенок – родители – учитель на совершенно новый уровень.