Урок по изобразительному искусству: "Теремок" (аппликация)

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  1. Научить вырезать симметричные узоры способом сложения заготовки,
  2. Фформировать знания о симметрии в композиции и форме.

Задачи:

  • формировать у обучающихся знания о резьбе по дереву, ее основных видах;
  • развивать память, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • воспитывать уважение к труду народных мастеров,
  • развивать интерес к ДПИ разных народов,
  • формировать культуру общения в коллективе, чувство сопереживания.

Оборудование:

  • для учителя-карточки со словами,
  • технологическая карта,
  • макет теремка для украшения,
  • макет теремка для инсценировки,
  • работы, выполненные в технике резьбы по дереву,
  • изображения церкви в г. Кижи,
  • изображения разных видов резьбы по дереву.

 для учащихся:

  • синяя бумага,
  • белый лист,
  • белая гуашь,
  • кисть,
  • простой карандаш,
  • шаблоны,
  • ножницы,
  • клей.

1. Организация класса.

2. Вводная беседа. Повторение пройденного материала.

- Ребята, начать наш урок мне хотелось бы с игры «Раздели фигуры». Разделите их на две группы.

ассиметричные

симметричные

-Что обозначает слово симметрия?

+ Симметрия-это свойство фигур, когда одна половина является зеркальным отражением другой.

- Что такое асимметрия?

+ Отсутствие симметрии.

- Верно, об этом мы с вами говорили на прошлом уроке ,сегодня я хочу пригласить вас в сказку (звучит сказочная музыка).

3. Инсценировка.

(Дети инсценируют сказку «Теремок»на башкирском языке, в конце которой теремок ломается).

4. Беседа с элементами демонстрации.

- Ребята, я знаю продолжение этой сказки.

Построили звери новый теремок и стали думать да гадать, как сделать его еще краше прежнего. И решили они поучиться у народных мастеров искусству украшения. Послали они самого быстрого - зайчишку на север России. Много чуда - чудного увидел он во время своего путешествия, но больше всего поразила его красотой своей неписаной Преображенская церковь в г.Кижи в республике Карелия. Эта церковь величайшее архитектурное сооружение народных мастеров. Она деревянная, но построена без единого гвоздя. Украшена она резьбой по дереву.

- Ребята, давайте вспомним, что такое архитектура?

+ Архитектура-это искусство создавать проектировать здания, сооружений. Кроме Преображенской церкви в г.Кижи запомнились зайцу старинные крестьянские избы. Особенно выразительно украшались окна домов. Посмотрите, какие причудливые завитки, листочки, цветы вырезали мастера-резчики по дереву.

Части окна имели свое название. Верхняя и нижняя части-наличники, а боковые – ставни (показываю макет окна).

- Ребята, пока заяц путешествовал по северу России и учился у русских мастеров, медведь не терял времени даром, он узнал какие работы в технике «резьба по дереву» создали башкирские умельцы. Также работы башкирских мастеров продемонстрированы на нашей выставке. Ребята, обратите внимание на резьбу изделий, резьба на каком изделии резко отличается от других?

+ Корзиночка.

- Верно, здесь сквозь резьбу видны просветы, а на остальных нет. Различают два основных вида резьбы: сквозная, глухая.

- Ребята, лисичка-сестричка тоже не сидела на месте. Она пробежалась по нашему городу и увидела много домов с красиво украшенными окнами.

- Ребята, герои помогли узнать нам много нового и интересного, так давайте и мы поможем им украсим новый теремок.

5. Подготовительная работа, планирование .

- Посмотрите на образец, что является основанием, как его подготовить?

+ Нарисовать занавески.

- Как получить изображение занавесок?

+ Монотипией.

- Опишите процесс?

+ Согнуть лист пополам и нарисовать половину штор, затем, согнув лист отпечатать.

- Что является аппликацией?

+ Наличники, ставни.

- Как получить заготовку для аппликации?

+ Наложить шаблон на согнутый пополам белый лист так, чтобы короткие стороны его совпадали с линией сгиба листа, обвести и вырезать.

- Для чего используем оставшийся прямоугольник?

+ Вырежем из него раму.

- Как получить симметричные узоры на наличниках и ставнях?

+ Складывать заготовку различными способами, рисовать половину элемента узора, не разворачивая вырезать.

- Что нужно сделать на последнем этапе?

+ Приклеить аппликацию к основанию, затем наклеить раму.

6. Практическая часть.

(Во время самостоятельной работы оказываю детям индивидуальную помощь.)

7. Анализ, оценивание.

Требования:

- симметричность элементов;

- аккуратность выполнения.

8. Итог.

- О каком виде ДПИ мы сегодня говорили?

- О каких 2-х основных видах резьбы узнали?

+ Сквозная и глухая.

- Какие предметы можно условно назвать симметричными?

- Тетрадь, стул, доска.

- Что понравилось на уроке?

- Вы, ребята, молодцы славно потрудились,

Отвечать на все вопросы правильно стремились!

Я, думаю, что герои в новом теремке будут жить дружно и весело!

- Закончить наш урок мне хотелось бы словами одного великого человека:

«Человек познает не только умом, но и руками и, главное, сердцем. В искусстве иного познания нет».

Презентация