Урок, посвященный ВОВ, на тему: "Дети. Детям. О детях"

Разделы: Математика


Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В. Суворов.

Цели:

  • Формирование гражданского самосознания в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения на примере величайшего события двадцатого века – Победы советского народа над фашизмом, пропаганда примеров героических подвигов патриотов в борьбе с захватчиками.
  • Отработка приемов и навыков работы с одночленами и многочленами.
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Задачи:

  • Пробуждение интереса у школьников к теме защиты Родины, к теме героических подвигов на фронте и в тылу.
  • Создание у молодежи мировоззрения бескорыстного братства.
  • Повышение престижа и социально – нравственного значения патриотического воспитания на примерах жизни и деятельности старшего поколения.

Функции:

  1. Образовательная.
  2. Воспитательная.
  3. Развивающая.
  4. Контрольно – оценочная.
  5. Информационная.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа в виде эстафеты.
  3. Индивидуальный опрос у доски.
  4. Самостоятельная работа по карточкам с учетом дифференциации.
  5. Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель: Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.

СЛАЙД 1

Учитель: Эти замечательные строки написал Р. Рождественский.

Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.

Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но как рубеж, начало отсчета долгих дней и ночей ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны нашего народа.

Ребята, а кто может назвать, сколько дней и ночей длилась ВОВ?

Предполагаемые ответы учеников  4 года, 4,5 года, 5 лет, долго…)

Учитель: Все верно. Но у нас урок математики, и так как математика – наука точная, а на войне очень многое зависело от меткости и точности давайте выясним, с помощью этого сложного уравнения найдем количество дней и ночей самой страшной войны, решив его, мы будем знать точный ответ на конкретно поставленный вопрос.

СЛАЙД 2,3

РЕШИТЕ УРАВНЕНИЕ, И ЗАПИШИТЕ КОРНИ ПО ВОЗРАСТАНИЮ:

(При решении уравнения комментируется каждое действие ссылкой на правила).

Учитель: Правильно 1418 дней и ночей длилась война. Она коснулась всех вместе и каждого в отдельности. За один урок познакомиться со всеми, кого коснулась война, мы физически не сможем. Посвятим наш урок, вашим ровесникам, чье детство было “опаленное войной”. Сколько их было? Из данных, содержащихся в разных источниках, можно с большей или меньшей долей вероятности вычислить, сколько же детей воевало рука об руку со взрослыми против гитлеровцев только в республике Беларусь.

В 1984 г. были приведены следующие данные.

СЛАЙД 4

ЗАДАЧА 1: К концу 1942 года по 114 партизанским отрядам, насчитывающим 10877 человек, 5,4 % приходилось на самых молодых бойцов до 17 лет. Подсчитайте численность мальчишек и девчонок в белорусских партизанах к концу первого, самого сложного периода войны. Ответ округлите до сотен. (600)

В 1994 г. приводятся уже такие “уточненные” данные, так как есть целый ряд примеров, когда многие и многие юные партизаны по разным причинам в списках отрядов не значились, помогая по своей инициативе, нередко втайне от родителей.

СЛАЙД 5

ЗАДАЧА 2: За весь период партизанского движения в республике численность ребят до 18 лет в отрядах составляла 8,87% . Зная абсолютное число народных мстителей 370 человек, подсчитайте количество мальчиков и девочек списочного состава. Ответ округлите до тысяч. (33 тысячи)

СЛАЙД 6

ЗАДАЧА 3: В подполье насчитывалось 70 тысяч человек и партизанский резерв около 400 тысяч человек. Применяя тот же процент, и округление до тысяч, посчитайте, сколько подростков с оружием в руках сражались против гитлеровских захватчиков. (75000)

Вообще удивительно, что цифру сражавшихся детей специально никто не подсчитывал; может быть, не представлялось возможным, но в Большой советской энциклопедии записано “ в годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины было награждено боевыми орденами и медалями”.

Речь пойдет о детях Героях Советского союза, т. е. награжденных золотой звездой.

А сколько их было детей – Героев? Их было четыре человека Вот их имена.

СЛАЙД 7

Леня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик.

СЛАЙД 8,9

ЗАДАЧА 4: За годы войны высокого звания Героя Советского Союза было удостоено 11,5 тысяч человек. Значительную часть из них составляли коммунисты.

а) Сколько человек, удостоенных, за годы войны звания Героя, являлись коммунистами и беспартийными, если известно, что коммунистов было на 30% больше чем беспартийных.
б) Сколько детей, удостоенных, за годы войны звания Героя, если известно, что они составляли 0,02% от количества беспартийных.

Ответ: (1).

Учитель: Почему же так получилось? Героев 4 человека, а в ответе 1?

Читаем внимательно условие задачи “ за годы войны звания Героя”, а 3 ребенка, когда получили эту высокую награду?

СЛАЙД 10, 11

Чтобы разрешить возникший вопрос, я предлагаю выполнить эстафету. Это работа команды – целого ряда. От вашей слаженности, будет зависеть результат. Ведь во времена ВОВ тоже все зависело от слаженности, скорости, ответственности каждого за одно общее дело. Тот ряд, который первый правильно выполнит все действия, и безошибочно расставит ответы на свои места отметку 5, кто выполнит вторым 4.

(Дети работают с заданием).

СЛАЙД 12

Выясняется, что:

В. Котик – 27.06.58
М. Казей – 8.05. 65
З. Партнова – 1.07. 58
Л. Голиков – 2.04.44

Учитель: Это даты, когда юным героям было присвоено звание героя, всем посмертно. Подвиг Лени Голикова, его вклад в победу был огромен, с ним мы и познакомимся поближе.

СЛАЙД 13,14

Учитель Леня Голиков воевал не понарошку, а бригадным разведчиком. Начинал он простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал Леонид в 27 операциях.

Работа устно.

СЛАЙД 15

Задача. При налете на гарнизон А просово в апреле 1942 г. из автомобиля истребил 18 единиц живой силы (захватив штабные документы).

При разгроме гарнизона в д. Сосницы, истребил 14 единиц живой силы. В селении Севера он истребил 23 единицы живой силы. За время партизанской деятельности было взорвано 2 ж/д моста и12 шоссейных, сжег 2 фуражных склада и 2 продовольственных склада. Подорвал 9 автомашин с боеприпасами.

Вопрос, сколько всего мостов, складов и автомашин потерял противник?

СЛАЙД 16

Учитель: Давайте внимательно посмотрим в решительное, волевое лицо Героя.

Что касается фотографии Героя. До последнего времени бытует мнение, что не сохранилось ни одного изображения юного партизана. Действительно, из книги в книгу кочует фотография родной сестры Лени Голикова Лиды, одетой в шапку с ленточкой и гимнастерку с портупеей – “под Леню”. Это фото возникло в “безвыходной” ситуации, когда после гибели Лени у его матери не оказалось ни одной его фотографии и журналистам пришлось пойти на “хитрость”…

О том, что на плакате изображен не сам герой, его родные прекрасно знали. Но никогда об этом не распространялись. . И какая, в сущности, разница, что на самом деле он выглядел чуточку иначе.

Учитель: У Голикова и его товарищей есть еще одна операция, которой можно гордиться. 250 подвод с продовольствием было благополучно доставлено в осажденный Ленинград. Что значит для Ленинградцев ХЛЕБ? Кто скажет?

Предполагаемые ответы: жизнь.

СЛАЙД 17

“Дорогой жизни” стало Ладожское озеро или короче его называли Ладогой. 22 ноября 1941 года по все еще неокрепшему льду Ладожского озера прошла 1-я автомобильная колонна 60 грузовых машин, в каждой лежало по 3-4 мешка и на буксирах они тянули сани, в которых тоже лежали по 2 – 3 мешка с мукой. Ударили морозы, окреп лед. На санях, запряженных лошадьми, на машинах, увеличив объемы, стали перевозить в Ленинград грузы первой необходимости, а из Ленинграда привозили обессиленных , чуть живых женщин с детьми. Водители автомашин совершили пробег общей протяженностью 41 миллион 200 тысяч километров, и каждый рейс был равнозначен боевому подвигу.

Декабрь 1941 года. Выдавался хлебный паёк: 500 г рабочим, 400 г служащим, 300 г иждивенцам и детям. Давали также немного мяса, крупы, сухих овощей. Но запасы продуктов заканчивались, и паек всё уменьшался и уменьшался, и в конце концов дошел до 125 г. Из дневника Елены Николаевны Аверьяновой: “Нам давали хлеб по 125 г, представляете?! И отпускали нам буханкой, и вот мы приносили весы и начинали делить её по 125 г”.

СЛАЙД 18

Учитель: Давайте решим такую задачу.

ЗАДАЧА 5: На сколько равных частей надо разделить буханку хлеба весом в 1 кг, чтобы каждая её часть весила 125 граммов?

(Буханку хлеба нужно разделить на 8 частей).

СЛАЙД 19

– Достаточно ли для полноценного питания съедать 1/8 часть буханки в день, если в ней 1 кг, а норма в день составляет 200 гр.?

(1/8 кг = 0,125кг. Норма в день составляет 200 г. 200–125 = 75г. Не достаточно).

СЛАЙД 20

“Вот они 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам….”

– Так вот одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады. В блокадном Ленинграде выпекали хлеб из разных продуктов. И люди были рады этому хлебу. Обратите внимание, из чего выпекался хлеб

СЛАЙД 21,22.

Состав хлеба В частях от кг В граммах
Ржаная мука 0,6  
Льняной жмых 0,05  
Отруби 0,06  
Овсяная мука 0,08  
Соевая мука 0,04  
Солодовая мука 0,12  
Пшеничная мука 0,05  

СЛАЙД 23

Учитель: Выразите в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба.
А теперь скажите, так много или мало 1/8 буханки хлеба?

(1/8 блокадного хлеба – это много. Ведь такой кусочек спасал жизни многих людей).

СЛАЙД 24

– Да, действительно, такой кусочек спасал жизнь людям. Такая простая обыкновенная дробь, а какое имеет значение. На примере блокадного кусочка хлеба я хотела показать вам значимость решения задач на дроби и связать их с рассказом о тех великих событиях, которые прошел наш народ, живя в блокадном Ленинграде. Мы при решении задач на дроби говорили о том, чего нельзя забыть, ведь ваши сверстники, жившие в блокадном Ленинграде, несмотря на все жизненные трудности, голод и холод, учились в школе, ставили перед собой цели и считали, что этим они приблизят победу.

СЛАЙД 25, 26, 27, 28

Учитель: следующий этап нашей работы будет заключаться в следующем. Я раздаю карточки на три варианта, и вы попробуем сосчитать скольким Ленинградцем помогли партизаны, и сколько дней они могли быть в пути, т. к. точных данных не сохранилось.

Одна подвода могла перевезти 300 кг. муки, а мешок весил 3 пуда.. Подводы могли передвигаться по прямой, по дорогам и в обход. Задача каждой группы рассчитать, за сколько дней хлеб будет доставлен в Ленинград? Скольким людям они помогут, зная нормы блокадного хлеба.

Идет работа. После чего проанализируем полученные результаты.

СЛАЙД 29

Учитель: Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов и поселков в СССР, 70000 сел и деревень, превращено в руины 31850 промышленных предприятий, разгромили 427 музея.

Задача: Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР во второй мировой войне, составляет 2 триллиона 600 миллиардов рублей. Подсчитайте, сколько школ можно было построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что стоимость строительства новой школы составляет 8 миллионов 600тысяч рублей (данные приведены в ценах, действовавших до 1 января 1961 г.)

Ответ.

Учитель: С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. В школах историю Второй мировой изучают только в старших классах, при этом Великой Отечественной войне в программе выделяется настолько мало времени, что ученики получают лишь минимум сведений. Где уж там рассказать о каждом герое по отдельности.

Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого. Для большей части нынешних подростков пионерия – это миф, ретро-экзотика без определенного внутреннего содержания, но с хорошо узнаваемой формой, нечто вроде "старых песен о главном".

Можно поднять все архивы и доказать, что большая часть подвигов пионеров-героев была выдумана писателями после войны по заказу идеологического отдела ЦК КПСС. Можно и вовсе утверждать, что сами пионеры-герои - это миф, порожденный пропагандой. И в принципе это будет верно, но вот о чем все же не следует забывать: эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.

Подведение итога урока и задание домашнего задания.

Домашнее задание: (каждый ребенок получает на листовке военного времени)

  1. Было ли развито детское партизанское движение на Украине и на территории России, и привести цифры.
  2. Составить задачу по найденным данным
  3. Найти информацию о каком-нибудь юном мстителе и его подвиге.

Учитель: А теперь небольшой сюрприз. Есть подлинная фотография Героя.

На фото 16-летний, отчаянного вида с цепким взглядом паренек в плоской шапке, сбитой назад, в полушубке, с медалью, в гимнастерке, но без офицерской портупеи, на фоне леса. Именно с использованием этой подлинной фотографии выполнен памятник Лене Голикову, установленный в центре Великого Новгорода.

СЛАЙД 30

Кому то покажется странным
Что сказано будет сейчас
Побольше б таких хулиганов
Рождалось сегодня у нас.

Приложение.

Звуковую презентацию можно получить у автора статьи.