Урок химии "Соединения щелочноземельных металлов" (9-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока:

  • охарактеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов на основе знаний общих свойств металлов и их соединений (оксидов и гидроксидов);
  • установить взаимосвязь строения и свойств веществ;
  • учить логически рассуждать.

Оборудование:

  • образцы оксидов, гидроксидов;
  • презентация “Природные соединения металлов главной подгруппы II группы”.

Эпиграф к уроку.

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Б.Шоу

ХОД УРОКА

1. Игровая пятиминутка (для активизации мыслительной деятельности учащихся).

Определите металл.

Ставлю пять подсказок. Кто использует меньше подсказок, тот лучше усвоил домашний материал.

  1. Этот металл используют для металлотермии – восстановления редких металлов из их руд.
  2. Сульфат данного элемента, известный под названием горькой, или английской, соли, используется в медицине в качестве слабительного средства.
  3. Морская соль имеет горький вкус из-за наличия в ней катионов данного металла.
  4. Сжигание данного металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании.
  5. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на трёх энергетических уровнях.

Ответ: магний.

  1. Вследствие высокой химической активности этот металл не пригоден для изготовления изделий.
  2. В организме взрослого человека содержится более 1 кг данного элемента в виде фосфата.
  3. Этот металл был впервые получен Г. Дэви в 1808 г.
  4. Соединения этого элемента широко используется, например, в строительстве. Мел, мрамор, известняк- это его карбонат.
  5. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на четырёх энергетических уровнях.

Ответ: кальций.

2. Фрагмент сообщения учащегося “Происхождение названия щелочноземельные металлы”.

Входящие в состав главной подгруппы кальций, стронций и барий издавна получили название щелочноземельных металлов. Происхождение этого названия связано с тем, что гидроксиды кальция, стронция и бария, так же, как и гидроксиды натрия и калия, обладают щелочными свойствами, оксиды же этих металлов по их тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и тяжёлых металлов, носивших прежде общее название земель.

3. Проверка знаний и умений учащихся.

Продолжите высказывание.

1. Кальций отличается по физическим свойствам от щелочных металлов. а) Цветом;
б) Плотностью;
в) Твёрдостью;
г) Температурой плавления.
2. С кальцием реагирует. а) CI2, P, Si;
б) C, CI2,S;
в) O2, H2, Fe.
3. Водород можно получить при взаимодействии кальция с. а) HCI б) CO2;
в) H2O г) NaOH;
д) H2SO4.
4. У кальция электроны распределены по энергетическим уровням. а) 2,8.8,3;
б) 2,8,8,1;
в) 2,8,8,2.
5. Кальций проявляет свойства. а) Окислительные;
б) Восстановительные;
в) Окислительные и восстановительные.

Докажите это, составив уравнения соответствующих реакций (самостоятельная работа 5 минут).

Письменная работа проверяется на доске.

4. Изучение нового материала

Цель: обобщить и систематизировать знания о свойствах оксидов и гидроксидов металлов главной подгруппы II группы.

Учитель. Известно, что металлам соответствуют основные оксиды.

- Докажите, что оксид кальция – основный оксид, составив уравнения соответствующих реакций.

Самостоятельная работа (5 минут).

САМОПРОВЕРКА (на доске появляется слайд).

CaO + H2O = Ca(OH)2
CaO + CO2 = CaCO3
CaO + H2SO4 = CaSO4 + H2O

CaO – негашёная известь.

Учитель. Известно, что металлу соответствует основный оксид и основание.

Докажите, что гидроксид кальция – основание. Составьте уравнения соответствующих реакций.

Самостоятельная работа (5 минут)

Самопроверка (слайд на доске)

Ca(OH )2 + CO2 = CaCO 3 + H2O
Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O
Ca(OH)2 + CuSO4 = Cu(OH) 2 + CaSO4

Ca(OH)2 – гашёная известь.

Учитель. В каком же виде встречаются щелочноземельные металлы в природе?

Презентация “Соединения щелочноземельных металлов в природе”. (Составляет ученик к уроку заранее).

5. Кодированный диктант.

Учитель зачитывает несколько утверждений. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с каждым утверждением. Вместо ответа “да” они ставят 1, а вместо ответа “нет” – 0:

  1. Оксиды проявляют основные свойства, кроме бериллия. (1)
  2. Все оксиды главной подгруппы II группы активны в реакции с водой. (0)
  3. Оксиды кальция в технике называют негашёной известью. (1)
  4. Для обнаружения углекислого газа используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. (1)
  5. Карбонат бария – основная часть минералов: мела, мрамора, известняка.(0)

ОТВЕТ: 10110.

Учащиеся проводят взаимопроверку работ.

6. Рефлексия.

- У меня вызвало затруднение на уроке ....
- Мне удалось ....
- Я узнал(а), что ....

7. Домашнее задание:

  • П.12 ( учебник О.С.Габриелян Химия, 9 класс Дрофа, Москва • 2005);
  • Задача 13 стр.56 ( учебник О.С.Габриелян Химия, 9 класс Дрофа, Москва • 2005).