Урок математики: "Запись сложения в строчку и столбиком" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • Знакомство учащимися с новым способом записи действия сложения - столбиком и преимуществом такой записи сложения.
  • Развивать у детей вычислительные навыки. Продолжать воспитывать интерес к науке математике посредством применения на уроке компьютера.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, магнитная доска, тетради на печатной основе, рабочие тетради, учебники, карточки с цифрами, разрядная таблица у детей.

Ход урока

I этап: Постановка и принятие учебной задачи

1. Организационный момент.

2. Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке вы сами постараетесь открыть интересный и более рациональный способ сложения двузначных и трехзначных чисел.

Все задания, выполненные вами, вы будете оценивать сами: на полях в тетради за верно выполненную работу ставьте «+», за работу с ошибкой – «-». В конце урока подведем итоги.

Начнем урок с гимнастики ума.

3. Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи.

Задачи на логическое мышление:

– По двору ходили гуси. Всего у них было 22 ноги. Подошли двое козлят. Сколько всего стало ног? (30 ног)

– У столяра было 29 ножек для столов. За час работы он прикрепил ножки к двум столам. Сколько ножек осталось? (21 ножек)

– У четырех поваров был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Как такое может быть? (повара-женщины)

Устный счет «Распутай клубок» (слайд 2)

178 – 170 = 8
240 – 40 =200
5 * 8 = 40
40 + 200 =240
300 + 200 = 500 конечный результат

Запиши в строчку только ответы. (слайд 3, 4)

II этап: Операционный (организация познавательной деятельности по решению учебной задачи)

4. Постановка учебной задачи.

Впиши при помощи карточек с цифрами числа в разрядную таблицу на магнитной доске (дети выполняют задание на индивидуальных таблицах)

– Что обозначает каждая цифра разряда?

Сотни десятки единицы
  4 3
    5
  6 5
6 0 5
5 6 4
3 2 0

– Расскажите о способах сложения чисел 38 и 41 (слайд 5)

– Как вы думаете, удобно будет таким же способом сложить трехзначные числа, например, 462 и 325? Как же быть?

– Вернемся к разрядной таблице.

Впишите числа в таблицу. Посмотрите на эту запись.

Может быть, у кого-то появилась идея. Как найти сумму данных чисел? (ответы детей)

– Посмотрите на запись сложения столбиком.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы верно вычислить сумму?

Какой знак заменяет знак «=»?

Складываем столбиком. (слайд 6)

5. Физкультминутка

III этап: Контроль и оценка

6. Практический выход. Определение основных трудностей.

Проверьте, правильно ли сделаны записи сложения «в столбик»? (слайд 7)

Назовите, под какими буквами записи сделаны верно (а, в, г, е)

Почему вы считаете записи под буквами «б» и «д» неверными? (слайд 8)

Запишите верные записи, найдите суммы.

7. Творческая работа .Решение задач.

Самостоятельная работа.

Решение задачи на стр. 37 учебника №8. Придумать условие по схеме и требование, решить задачу, записать ответ.

Геометрический материал.

Задача.

Школьники заложили парк. Длина парка 70 м, ширина 30 м.

Какова длина забора этого парка?

Какой формы будет участок? (прямоугольной). Что такое «длина забора»? (периметр)

Начертите в тетради участок прямоугольной формы. Обозначьте длину и ширину.

а = 70 м
в = 30 м
Р = ?

Варианты решения:

  • Р = (70 + 30) * 2= 200 м
  • Р = 70 * 2 + 30 * 2 = 200м
  • Р = 70 + 70 + 30 +30= 200м

Какое решение наиболее рациональное? Почему?

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ребята, вы сегодня на уроке математики стали немного умнее? Почему?

Оценивание работы учащихся.

– Домашнее задание: стр. 37 № 4, 5.

Презентация.