Игра-викторина "Звездный час" по теме "Наши друзья – комнатные растения"

Разделы: Начальная школа


Задача: Провести с детьми совместное занятие в игровой форме.

Цели:

  • закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях, показать необходимость ухода за ними;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывать бережное отношение к растениям, учить заботиться о своём здоровье с помощью знаний народной медицины.

Подготовительная работа.

Заранее объявляется отборочный конкурс, в ходе которого дети находят сведения о лекарственных комнатных растениях, готовят рекламы, стихи, сценки, рисуют рисунки, готовят кроссворды и т. д. Организовывается выставка лекарственных растений “Аптека на подоконнике”.

Оборудование для игры: табло с заданиями, жетоны-звёзды, сигнальные таблички с цифрами от 1 до 8, фотооткрытки, призы, диплом для победителя, ручки с листочками, “слово” для финала.

Для сценки – лейка, костюм Незнайки, ведро.

ХОД ИГРЫ

1. Организационный игровой момент, инсценировка.

- Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на очередном заседании “Клуба цветоводов-любителей”. Скажите, какую пользу приносят комнатные растения? (Ответы детей, дополнения)

- Правильно, они не только очищают воздух, но и радуют нас своими красивыми цветами и листьями. (Стук в дверь, появляется Незнайка, в руках комнатное растение с вялыми листьями).

Незнайка: Ребята, сколько я ни мыл это растение, оно всё равно вялое, некрасивое и грустное. Почему?

Дети: Нужно это растение полить.

Н: А, я знаю, как это сделать! Нужно облить его ведром воды! Сейчас я так и сделаю!

Д: Что ты, Незнайка! Растение погибнет! Не нужно столько воды для него! (Дети рассказывают и показывают, как правильно поливать растения, ухаживать за ними – рыхлить почву, удалять засохшие листья, вносить в почву удобрения, опрыскивать листья и поливать только тёплой водой).

Н: Спасибо, ребята! Теперь я буду знать, как надо ухаживать за комнатными растениями.

2. Начало игры.

- Ребята, сегодня мы проведём интеллектуальную игру “Звёздный час”, в которой определится победитель – лучший знаток и любитель комнатных растений. Участниками игры будут самые активные ребята-любители растений. Остальные – болельщики, группа поддержки.

В игре будет 3 тура. После каждого тура будут подводиться итоги – подсчёт жетонов-звёзд. Участники, набравшие наименьшее количество звёзд, автоматически будут покидать игру, становиться зрителями. К финалу выйдут 2 участника, затем определится победитель. Называю участников игры … (8 человек)

(Участники представляются, рассказывают о себе, своих увлечениях)

- Итак, дорогие участники! Вы готовы начать состязание?

1 тур

На табло – известные комнатные растения.

1

хлорофитум

2

фиалка

3

алоэ

8

нефролепис

***

“Звёздный час”

4

герань

7

бальзамин

6

бегония

5

сансевьера

Вопросы 1 тура

1. Цветы и листья этого растения имеют резкий характерный запах. (4)

Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (герань).

- Как ещё называют это растение? (Пеларгония) - дополнительный жетон*

2. Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки. (1 - хлорофитум)

Это растение выделяет большое количество кислорода, очищая воздух.

3. В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт. (8 - нефролепис, папоротник)

4. Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (3 - алоэ)

- Как его называют в народе? (Столетник, ранник, лечебник)

5. Второе название этого красивоцветущего растения – сенполия, можно размножать листочками. (2 – фиалка)

Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. фиалка.

6. Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать! (7 – бальзамин)

7. В народе это растение называют “щучий хвост”. Какое научное название этого растения? (5 – сансевьера)

8. Это растение было названо в честь имени губернатора Сан Доминго. Родина – тропические леса Южной Америки, Африки, Азии. (6 – бегония)

(Сообщения о бегониях, показ открыток)

Подведение итогов 1 тура.

2 тур

(6 участников)

На табло – название растений.

Вопрос: Какое из перечисленных растений не является лекарственным? (2 – сансевьера)

1

алоэ

2

сансевьера

3

каланхое

- Назовите лекарственные растения.

- Является ли герань комнатным растением? (Легенда, ж. "Педсовет" № 6, 2003 год. Стр. 15)

- Обратите внимание на выставку лекарственных растений “Аптека на подоконнике”, которую организовали девочки из нашего “Клуба цветоводов-любителей”. На ней представлены разновидности каланхое, алоэ, герань, золотой ус, бегония краснолистная, а также литература об этих растениях. (Сегодня можно взять домой отростки этих растений)

Подведение итогов 2 тура.

 

3 тур “Логическая цепочка”

(4 участника)

1

зиферантес

2

фиалка

3

эфиопская кала

- Перед вами известные красивоцветущие растения. Расположите их в последовательности по высоте растения. Поднимите табличку самого низкого растения, затем самого высокого растения.

2 – фиалка (10-12 см); 3 – кала (около 1 м); 1 – около 40 см

Дополнительные вопросы.

- Назовите цветы, которые размножаются луковицами (амариллис, зиферантес, эухарис …).

- Какое растение в народе называют декабристом и почему? (Зигокактус, шлюмбергера – цветёт с ноября по январь)

Подводятся итоги 3 тура.

Финал

(2 участника)

- Отгадайте загадку.

У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные –
В них окошечки сквозные. (Монстера)

Задание: за 2 мин. из этого слова составить как можно больше слов. (Болельщики тоже составляют, но не подсказывают)

(Сера, сон, нос, сор, мера, метр, рост, метро, сорт, сено, роса, мост, монстр, место, термос, тон, осетр, нота, море, ремонт…)

Подведение итогов игры, награждение победителя и участников игры.

Слово победителю, фото на память.