Урок по изобразительному искусству: "Изображение и фантазия"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: совершенствовать умения и навыки в иллюстрировании литературных произведений, научить передавать образные представления о персонажах, своё отношение к изображаемому, развивать творческие способности, фантазию, совершенствовать технику работы акварелью, воспитывать любовь к родине, к фольклору.

Тип: комбинированный

Оборудование: мультимедийная презентация (репродукции – М.Врубель “Царевна-лебедь”, В.Васнецов”Ковёр-самолёт”, Н.Кочергин” Чудо-юдо рыба-кит”, Н.Рерих “Снегурочка” и др.), рисунки, видеофрагменты, бумага, акварель.

Литература: “Моя первая книга об искусстве” Аристова В.В., “Сказки о нечистой силе” (вступительная статья) – Иван Панкеев, “Изобразительное искусство в начальной школе” В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина

Ход урока

Тема урока “Изображение и фантазия” и наша задача научиться изображать фантастические образы, передавать определённые характерные черты и настроение, а помогут нам в этом ваша фантазия и творческий подход.

Говоря о фантазии, нельзя забывать о её противоположности – о реальности, так как любые фантазии основаны на реальных образах. Что изображает художник в своих произведениях? (Природу, животных, птиц, людей и многое другое, что нас окружает)

Правильно. Всё это реальный мир, который очень красив и разнообразен. Художники-реалисты изображают окружающий мир натурально, естественно, для этого они много путешествуют, наблюдают, зарисовывают всё интересное – изящную веточку, нарядную бабочку, притаившееся животное. (Видеофрагмент с показом животных)

Во все времена художники любовались красками и движениями живых существ. В древних государствах многим животным поклонялись, как богам. Художники соединяли фигуры людей с головами зверей и птиц, чтобы показать вечную связь человека и животного. Например – кентавр, сфинкс и др. (Показ репродукций)

Мы с вами сегодня обратимся к сказочным фантастическим образам.

Существуют целые энциклопедии, в которых подробно рассказывается о чертях, леших, кикиморах, водяных, колдунах, оборотнях, ведьмах. Учёные проводят исследования и эксперименты, стараясь понять истоки и причины появления их на белый свет. Писатели и фольклористы собирают сведения о них, бродя по городам и деревням.

Очень многие художники посвятили своё творчество иллюстрированию сказок. Это Иван Билибин, Виктор Васнецов (показ репродукций).

Один из самых прекрасных образов сказки создал в своём произведении “Царевна-Лебедь” художник М.Врубель.

В этой картине мы видим гармоническое соединение фантастического и реального. Композиция построена таким образом, что создаётся впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далёкому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными серебристыми с золотистым оттенком красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной, волшебной грустью светятся глаза; в них чувствуется щемящая тоска одиночества. “Царевна-Лебедь” - пленительный, задушевный образ, навеянный сказкой. Какие ещё фантастические образы вы знаете?

Баба Яга, Кощей Бессмертный, леший, водяной, русалка, чёрт, Змей Горыныч и др.

Все эти фантастические образы также имеют в своей основе реальные изображения людей и животных: русалка – девушка-рыба, Змей Горыныч – змея, крокодил, птица, Птица Сирин – девушка-птица и т.д.

(Видеофрагмент с показом фантастического образа – водяного из мультфильма “Летучий корабль”)

Таким образом, соединяя различные части тела животных и людей можно получить изображения фантастических существ.

(Демонстрация наглядного пособия, с помощью которого можно преобразовывать изображения животных.)

Где чаще всего можно встретить фантастические образы?

- В сказках, фантастических рассказах и т.п.

- А зачем нам сказки? За что мы их любим?

- Может для развлечения, а может люди читают их, потому что они несут в себе информацию о делах давно минувших дней.

- Мы любим сказки за их поэтичность, красоту, за особый язык этих народных произведений.

- А главное, в сказках собран народный опыт, и поэтому к ним нужно относиться как к своего рода учебнику жизни.

А чем же могут привлечь сказки о нечистой силе – о колдунах и колдуньях, о Кощее Бессмертном и оборотнях, о чертях и леших?

Зачем народ не только придумал их, но и хранит на протяжении столетий, передаёт из поколения в поколение? К тому же подобных сказок много. Значит, они нужны.

- Наверное, затем, что жизнь состоит не только из радостей и приятностей. А если в ней есть зло, то с детства надо знать о нём, уметь его распознавать, бороться с ним. Тем более, что зло не всегда имеет лицо, имя.

Значит, сказки о нечистой силе нужны не для того, чтобы прославлять её, а для того, чтобы знать о её существовании и быть готовым к встрече с нею. Не зря же её называют хоть и нечистой, но всё же силой, давая понять, что не так-то просто справиться с нею. Но в противовес злу всегда появится добро, способное справиться со всякими бедами.

Добро побеждает только тогда, когда добрые люди дружат, когда их больше, чем злых, когда они помогают друг другу, когда их тоже можно назвать силой, но уже доброй, чистой. И в ней, в этой силе, всякому хорошему человеку найдётся место.

Задание: выполнение на листе бумаги фантастического образа на выбор с передачей характерных особенностей, настроения. (Показ примера на бумаге)

Поэтапное выполнение работы:

1. Выбор формата бумаги.

2. Композиционное решение рисунка.

3. Выполнение наброска (можно сразу кистью).

4. Решение в цвете.

Самостоятельная работа учащихся: изображение фантастического образа (положительный и отрицательный)

Анализ работ учащихся.

Итог урока.

Конечно, в сказках немало вымысла, фантазии, желания представить мир таким, каким его хотелось бы видеть – красивым, справедливым, волшебным.

Но разве многое из того, что казалось несбыточным еще сто лет назад, сейчас не стало для нас привычным? А ведь сказкам не сто и не двести лет, а гораздо больше.

Ковер-самолёт когда-то был несбыточной мечтой, но он уже давно превратился в обычное средства передвижения, и теперь самолёты и вертолёты снуют туда-сюда по небу.

Катилось когда-то яблочко по блюдечку и показывало блюдце, что происходит в далёких краях. Это было дивом-дивным, чудом небывалым. Но разве сейчас мы удивляемся, глядя на телевизионный экран?

Но всё это – из области техники, которая быстро развивается, воплощая в жизнь самые фантастические мечты. И может быть, кто-то из вас когда-нибудь в недалёком будущем воплотит в жизнь свои мечты, которые сейчас кажутся всего-навсего фантазией.