Программа "В здоровом теле – здоровый дух" для младших школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство”

Франсуа Вольтер

Актуальность программы:

О том, что “ В здоровом теле – здоровый дух” – говорил ещё знаменитый английский философ Джон Локк. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, окружающих людей и природной среды. Здоровье – залог достижения жизненного успеха, реализации своего потенциала. Готовность творить собственное здоровье должна пронизывать всю жизнь ребенка и в школе, и дома.

Одна из задач школы-интерната спортивного профиля - развитие творческого потенциала школьника. Каждый выпускник спортивной школы должен представлять собой функционально грамотную, универсально образованную, способную управлять своим здоровьем, готовую к высоким результатам в спорте и самостоятельной жизни личность. Однако сниженное состояние здоровья, переутомление замедляют процесс развития детей и подростков.

Становится очевидной необходимость формирования здоровья школьников в рамках образовательного учреждения на основе активного взаимодействия педагогических и медицинских работников, родителей и самих учащихся. Социальной заказ родителей нашей школы – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья детей и достижение в спорте. Для решения данной проблемы мною составлена программа “ В здоровом теле – здоровый дух” на основе учета психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Содержание программы:

Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества. Я убеждена в том, что потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду и в школе. Обучаясь в школе, ребенок получает научные знания, которые помогают ему лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать. Программа “В здоровом теле - здоровый дух” объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, безопасной жизнедеятельности детей, их досуга и нацелена на формирование соответствующих навыков. В программе используются разнообразные методы и формы работы. Материал соответствует возрастным особенностям детей, проводятся практические занятия (тренинги, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.). Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших школьников и она дает возможность каждому обучающемуся реально проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Цель работы - это сохранение и укрепление здоровья школьников, пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического духовного совершенства.

Гипотеза: Воспитание всесторонне развитой личности – человека здорового физически и нравственно, с высоким уровнем креативности и иммунитета, способного хорошо справляться с нагрузками, контролировать собственные эмоции, уверенно противостоять вредным привычкам. Основные принципы программы:

  1. Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
  2. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
  3. Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
  4. Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  5. Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы.

Механизм осуществления программы:

  1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья младших школьников МО ШИСП.
  2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
  3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования младших школьников – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Основание для разработки программы:

  • Закон Российской Федерации “О физической культуре и спорте Российской Федерации” от 29 апреля 1999 года № 80-ф3.
  • Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян”.
  • Федеральная целевая программа “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7

Медицинское обеспечение программы:

С первого класса на каждого учащегося МО ШИСП заводится личная медицинская карта, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается, взрослеет ученик, какие и когда проявились отклонения в здоровье.

Медицинское обеспечение включает:

  • распределение учащихся по группам здоровья;
  • медицинское обслуживание как учащихся, так и педагогического коллектива;
  • беседы с учащимися, учителями, родителями по предупреждению травматизма, о личной гигиене, вредных привычках;
  • профилактические прививки учащихся и учителей;
  • регулярные медицинские осмотры, профилактические осмотры по предотвращению инфекционных заболеваний;
  • С целью профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в МО ШИСП создана группа для занятий ЛФК.
  • диагностика и лечение в Городском физкультурно-оздоровительном диспансере.

Школьная психологическая служба включает:

  • психолого-педагогическое обследование детей 1 класса;
  • - систематичное наблюдение за детьми в ходе занятий на протяжении их обучения в начальной школе
  • - психолого-педагогическая характеристика класса;
  • - работа психолога с трудными детьми;
  • - социально-психологическая помощь детям, педагогам, родителям

Состав социально-психологической службы в МО ШИСП:

  • социальный педагог,
  • - заместитель директора по воспитательной работе,
  • - психолог,
  • - классный руководитель. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
  • Помощь родителей в реализации программы:

Родители могут оказать посильную помощь в организации здоровьесберегающей деятельности класса:

-научить соблюдению режима дня;

-подавать личный пример, быть оптимистом;

-прививать любовь к спорту, подвижным играм на свежем воздухе;

-проводить больше времени с детьми;

-быть в курсе проблем и дел детей;

-обеспечить закаливание, их отдых и питание;

-научить наперед видеть опасность.

Что должны делать родители по недопущению появления вредных привычек у детей:

-провести беседы о ЗОЖ и убеждать личным примером;

-помочь найти ребенку увлечение, хобби;

-проводить доверительные беседы с ребенком;

-не вступать с ребенком в отношения типа “За это я куплю тебе телефон”;

-всегда знать, где и с кем находиться ребенок;

-не критиковать друзей ребенка. Научить его понимать людей.

Сроки реализации программы 2006-2009гг:

1 этап. Информационно-аналитический 2006-2007

Анализ работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся начальной школы, выявление проблемных вопросов и определение возможных путей их решения.

II этап. Практический 2007-2008

Обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.

III этап педагогического последействия

Систематизация полученных результатов.

Прогнозируемый результат:

Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.

Основные направления здоровьесберегающей деятельности:

1. Спортивно-оздоровительная:

  • занятие спортивной гимнастикой,
  • конкурсы,
  • веселые старты,
  • малые Олимпийские игры,
  • праздники,
  • дни здоровья,
  • развлечения,
  • конкурсы веселых перемен,
  • сбалансированное питание,
  • витаминизация,
  • ароматерапия,
  • проветривание,
  • динамические паузы,
  • физминутки,
  • занятия ЛФК,
  • диагностика и лечение в Городском физкультурно-оздоровительном диспансере.

2. Туристское — краеведческая:

  • походы,
  • прогулки,
  • экскурсии,
  • фотовыставка,
  • посещение краеведческого музея,
  • поисковая деятельность (моя улица, мой город, мой край.)

3. Санитарно-просветительная:

  • праздники здоровья,
  • классные часы,
  • КВНы,
  • устные журналы,
  • беседы,
  • фотовыставка “Спорт в моей жизни”,
  • выпуск стенгазет,
  • конкурсы рисунков,
  • анкетирование,
  • цикл бесед о вредных привычках,
  • практические уроки медицины,
  • родительские лектории, беседы врача.

План реализации программы:

2006-2007г.

Должны знать и уметь:

  • свой режим, значение режима дня для здоровья;
  • - реализовывать практические гигиенические умения и навыки;
  • – выбирать полезные продукты, выполнять правила гигиены питания;
  • – оказывать простейшую доврачебную помощь себе и другим при небольших травмах;
  • - соблюдать меры предупреждения простудных заболеваний;
  • - добрые слова;
  • - что такое положительные эмоции;
  • - возрастные особенности развития своего организма.

2007-2008г

Должны знать и уметь:

  • соблюдать режим дня;
  • - применять закаливающие процедуры;
  • - правила этикета и применять в жизни;
  • - соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • - пользоваться различной литературой;
  • - отличать полезные привычки от вредных;

- правильно вести себя в конкретной ситуации;

- правила для поддержания правильной осанки;

- оказывать первую помощь при порезах, ожогах;

- сдерживать отрицательные эмоции.

2008-2009 г.

Должны знать и уметь:

-Вести здоровый образ жизни.

-Знать состояние своего здоровья, уметь следить за ним.

-Стремиться к физическому совершенству.

-Уметь использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов.

-Знать механизмы и способы поддержания здоровья.

-Относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности.

- Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура; правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками.

- Не иметь вредных привычек.

-Учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений.

-Знать, как вести себя в минуту опасности.

-Уметь общаться со взрослыми, сверстниками, малышами.

- Владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.

-Уметь преодолевать трудности.

-Уметь отвечать за свои поступки.

-Уметь постоять за себя.

-Уметь жить в гармонии с окружающим миром.

Литература

1 Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, - 1971.

2 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.

3 Белоножкина О.В и др. Спортивно – оздоровительные мероприятия в школе. Издательство “Учитель”,- 2007.

4 Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-прктической конференции. Самара, 2000.

5 Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.

6 Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1 – 4 классы) Москва “Вако” 2007

7 Лабутин Н.Ю., Майский А.Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей: прил. газ. “Первое сентября”. – 2003. - № 23. – С. 12 – 13.

8 А.Ю.Патрикеев. Подвижные игры.1-4 класса. М; вако, 2007.-176с.- (Мозаика детского отдыха).

9 Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.

10 Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

11 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.

12 Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).

13 Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2003. – С. 39-44.

14 Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44-53.

15 Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петрос, 1997. – 490 с.

16 Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. Издательство “Учитель”,- 2009.