Физкультурное занятие для старших дошкольников, имеющих нарушение интеллекта: "В зимнем лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Физическое здоровье – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость”

Креттен

Главной ценностью для человека является его здоровье. В словаре русского языка “Ожегова” здоровье – это правильная нормальная деятельность организма – это отсутствие болезней.

Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движения. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Учить детей движениям, а также сохранять и укреплять здоровье одна из актуальнейших проблем нашего времени. От того, как организовано воспитание и обучение детей, какие условия созданы для развития физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, имеются общие тенденции в развитии нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушении соматики, большой подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии.

В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. Поэтому я поставила перед собой задачу создание условий для физического развития и оздоровления детей, направленных на формирование оптимального системного режима двигательной активности.

В составленном мною плане предусмотрены педагогические, социально-гигиенические мероприятия, направленные на развитие основных движений и формирование физических качеств у старших дошкольников.

Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность в движениях. Работу по обучению основным видам движений провожу последовательно, учитываю не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматриваю повышение требований к количественным и качественным показателям движений. Это необходимо, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Так, если дети легко преодолевают прыжки в длину 50см, я увеличиваю препятствие или ввожу дополнительное задание, например, хлопнуть в полете в ладоши или энергично взмахнуть руками при отталкивании. Это позволяет сохранить у детей интерес к заданиям, стремление улучшить свои результаты.

Каждое новое движение предлагаю детям после достаточно прочно усвоенного сходного с ним, но более простого. Например, после освоения подскоков на месте можно перейти к прыжкам с продвижением вперед; после овладения метания в неподвижную цель хорошо предложить детям попасть в движущуюся (в игре “Охотники и звери”).

Овладение правильной техникой упражнений во многом зависит от умелого использования исходного положения. Например, перед началом бега на носках предлагаю детям подняться на  носки и хорошо выпрямиться. При метании вдаль – отвести руку с мячом назад, лишь слегка сгибая ее, не опуская низко за спину.

Для прочного закрепления движения повторяю, постепенно усложняя. Только после этого включаю освоенные детьми движения в подвижные игры, игры с элементами соревнований, игры-эстафеты.

Детей часто подбадриваю, оцениваю положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в достижении результата, активность, инициативу.

Обучая детей основным движениям решаю воспитательные задачи. Учу проявлять выдержку, настойчивость, смелость, чтобы могли оказать помощь товарищу, научить его правильным движениям. В то же время учитываю состояние здоровья и уровень физической подготовки детей, чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого ребенка.

В коррекции физического развития детей с нарушениями интеллекта важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда включаю проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках и в зале, физкультурных разминок, физкультурных занятий.

Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, важно рационально чередовать учебную деятельность с активным отдыхом.

Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья, каникулы являются важным компонентом активного отдыха моих воспитанников. Они способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывает у ребят дисциплинированность, дружбу, ответственность.

Одним из основных факторов моей оздоровительной работы является закаливание, как в повседневной жизни, так и в процессе проведения специальных процедур. С этой целью ежедневно, после дневного сна провожу обтирание детей влажной махровой рукавицей в сочетании с ходьбой по “дорожке здоровья”. Дети идут по корригирующим тренажёрам (дорожкам – массажёрам, коврикам, с пришитыми на них пробками, ребристым доскам, резиновым коврикам и др.) Проходя по ним босиком, дети выполняют упражнения:

  • медленная ходьба с глубоким перекатом стопы;
  • поочерёдное топтание ногами;
  • приставные и пружинящие шаги и, тем самым, массируют все рефлекторные зоны подошвы.

После проведения таких режимных моментов все дети быстро и активно включаются во все виды деятельности, у них преобладает весёлое и бодрое настроение, эмоционально – положительное отношение в кругу сверстников и в общении со взрослыми.

Под руководством медицинского работника в осенне-зимний период для профилактики гриппа и простудных заболеваний проводим точечный массаж и ежедневно дыхательную гимнастику. Два раза в неделю – оздоровительный бег. При этом учитываем индивидуальные особенности здоровья детей. Особую роль для укрепления здоровья детей, его всестороннего физического и психического развития играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать “зоне актуального развития” самого слабого и “зоне ближайшего развития” самого сильного ребенка в группе.

В своей работе использую возможности спортивного зала, спортивной площадки, имеющегося спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, гантели и т.д.), а так же оборудование из бросового и природного материала. В группе оформлены папки с комплексами дыхательной гимнастики, физминуток, разнообразных упражнений на развитие правильной осанки.

Успешное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий – это результат взаимосвязи с медицинским работником, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.

Работу по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляю в тесном контакте с семьей. Мною подобран ряд информационно-справочных материалов по организации физического воспитания и укреплению здоровья детей, проведены индивидуальные консультации, анкетирование родителей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение– основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.). Что способствует повышению компетентности родителей по формированию здорового образа жизни в семье.

Оценку работы по укреплению здоровья детей через развитие основных движений и формирование физических качеств выстраиваю не на сопоставлении результатов с нормативами, а на динамике прироста индивидуальных показателей.

В своей работе важное значение уделяю дыхательным упражнения. Учу детей дышать носом естественно и без задержки, при этом особое внимание обращаю на момент выдоха.

С этой целью предлагаю детям упражнения, способствующие усилению выдоха: “Насос”, “Паровоз”, а также игровые упражнения с задержкой дыхания “Тихо – тихо мы подышим, сердце мы своё услышим”.

Совместная работа осуществляется по планам, отслеживанию динамики развития основных движений и формированию физических качеств воспитанников. Определение темпов прироста показателей физических качеств я проводила по формуле Формула С. Броди “Определение прироста показателей физических качеств” (Лакин Г.Ф., Биометрия. М.: Высшая школа, 1968 г., с. 161).

 

Где W – прирост показателей в %;

V1 – исходный уровень;

V2 – конечный результат.

При проведённой диагностической работы отмечается положительная динамика результатов сформированности основных движений: если на начало учебного года средний показатель длины прыжка с места был 108 см., то в феврале увеличился до 115 см, что составляет 6% прироста; длина прыжка с разбега на начало года составлял 117 см, на середину года 126 см., – 7 % прироста;

Подбрасывание и ловля мяча на начало года – 15 раз, середина года – 27 раз – что составляет 57% прироста; дальность броска набивного мяча из – за головы на начало года – 269 см, середина года – 287 см., процент прироста составил 6%; метание мешочков в даль на начало года – 310 см., середина года 358 см. – 14% прироста; развития координаторских способностей и равновесие, на начало года – 17 секунд, середина года – 22 секунды, что составляет 26% прироста.

Программное содержание:

  • Упражнять детей в пролезании между двумя шнурами.
  • Закреплять навыки лёгкого приземления в прыжках с разбега через гимнастические палки.
  • Упражнять детей в бросании и ловле мяча с хлопками.
  • Совершенствовать навыки бега врассыпную с остановкой по внезапному сигналу (в игре).

Пособия: стойки для прыжков с двумя шнурами, гимнастические палки, мячи по количеству детей.

Ход занятия.

I. Водная часть

– Ребята, представьте, что мы с вами пойдём в лес. Тропинка в лесу узкая, встаньте друг за другом.

По залу шагом марш! (Маршируем бодро, спина прямая, дышим через нос. Молодцы!)

Выглянуло солнышко. Потянемся к солнышку! (Встаньте на носочки, руки вверх, спина прямая!)

– Снежок заблестел на солнышке и захрустел под нашими ногами. (Встаньте на пятки, руки на пояс, спина прямая, голову не опускаем.) Идём по хрустящему снегу.

– Вот мы пришли в лес, снег тяжёлыми шапками лежит на ветках деревьев, чтобы пройти сквозь ветки давайте присядем (ходьба в приседе, спина прямая, руки на колени, смотрим вперёд).

– Переходим на ходьбу.

– Вдруг мы заметили на снегу следы, а следы неровные, интересно, куда они нас приведут? (ходьба “змейкой”, спина прямая, дышим носом).

– Следы вывели нас на тропинку, теперь можно и пробежаться. (Дышим носом, спина прямая, руки согнуты в локтях).

– Тропинка повернула. По диагонали бегом! (Дышим носом, спина прямая).

– Вот мы с вами и прибежали на поляну. Шагом марш! (Маршируем бодро, спина прямая, смотри вперёд, голову не опускаем).

– В две колонны стройся!

II. Общеобразовательные упражнения.

Мы замёрзнуть не хотим
Пусть метель всё стелиться.
Будем вместе веселиться
Встанем и погреемся!

I. “Греемся”. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки в стороны.

1 – Сгибая руки в локтях, охватить одновременно правой рукой левое плечо, а левой рукой правое плечо, сказать “Ух”,

2 – вернуться в и.п. (6-8 раз).

Исходное положение принять! Упражнение начинай!

II. “Деревья качаются” И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх

1 – наклон туловища вправо:

2 – вернуться в и.п. (по 4 раза в каждую сторону)

(затем упражнение выполняется в левую сторону).

Исходное положение принять! Упражнение начинай!

III. “Сильная метель” И.п.: стоя ноги на ширине плеч, спина прямая, руки в стороны.

1 – наклон вниз, левой рукой коснуться носка правой ноги.

2 – вернуться в и.п. (по 4 раза наклон к каждой ноге)

Исходное положение принять! Упражнение начинай!

IV. “Сугробы” И.п. стоя, ноги вместе, руки опущены вниз.

1 – сесть, обхватить ноги руками

2 – вернуться в и.п.

Исходное положение принять! Упражнение начинай!

V. “Погрей ноги” И.п.: сидя на полу, ноги слегка расставлены, спина прямая!

1 – поднять правую ногу, сделать хлопок.

2 – вернуть в и.п.

(затем упражнение выполняется с левой ногой по 4 раза)

Исходное положение принять! Упражнение начинай!

VI. “Прыжки на двух ногах” И.п.: стоя, руки на пояс спина прямая. Приземляемся мягко, на носки. Дышим через нос.

Исходное положение принять! Упражнение начинай!

VII. Упражнение на восстановление дыхания “Снежинка”

Представьте, что красивая снежинка опустилась к вам на ладошки. Давайте подуем на неё.

1 – сделайте глубокий вдох через нос

2 – медленный выдох через рот.

Упражнение начинай!

Молодцы!

III. Основные движения

– Пойдёмте дальше, дорога широкая, можете встать кто с кем хочет (дети свободно группируются и воспитатель подводит их к стойкам, между которыми натянуты два шнура, один на высоте 25-30 см. от пола, второй – над ним, на высоте 75-80 см от пола).

– Ребята, посмотрите, дорогу нам преграждает забор. Пролезем между этими двумя перекладинами (верёвками), осторожно, чтобы не задеть ни верхнюю, ни нижнюю, пролезать будем правым боком.

– Нужно встать правым боком к стойке, наклониться, пронести правую ногу, затем спину и голову, а после этого левую ногу (показ). Дети выполняют задание.

– Давайте представим, что мячи это снежки. Возьмите по одному и подбрасывайте их вверх, а чтобы руки не замёрзли, прежде чем поймать, хлопните в ладоши.

– А теперь пролезем по второму разу, но уже левым боком. Дети выполняют задание.

Молодцы!

– Здесь канава, (две параллельные линии, расстояние между которыми 60 см.) будем прыгать через неё с разбега, вот отсюда. Будем прыгать по одному.

– Разбегаемся, при этом корпус слегка наклонён вперёд, руки согнуты в локтях. Приземляться нужно на две полусогнутые ноги с перекатом с пятки на носок. Важно сохранить при этом равновесие (показ). Прыжки повторяются 4-5 раз.

– Выглянуло солнце, метель стихла. Мы сейчас с вами поиграем в игру “Метель и солнце”

Встаньте в круг, выберем водящего при помощи считалки.

Завтра с неба прилетит
Синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди,
А не веришь – выходи!

Напоминаю правила игры: На сигнал “метель” дети бегают врассыпную по всему залу, на сигнал “солнце” дети приседают, изображая наметённые сугробы”. После 2-3 раз выбирается новый водящий.

IV. Заключительная часть.

– В одну колонну стройся!

Ходьба в колонне по одному с выполнение упражнений на дыхание.

– Вот и закончилась наша прогулка в “зимний лес”. Мы отправляемся в детский сад.