Урок русского языка по теме "Приемы штатного письма: аллюзии и реминисценции в современной прессе" (11-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель урока: Изучение функционирования аллюзий и реминисценций в современном газетном и журнальном тексте.

Задачи:

  • Определить особенности функционирования языка газет и журналов.
  • Определить функциональные особенности аллюзий и реминисценций в процессе порождения смыслов в рамках газетного и журнального текстов и составить классификацию источников происхождения аллюзий и реминисценций, используя материал современных газет и журналов.
  • Использовать аллюзии и реминисценции в заголовках и текстах школьной электронной газеты.

Оборудование: выставка книг по лингвистике, используемых на уроках русского языка; презентация к уроку; электронный вариант школьной газеты; рабочее портфолио с раздаточным материалом для учащихся.

Ход урока

Орг. момент Показ слайдов с изображением разных газет: “Российская газета”, “Московский комсомолец”, “Русский Newsweek”, “Литературная газета” и других изданий.

Слово учителя: Каждый день мы встречаемся с массой изданий, глаза разбегаются. Что выбрать? Какой газете отдать предпочтение? А что читаете вы? Какие газеты и журналы вам интересны? Почему? Как разобраться в этой массе изданий? И первое , на что мы обращаем внимание –это заголовок. Заголовок – лицо всей газеты и журнала, он влияет на популярность издания и имеет свою специфику. Он живет на газетной и журнальной странице, следовательно, отражает характерные особенности издания. Ведь они в краткой спрессованной форме отражают сущность происходящих событий. Главным и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, убедительное и интересно преподносить. Для этого-то и нужно очень хорошо разбираться в современном русском языке(могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности). В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности. Таким образом, изучение структуры газетного и журнального стилей тесно связано с изучением лингвистики. Без лингвистического анализа текста сложно ориентироваться в текстовом пространстве современной прессы. Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить об аллюзии и реминисценции как приемах цитатного письма в современной прессе. Итак, тема сегодняшнего урока: “Приемы цитатного письма: аллюзии и реминисценции в современной прессе.”

Цель урока: Изучение функционирования аллюзий и реминисценций в современном газетном и журнальном тексте.

В ходе урока мы будем решать следующие задачи:

1.Определить особенности функционирования языка газет и журналов.

2. Определить функциональные особенности аллюзий и реминисценций в процессе порождения смыслов в рамках газетного и журнального текстов и составить классификацию источников происхождения аллюзий и реминисценций, используя материал современных газет и журналов.

3. Использовать аллюзии и реминисценции в заголовках и текстах школьной электронной газеты.

Итак, переходим к основным этапам урока.

Этап 1. К вопросу изучения языка газет и журналов, в ходе которого мы должны повторить теоретические сведения и выявить современные процессы в речеупотреблении:

Слово учителя: А знаете ли вы, что в этимологическом словаре А.Г. Преображенского есть немало словарных статей, содержащих по нескольку гипотетических этимологий.

Например: Газета, газетный, газетчик, разносчик, продавец газет.

Заимств. Из фр. Gazette (Gazettа фр. из ит.) Вначале первая газета появилась в Венеции в 1563. Слово это означало мелкую монету (вероятно, от gaza- сокровище), за которую покупалась газета или точнее - право читать ее, ибо газеты были писаны и предлагались для прочтения за известную плату; затем и самую газету. Такое объяснение предложил лингвист Ман. Диц и Шиллер считают, что Gazettа уменьш. от gaza-сорока; первые газеты имели эмблемой сороку, как птицу болтливую. Слово “ газета” ставит современных исследователей перед дилеммой: придерживаться точки зрения Мана или согласиться с Дицем. Третьей этимологии нет

Вопрос учителя: Какой точки зрения будем придерживаться мы?

Давайте рассуждать!

Вопрос учителя: Какие общие принципы построения газетной и журнальной речи вы знаете?

Вариант ответа ученика:

А) Смысловая точность речи - поиск нужного слова

Б) Сочетание нейтральных и экспрессивных средств

Вопрос учителя: Какова главная задача текстов современной прессы?

Вариант ответа ученика:

Передача информации адресату.

Вопрос учителя: Какие типы информации вы знаете?

Вариант ответа ученика (слайд презентации)

  • актуальная информация (сообщение новостей)
  • комментарийно-оценочная информация (новости истолковываются с оценочных позиций)
  • познавательно-просветительская (сообщается информация культурного, научного плана)
  • информация воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей)
  • развлекательная информация (доставить адресату чувство удовольствия)

Вопрос учителя: Какие типы информации в газете должны быть отражены обязательно?

Вариант ответа ученика: Сочетание “новостей” и “мнения”

Вопрос учителя: Следовательно, какая точка зрения на этимологию слова “газета” нам близка?

Вариант ответа ученика: Точка зрения Дица.

Газета – это “болтовня”

Вопрос учителя: А теперь давайте докажем свою гипотезу, используя следующий алгоритм рассуждения: Зависит ли тип информации от современных газетных и журнальных жанров?

Какие жанры вы знаете?

Вариант ответа ученика: (слайд презентации)

  • Заметка
  • Репортаж
  • Интервью
  • Обзор
  • Комментарий
  • Рецензия
  • Статья
  • Очерк
  • Объявление
  • Официальное сообщение

Игра слов: гороскоп, кроссворд, анекдот.

Вопрос учителя: Могут ли сочетаться все эти жанры в одном издании и о каких процессах в газетной и журнальной коммуникации идет речь?

Вариант ответа ученика: Сочетание эмоционального, воздействующего, эстетического и информирующего компонентов в одном издании.

Слово учителя: Современные русские тексты нацелены на игру с получателями информации: в результате игровых манипуляций с языком получатель информации вынужден разгадывать словесные загадки. Использование аллюзий и реминисценций достигло непривычно больших размеров. Современный человек - потребитель смыслов. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат, живущий разными контекстами. Такое явление в языке известный лингвист Виталий Григорьевич Костомаров назвал “карнавализацией” языка средств массовой информации. А науку, которая занимается изучением газетных и журнальных текстов, – коммуникативистикой. Итак, газета в современной этимологии – карнавал мыслей, диалогов, подтекстов. На втором этапе урока, который называется “Словесные загадки современного русского речеупотребления”, мы попытаемся разобраться в приемах цитатного письма в форме учебного исследования:

На дом вам было дано задание: проанализировать на материале газет

  • “Российская газета”, “ Московский комсомолец”, “ Новая газета”, “Итоги”,
  • “Литературная газета” и журнала “ Русский Newsweek” источники происхождения аллюзий и реминисценций. Мы сейчас прослушаем ваш анализ и составим таблицу классификации данных источников.

Пример анализа: “ Российская газета”: “В субботу в доме на Большой садовой, где расположена нехорошая квартира № 50, открылся культурно-просветительский центр “Булгаковский дом”” - реминисценция, обращенная к роману М.М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Текст статьи фактически пишется словами, дословно взятыми из текста известного литературного произведения. При этом цитируемый элемент не заключен в кавычки, что создает впечатление принадлежности этих слов автору статьи. Хотя связь данного цитируемого фрагмента с текстом-оригиналом очевидна для большинства представителей русского лингвокультурного сообщества. Создается игра “своего” текста и текста “чужого”, заимствованного.

“А у нас души прекрасные порывы осмеяны и стыдливо вынесены за скобки искусства” (“Итоги”) - реминисценция относительно стихотворения А.С. Пушкина “К Чаадаеву” в статье о художественной выставке в Москве.

По следам прослушивания текстов идет работа ученика на доске мимио по составлению таблицы.

Классификация источников происхождения аллюзий и реминисценций

Приемы цитатного письма Источник происхождения Издание
1. Аллюзии 1. Кинофильмы 2.Мультфильмы

3. Исторические реалии

4. Факты

5. Общественные движения

6. Лозунги

7. Мифология

8. Библейские тексты

“Московский комсомолец”

“Итоги”

“Новая газета”

“Российская газета”

2. Реминисценции Поэтические и прозаические тексты, их названия “Российская газета”

“Итоги”

“Московский комсомолец”

“Русский Newsweek”

Вопрос учителя: Глядя на данную таблицу, к какому выводу вы пришли?

Формулировка вывода и запись в тетрадь.

Вариант ответа ученика: Основными источниками возникновения аллюзий и реминисценций служат культурно-исторические продукты, созданные в разное время и составляющие культурный фонд языка.

Слово учителя: Сейчас мы рассмотрели интереснейшее понятие в лингвистике, которое носит название “ логоэпистема”, т.е. культурное знание, хранящееся в слове. Получается, что логоэпистема в структуре исходного текста может являться: заголовком, инициальным предложением фрагмента, абзаца текста, конечным предложением текста.

Логоэпистема может выражаться в приемах цитатного письма, в виде аллюзий и реминисценций.

А сейчас, мы будем работать с текстами и находить в них логоэпистемы. Работа с текстами газет.

Раздаются тексты, учащиеся находят в тексте аллюзии и реминисценции (показ текстов идет и через слайды).

Заполняется таблица учеником на мимио доске “Частота включений приемов цитатного письма в текст”

Текст Прием цитатного письма
1 реминисценция
2 аллюзия
3 реминисценция
4 аллюзия
5 аллюзия
6 аллюзия

Текст 1 (реминисценция)

Впрочем, это уже стало традицией: не только хорошо владеющий “великим и могучим” Квасьневский, но и лидеры других стран Центральной и Восточной Европы все чаще козыряют своим знанием русского языка. (“Российская газета”)

Текст 2 (аллюзия)

Мы находимся между двумя эмисферами, западной и восточной, и стараемся принадлежать к западной, являясь на самом деле восточной. Об этом очень интересно написал Солженицын в статье “Беспощадная погоня за новизной и как она разрушила современную западную культуру”, опубликованной в “Нью-Йорк Тайме” в 1983 году. Он там писал о том, что постмодернизм, стремление к новизне стали важнее, чем содержание. И этим выделил важную сторону постмодернизма: древо западной культуры разрослось на корнях античности, через Возрождение до наших дней. И эта преемственность была сознательно нарушена во времена постмодернизма.

(“Российская газета”)

Текст 3 (реминисценция)

Поневоле вспомнилось: “Богатство России Сибирью прирастать будет” и еще “Жизнь на Енисее началась стоном ...”. Посмотрим, что же изменилось со времен пребывания на сибирской земле Антона Палыча.

(“Российская газета”)

Текст 4 (аллюзия)

Бросив в огненную пасть революционному Молоху молодость, зрение и здоровье, Н.Островский никогда не пожалел об этом, испытывая к революции одну лишь сыновью благодарность.

(“Российская газета”)

Текст 5 (аллюзия)

Чтобы запустить механизм конкуренции, спора за власть в России, чтобы постоянно рождалась истина жизни, требуется усилием политической воли искусственно спровоцировать волнение общества.

(“Российская газета”)

Текст 6 (аллюзия)

Вы просто упираетесь в стандартный дорожный указатель с перечеркнутым красной линией словом “Москва”. Красная линия проходит по середине слова, прямо через букву “с”, и от этого оно читается как “Мооква”. Есть в таком прочтении нечто северно-европейское. Такую иллюзию, наверное, можно объяснить выряжскими генами российской власти, популярной карамзинской теорией про викингов Рюрика, Синеуса и Трувора.

(“Российская газета”)

Вопрос учителя: Какой вывод можно сделать из данного исследования?

Вариант ответа ученика: Аллюзии используются чаще, чем реминисценции.

Вопрос учителя: Почему?

Вариант ответа ученика: Источник происхождения аллюзий более разнообразен.

На третьем этапе урока, который называется “Жизнь в мимолетных мелочах”, мы попытаемся дать лингвистический комментарий школьной газеты.

Какие приемы цитатного письма использованы в школьной газете?

Вывод по теме урока: Приемы цитатного письма способствуют активизации фоновых знаний читателя, что делает текст более насыщенным смыслами. Домашнее задание: Написать заметку в газету, используя приемы цитатного письма.