Тема урока: "Экономико-географическая характеристика Австралии" (11-й класс)

Разделы: География

Класс: 11


Введение

Постигая современную методику преподавания географии, я пришла к мысли, что уроки географии не могут конкурировать с телевидением, кино, компьютерными программами, что наш поселок отдалён от столицы, в школе мало наглядных пособий, материальных средств, и хорошо провести урок в наше время очень трудно! Такая ограниченность в учебном материале снижает его образовательно–воспитательный потенциал, поэтому я стремлюсь собственными силами восполнить этот пробел и нужно сделать так, чтобы урок был частью жизни ученика. Я, как учитель географии, должна способствовать этому. В своей педагогической практике интерес к географии я осуществляю через систему активных и нетрадиционных форм проведения урока.

Использование активных методов обучения географии приводит к изменению привычных форм обучения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самодеятельность. В настоящее время широкое распространение получили уроки творчества, пресс-конференции, уроки – исследования, уроки – конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т.д. Они позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли эксперта, руководителя. Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при организации деятельности учащихся на уроках нетрадиционной формы происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передача этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, одноклассниками, т.е. сотрудничество с ними.

Вашему вниманию автор предлагает комбинированный урок географии в 11-м классе: урок-диалог. Данная тема занимает отдельный урок в конце учебного года. В курсе географии материков и океанов 7-го класса учащиеся знакомятся с особенностями природы, населения и хозяйства этого материка. Изучают материал по картам атласа, оформляют задание в контурных картах. Через несколько лет материал о данной стране обобщается, дополняется, систематизируется. Таким образом, у учащихся складывается полная картина о самой удивительной стране мира.

Содержание материала подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе урока. Также здесь используются информационные технологии; прием обратной связи, мозговой штурм; экспресс-опрос; защита знаний, опережающее задание; методы, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: работа в группах с опорными конспектами; элементы программированной лекции-консультации.

Цели: проверить, систематизировать, обобщить и защитить знания учащихся по предыдущей изученной теме “Латинская Америка”; выявить особенности экономико-географического положения, климата, растительного и животного мира, а также населения и хозяйства Австралии; способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию природы и жизни других народов и стран. развивать самостоятельный поиск знаний; стимулировать творческую мыслительную деятельность; расширять географический кругозор учащихся.

Задачи: а) установить зависимость между географическим положением, природными условиями и особенностями хозяйства населения Австралии; б) выявлять индивидуальность растительного и животного мира, их приспособленность к условиям этой территории и распространения по ней, используя информационные технологии; в) обобщать полученные знания на основе межпредметных связей по биологии и географии. Форма проведения: заочное путешествие, групповая, творческая работа, мозговой штурм; экспресс-опрос; защита знаний; элементы лекции-консультации. Тип урока: комбинированный урок географии в 11 классе: урок – диалог. Оборудование: наглядные пособия по предмету, раздаточный материал, сигнальные карточки, атлас, географические карты, глобус, мультимедийный проектор, компьютерная техника.

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний по предыдущей теме “Латинская Америка”. Экспресс-опрос

Опрос материала проходит по рядам. Необходимо использование настенной карты “Латинская Америка. Экономическая карта” В первом туре отдельным учащимся каждого ряда по цепочке задаются вопросы. Если он отвечает на вопрос, то продолжает соревнование во втором туре. Таким образом, с каждого ряда продолжают соревноваться по несколько человек, среди которых определяется победитель финала. Кроме того, можно оценить знания участников второго тура.

1 тур. Вопросы для 1 ряда:

  1. Какие регионы входят в состав Латинской Америки?
  2. На каких языках говорят ее жители?
  3. (У карты) Перечислите страны, где столицы – Бразилиа, Буэнос-Айрес, Лима, Ла-Пас, Каракас, Сантьяго, Монтевидео, Парамарибо, Санта-фе-де-Богота, Кито, Мехико, Манагуа, Панама, Тегусигальпа.
  4. Назовите жителей древнейших цивилизаций Латинской Америки.
  5. Численность населения в регионе / 530 млн. чел.
  6. Тип воспроизводства / “демографическая весна” – 1 тип
  7. Урбанизация / 65%
  8. Крупные города / Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико, Буэнос-Айрес.
  9. Каковы последствия урбанизации / трущобы, антисанитария
  10. Чему равен естественный прирост населения Латинской Америки /20 ‰

Вопросы для 2 ряда:

  1. Под воздействием каких 3-х народов сложился этнический состав населения / индейцы, европейцы, негры
  2. Назовите “авангардную тройку” Латинской Америки /Мексика, Аргентина, Бразилия.
  3. Почему Латинская Америка добилась большего экономического развития, чем Африка / она раньше Африки освободилась от колониального прошлого.
  4. Какие признаки населения Латинской Америки относят ее к развивающимся странам / высокие естественный прирост и темпы роста численности населения, проблемы занятости населения.
  5. Какие черты характеризуют отсталость стран Латинской Америки? Монокультурная специализация хозяйства, ведущая отрасль в экономике – горнодобывающая.
  6. Каков внешний долг региона / 400 млрд .долл.
  7. Что означает поговорка: “Когда в США сквозняк, Латинская Америка болеет гриппом” / финансовая зависимость стран от США
  8. Почему США проявляют интерес к Латинской Америке / именно капиталовложения США поддерживают экономику региона; а сама Латинская Америка является для них поставщиком сырья.
  9. Каково значение Панамского канала для Латинской Америки / сокращение расходов на транспортные перевозки в страны двух Америк.
  10. Охарактеризуйте климатические условия региона / находится в жарких поясах: экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и в прохладном умеренном климатических поясах; центральная часть территории получает еще и огромное количество осадков.

Вопросы для 3 ряда:

  1. Какими полезными ископаемыми богата Латинская Америка /нефть, газ, уголь, железная руда, уран, медь, бокситы, марганец, олово, драгоценные металлы.
  2. (У карты) Покажите медный и оловянный пояса / медь – Чили, Перу; олово – Боливия.
  3. Что такое Итайпу? Каково его значение/ на реке Парана создан гидротехнический комплекс
  4. Как повлияла индустриализация на экономику региона / заново созданы черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность
  5. На какой вид топлива приходится 80% стоимости ее продукции / нефть
  6. Какие отрасли обрабатывающей промышленности снизили свое производство /текстильная, пищевая, швейная.
  7. (У карты) Определите экспортную направленность Бразилии, Аргентины /Бразилия- кофейная, сахарная; Аргентина- мясная
  8. Покажите взаимосвязь рельефа и экономики на примере Мексики /Мексика – горная страна. Это несколько затрудняет сельскохозяйственное освоение территории и препятствует развитию внутрирайонных связей. Но в тоже время ее недра содержат большие запасы нефти и газа.
  9. Что означает термин “моноцентрическая структура хозяйства”/в промышленном производстве преобладает один центр.
  10. Назовите три сектора товарного сельского хозяйства / тропические культуры, зерновое хозяйство, животноводство.

2 тур – участвуют победители с каждого ряда.

  1. (У карты) Назовите сельскохозяйственную специализацию стран: Бразилия – кофе, Панама – бананы, Куба – сахарный тростник, Перу- хлопчатник, Мексика – кукуруза, а Аргентина – разведение КРС.
  2. Основной вид транспорта на континенте / автомобильный
  3. Чтобы преодолеть экономическую отсталость, какую политику проводит Мексика/ комплексное освоение природных ресурсов
  4. Хозяйственное лицо стран Вест-Индии / нефтепереработка, курорты
  5. Что символизирует ключ, изображенный на гербе Кубы / выгодное ГП на подступах к новому Свету
  6. Опишите “хозяйственное лицо” Бразилии / богатство водными ресурсами, мировые запасы железных и марганцевых руд, бокситов, леса Амазонии, экспортер тропических культур.
  7. Что означает фраза “Анды – стержень” Латинской Америки / самая длинная и высочайшая горная система мира как бы нанизывает на себя страны региона и в тоже время является кладовой минерального сырья.
  8. Как отличаются страны по государственному строю/ либо республики, либо государства в содружестве Великобритании
  9. В какой стране развито “теневое растениеводство” / Колумбия- наркотики
  10. Какие экологические проблемы известны в регионе / сведение лесов Амазонки, деградация почв.

Подведение итогов экспресс – опроса.

III. Изучение нового материала. Активизация познавательной деятельности

– Сегодня на уроке мы поведем разговор о самой необычной стране мира. Я напомню вам о ней стихами поэта Г. Усова

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Её исток – на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот

– Австралия – уникальная, единственная в мире страна, занимающая целый континент, для нее характерно разнообразие природных комплексов, многообразие видов только ей присущих эндемиков; имеет свои особенности и хозяйство Австралии. В состав государства Австралийский Союз входят материк Австралия, крупный остров Тасмания, а также прилегающие небольшие острова; столица страны – город Канберра.

– Чтобы совершить заочное путешествие на континент, я предлагаю вам взять с собой памятки, атлас. А в дороге вы должны выполнить задания, используя свои воспоминания о необычной стране из курса географии 7-го класса.

ПАМЯТКА
gутешественнику, отправляющемуся в Австралию

Дорогой турист!

  1. Ты отправляешься в Австралию, позволь дать тебе несколько дельных советов и проинструктировать на случай непредвиденных ситуаций.
  2. При посадке в самолёт переведи часы на 7 часов вперёд, тогда твоё время будет совпадать с австралийским.
  3. Если ты не владеешь английским, возьми с собой разговорник, в полёте будет время для чтения.
  4. Австралия- самый маленький материк Земли. Он находится в восточной части южного полушария. Возьми с собой карту и ориентируйся, чтобы не пролететь мимо.
  5. Австралия – самый сухой материк на Земле, но если ты едешь в Восточную Австралию, в чём мы почти уверены, то захвати с собой плащ или зонт, там всегда льют дожди. На Западе и в Центре очень сухо.
  6. Австралия состоит из нагорий и плоскогорий, в Центральной части есть низменности. Горы сравнительно низкие, закончили соё образование давно. В горах есть полезные ископаемые: железные, медные руды, каменный и бурый уголь, полиметаллические и оловянные руды. Золотоискателям советуем отправляться в юго-западную часть материка. Примечание для коммерсантов: алмазных приисков нет – это вам не Африка!
  7. В Австралии обильная растительность. В Северной части растут эвкалипты, они несколько раз сбрасывают кору, их листья всегда повёрнуты ребром к солнцу и не дают тени, так что солнечные очки и панамы в Австралии необходимы. Есть там акации, бутылочные деревья, папоротники, бамбук, как в лесах Кавказа.
  8. Животный мир Австралии весьма разнообразен. В северной части обитает страус эму, кенгуру, вомбаты, ехидна, лирохвост, попугаи и коала. Коала- медведи, они никогда не пьют воды, обижать их запрещено законом, это добрые и очень беззащитные животные, которых австралийцы любят и берегут.
  9. Население Австралии состоит из коренного и пришлого. Пришлое население говорит на англо-смешанном языке, если вы владеете классическим английским, вам будет трудно понять местных жителей.
  10. Австралия- это очень красивый материк Земли. Советуем взять с собой фото – и видеоаппаратуру, чтобы сохранить память об этой удивительной земле.
  11. Австралийцы считают, что красивее и лучше их страны нет ничего на белом свете. Не разочаровывайте их в этом, с уважением относитесь к традициям и обычаям государства.

Задание в группах: Выполните задание по карточкам.(Приложение 1.)

Лекция-консультация: (По ходу урока учащиеся постепенно заполняют таблицу, которая послужит итогом их работы в течение изучения новой темы).

ГП,
столица,
площадь
Характеристика населения:
численность, миграция, плотность, урбанизация и города.
Самое-самое
в природе в экономике
       

ГП. Визитная карточка Австралии(Учащиеся конспектируют материал)

  • Площадь =7,6 млн. кв. км. По размерам площади занимает 6 место в мире после России, Канады, Китая, США, Бразилии.
  • Население – 18 млн. чел. Федеративное государство в составе Содружества во главе с Великобританией. Глава государства – королева Великобритании. Около 77% населения Австралии – переселенцы с разных концов Земли и говорят австралийцы не только на английском, государственном, но и на португальском, немецком, греческом, русском и др. Современная Австралия является страной массовой иммиграции, ежегодно принимая 100-150 тыс. человек, поэтому Австралия имеет прямые культурные связи со многими странами мира. Большую часть населения страны составляют иммигранты. Каждый четвертый житель Австралии рожден за ее пределами. После Второй Мировой войны начала осуществляться иммиграционная программа, в ходе которой население страны было увеличено с 7,6млн. чел в 1947г. до 15,5 млн. чел в 1984г. Около 60% этого роста дали иммигранты и их дети, родившиеся в Австралии.

Плотность населения по территории страны различна. Это объясняется тем, что около половины территории Австралии занимают пустыни и полупустыни, не пригодные для проживания. Поэтому плотность населения в районах пустынь меньше 1 чел./ км2, а на восточном побережье климат гораздо благоприятнее, поэтому здесь расположены крупные города Австралии – Сидней (3,6 млн. чел), Мельбурн(3 млн. чел), Брисбен (1,2 млн. чел), и плотность населения здесь от 1 до 10 чел./ км2, так же на западном побережье в районе г. Перт (1,2 млн. чел) плотность населения до 10 чел./ км2.

Более 70% австралийцев живут в 12 крупных городах страны: в федеральной столице, столицах штатов и Северной территории и городах с населением более 100 тыс. чел. В Мельбурне и Сиднее проживает около 40% населения страны.

  • Столица – Канберра. Жители государства исповедуют англиканство, римское католичество и православие. По уровню социально-экономического развития с одной стороны относится к экономически развитым странам, а с другой имеет признаки развивающихся стран.
  • Австралийский Союз – самая любопытная страна мира. Ее территория поднималась из морских волн не центральной частью, а краями, в середине его есть наполовину испарившееся внутреннее море, деревья ежегодно теряют кору, а не листья. Листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени. Растут огнестойкие леса, деревья низкорослы, а травы гигантской вышины, животные необычны.
  • Австралия – страна “переселенческого капитализма”. Давайте вспомним их признаки: колониальная зависимость, богатая топливно-сырьевая база, небольшая заселенность, зависимость от иностранных инвестиций.

Сообщение ученика: Местные жители – аборигены. “Аборигены – темное пятно на репутации Австралии”. Аборигены составляют менее 1 % населения страны. Ко времени прихода европейцев в конце 18 в. их было 250 – 300 тыс., сейчас менее 180 тыс. чел. Аборигенов трудно было использовать для работы на полях и пастбищах, поэтому они были оттеснены в глубь континента, в безводные пустыни. Окружающую природу они считали гигантским храмом, очень разумно сохраняли хрупкое ее равновесие в отличие от пришельцев. Они занимались собирательством, рыболовством, земледелия не знали. У них не было постоянных жилищ, спали в углублениях на земле, защищенных от ветра заслоном из веток, между такими укрытиями горели костры. Одежды у них почти не было. Чтобы не ходить по раскаленному песку и колючей щебенке босиком, они изобрели сандалии. В 1967 году был принят закон об их равноправии, до этого их даже не учитывали при переписи. Многие современные аборигены живут в окрестностях городов и забыли язык своего племени. Они говорят только по–английски, дети учатся в школе на английском языке, становятся писателями, художниками, общественными деятелями.

Мозговой штурм: Расскажи об Австралии.

1. Австралия – это все самое, самое.

  1. По площади Австралия – это самый (маленький) материк.
  2. На ее территории расположены только две крупных реки – (Муррей и Дарлинг).
  3. Самый удаленный материк, расположенный в десятках километров от соседних государств: (Новая Зеландия, Индонезия, Папуа–Новая Гвинея).
  4. По численности населения он – самый (малонаселенный) материк.
  5. Имеет только (морские) границы.
  6. По климату – это самый (сухой) материк.
  7. Ботанический сад Сиднея – один из самых старых в (южном) полушарии.
  8. Самое крупное в мире коралловое образование, которое можно увидеть даже с Луны: протянулся на 2000 км – (Большой Барьерный риф).
  9. Среди органического мира больше всего (эндемиков).
  10. По высоте рельефа – самый (низкий) из материков.

2. Как вы знаете их страну?

  1. Какие животные изображены на австралийских монетах?(ехидна, лирохвост, утконос)
  2. Какие животные изображены на государственном гербе страны? (Страус эму и кенгуру, символизируют прогресс, движение вперед, так как они не могут пятиться назад)
  3. Какой остров Южной Австралии своих жителей “носит в сумке”? (Кенгуру)
  4. Назвать сумчатого мишку, питающегося исключительно эвкалиптами. ( коала)

3. Природа материка

  • Рельеф равнинный, на востоке – горный. Большую площадь занимают пустыни.
  • Климат Австралии резко различается в зависимости от региона. Влажный и жаркий субэкваториальный пояс – на севере. Тропический сухой пояс в центре занимает 40% площади, на юге – субтропический, где погода меняется по сезонам
Температура   Я Ф М А М И И А С О Н Д
Сидней +220 +220 +210 +190 +150 +130 +120 +130 +150 +180 +190 +210
Мельбурн +200 +200 +180 +150 +120 +100 +90 +100 +120 +140 +160 +180
  • Пересыхающие реки – КРИКИ.
  • Соленые, пересыхающие озера. Самое крупное из них – Эйр–Норт .
  • Леса занимают 5% площади. Расположены преимущественно на востоке материка.

4. Полезные ископаемые

По запасам урана Австралия занимает 1 место в мире, 3 место по запасам железной руды, по запасам угля – 4 место в мире, ресурсы нефти и газа обнаружены на шельфе пролива Басса, 2 место по запасам бокситов, ведущее место по запасам золота и алмазов, много руд цветных металлов.

Лекция-консультация:

ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА. В Австралии сложилась парадоксальная ситуация с одной стороны, страна относится к наиболее развитым в экономическом отношении, с другой стороны, имеет признаки развивающихся стран: сырьевые продукты составляют главную статью ее экспорта, продукция обрабатывающей промышленности не выдерживает конкуренции с соответствующими товарами ведущих стран, а в важнейших отраслях господствует иностранный капитал. Доля Австралии в 2000г. составляла примерно 1% в промышленности, в сельском хозяйстве около 1%, а в экспорте – 1,1%.

Отрасли обрабатывающей промышленности в отличие от горнодобывающей работают в основном на внутренний рынок, машиностроение получило развитие после второй мировой войны. Развиваются автомобилестроение, производство сельскохозяйственных машин, электроприборов, изделий радиоэлектроники. Химическая промышленность получила развитие в послевоенный период, выпускает самую современную продукцию. Металлургия и пищевая промышленность, (особенно мясная) работают не только на внутренний рынок, но как и горнодобывающая на экспорт.

Каковы же особенности сельского хозяйства данной страны?

Высокотоварное, многоотраслевое, технически хорошо оснащенное, с широким применением наемного труда, ярко выраженный экспортный характер, пастбищное животноводство – ведущая отрасль сельского хозяйства, приносящее наибольшую прибыль стране.

Австралия занимает 1 место в мире по экспорту шерсти, 1 место по численности поголовья овец. Существует поговорка “Экономика Австралии едет на овце”. Овец завезли англичане вместе с каторжниками.

В растениеводстве ведущей отраслью является выращивание зерновых, прежде всего пшеницы. Австралия имеет самый высокий объем производства зерна на душу населения. Теплый климат ее позволяет культивировать субтропические и тропические виды растений.

В условиях огромной территории, редко заселенной, с ее рассеянной экономикой важное значение имеет транспорт. В грузообороте лидирует морской и железнодорожный, в перевозке пассажиров автомобильный. По объему грузооборота на 1 человека воздушный транспорт не имеет себе равных в мире.

Внутренние различия регионов Австралии (таблица)

Экономические районы Их состав Особенности их развития
1. Высокоразвитые районы старого освоения. Юго – Восток Новый Южный Уэльс, Виктория, прилегающая юго – восточная Производится около 70% продукции обрабатывающей промышленности Сидней, Мельбурн – крупнейшие центры страны
2. Районы нового освоения. Часть Южной Австралии

Юго–Западная и Северная Австралия

Начали развитие после второй мировой войны, горнодобывающая промышленность
3. Районы малоосвоенные Пустынные районы Западной, Южной Австралии, Северной территории “Мертвое сердце” страны, еще ждут своего освоения, велика еще площадь неиспользуемых земель.

IV. Закрепление изученного материала

А) проверка заполнения таблицы;
Б) Блиц- опрос (за каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны, которые потом суммируются. Кто наберет больше всего жетонов, тот оценивается хорошими оценками)

БЛИЦ- ОПРОС (Приложение 2)

V. Итоги урока

– Каково ваше мнение об уроке?
– Что не удалось запомнить?
– За что можете себя похвалить?

VI. Домашнее задание

Задание на дом: § 43 (до Океании)