Система организации физкультурно-оздоровительной работы в старшем дошкольном возрасте "Ступеньки к здоровью"

Разделы: Работа с дошкольниками


Содержание физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия.

Оптимизация двигательного режима становится одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний, не говоря уже о ведущей роли в воспитании здорового ребенка.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в жизни, нередко требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Для того, чтобы этот период был как можно менее болезненным (легкая адаптация), его нужно готовить к поступлению в школу заблаговременно.

Мы считаем, что для повышения двигательной активности и оздоровления детей старшего дошкольного возраста не обязательно введение дополнительных занятий физическими упражнениями – достаточно создание системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, как эффективное условие общефизической подготовки детей к школе.

Разработанная нами система физкультурно-оздоровительной работы “Ступеньки к здоровью” рационально встроена в воспитательно-образовательную работу детского сада, в ее реализации активно участвует персонал детского сада (педагоги, специалисты, медицинские работники), важная роль отводится родителям.

Система включает в себя:

  • двигательно-образовательную деятельность (физкультурные занятия, плавание, музыкально-ритмические занятия, подвижные игры, физ.минутки, спортивные развлечения и праздники, дни здоровья, оздоровительный бег);
  • оздоровительная работа (витаминотерапия, луковая и чесночные закуски, смазывание слизистой носа оксалиновой мазью);
  • закаливающие мероприятия (воздухом, водой, дополнительные закаливающие процедуры)
  • коррекционная работа ( корригирующая гимнастика, психогимнастика, адаптационные игры)

Система физкультурно-здоровительных мероприятий
“Ступеньки к здоровью”

1. Организация качественного питания детей:

  • соблюдение стандартной диеты в соответствии с нормативными требованиями (рекомендации Ладодо, Москва);
  • обогащение питания фруктами, овощами, зеленью, зерновым хлебом, соками, минеральной водой, продуктами с повышенным содержанием белка).

2. Дифференцирование системы закаливания (воздушное, сухое обтирание тела, полоскание горла холодной водой, босохождение в помещение, точечный массаж).

3. Оптимизация двигательного режима:

  • тренирующие общеразвивающие занятия в зале, на улице;
  • тренирующие спортивные занятия, спортивные игры, плавание;
  • регулирующая, адаптационная гимнастика (после сна, бег по лестничным маршам);
  • целенаправленные гимнастические комплексы (для глаз, для коррекции осанки и стопы, пальчиковая гимнастика);
  • подвижные игры на прогулке;
  • подвижные игры на занятиях.

4. Проведение мероприятий способствующих резистентности организма:

  • медикаментозные средства (витамины, оксолиновая мазь);
  • профилактика ЛОР-заболеваний (полоскание полости рта и носоглотки раствором соли, отваром трав, смазывание слизистой носа масляным раствором чеснока – на время эпидемий);
  • физиорефлексотерапия (массажные дорожки, ионизирование воздуха, аэрозоль терапия);
  • нормализация функций центральной нервной системы (соблюдение режима дня, музыкотерапия);
  • соблюдение санитарно-гигиенических условий (освещение, температура, влажная уборка, изоляция больных детей).

5. Организация профилактики заболеваний:

  • стоматологическая профилактика (гигиена полости рта, полоскание после еды, массаж десен);
  • прививки.

6. Организация взаимодействия с родителями:

  • родительские собрания;
  • постоянно действующий семинар для родителей “ Здоровье и Мы”;
  • консультации;
  • информационное просвещение родителей, через оформление стендов.

7. Нормализация психологического климата в группе (занятия психолога, коммуникативные игры).

Данная система эффективно работает в течение 5 лет. Каждый год мы видим положительные результаты адаптации детей к школе. Удовлетворенность родителей процессом адаптации к школе составляет – 100%.

Отмечается высокий уровень физической подготовленности детей к школе (35% -высокий, 65% - средний). Дети активные участники спортивных мероприятий в школе.

По сути, создание данной системы - это поиск нового содержания и новых форм организации физического воспитания оздоровительной направленности, что полностью соответствует образовательной политике Пермского края.