Русские народные мотивы в современном фартуке

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Цели:

  1. Образовательная:
    дать первичное представление о технике моделирования;
    познакомить учащихся с дизайном передника в русском народном стиле;
    научить подбирать форму деталей фартука, цвета, отделку к изделию;
    закрепить полученные знания на практике.
  2. Развивающая:
    развивать у учащихся художественный вкус, художественные склонности и задатки;
    развивать трудовые умения и навыки.
  3. Воспитательная:
    воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
    возрождать утерянные традиции русской культур;.
    способствовать формированию эстетических вкусов, эстетических убеждений.

Оборудование:

ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, экран. Электронные ресурсы: диск СД – Презентация к уроку; DVD – отрывки из мультфильмов: "Сказка о царе Султане" (Приложение 4), "Снегурочка" (Приложение 3), народная музыка Mp3. Музыкальный ряд: народная музыка, “Родные напевы” в исполнении ансамбля “Родные напевы”, “На горе, горе…” в исполнении Шарепиной Насти. Наглядные пособия: красный угол, праздничная народная одежда, каравай с солью, глиняные птички, рисунки детей, плакат с изображением девушки в русском народном костюме, виды фартуков, бумажные куклы, фасоны фартуков (иллюстрации), эскизы фартуков, технологические карты, цветовой круг, карточки-задания. Материалы и инструменты: образцы тканей, образцы для отделки фартука, детали фартука для творческой игры, шаблоны-выкройки; цветная бумага, клей, ножницы, набор для творчества (для работы с бумагой).

План урока:

  • сообщить познавательные сведения по теме “Фартук как элемент русского национального костюма;
  • познакомить с оформлением фартука (цветовое сочетание, символика, украшение фартука); назначение и роль фартука в современной жизни.
  • практическая работа: дизайн фартуков по выбору (из цветной бумаги или из хлопчатобумажного лоскута на условную фигуру (бумажную куклу);
  • провести мини – защиту творческих работ (в виде игры).

Предварительная работа: на кружках: “Юный художник” и “Умелые ручки” ребятами были сшиты из ткани и изготовлены из глины птички – вестники весны и расписаны, выполнены рисунки по темам: “Народный праздничный костюм”, “Русские мотивы в народной одежде”, “Крестьянский быт”; на уроках технологии изучена тема “Фартук” и сшиты фартуки, на кружке “Вышивка” изучены народные мотивы праздничной одежды.

Словарь: художник-модельер, занавеска, запон, фартук, передник (передница) (см. Приложение 1)

Оформление кабинета: кабинет стилизован под русскую светелку для девичьих посиделок: оформлен Красный угол, украшенный полотенцами, праздничный стол с караваем и солью, столы для гостей-учащихся украшены цветами, выполненными в технике оригами и содержащими в себе задания к уроку, а также тарелочками с блинами (блины разрезаны на 4 части, на обратной стороне которых также написаны задания); 2 манекена в русском сарафане.

Эпиграфы к уроку: “Искусство-это одежда” (Оноре де Бальзак)

В человеке все должно быть прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
А.П.Чехов

Ход урока

I. Организационный момент:

Приложение 1. Слайд первый:

На фоне слайда 1 под звуковое сопровождение: “Во поле березка стояла” учитель ИЗО встречает с караваем в руках входящих учащихся следующими словами:

Хлебосольством да радушием знаменит наш русский край,
Для гостей и песни русские, и медовый каравай.
И места для них приметные за обеденным столом.
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш прекрасный дом!

Она предлагает ученикам взять с подноса карточки разной формы (прямоугольники, квадраты, треугольники и круги) для того, чтобы дети могли сформировать команды согласно карточкам.

Учитель ИЗО приветствует образовавшиеся команды: Мир вам гости долгожданные, что явились в добрый час. Встречу теплую желанную мы готовили для вас.

Музыка смолкает. Слайд 2 – показ фрагмента из м/ф “Снегурочка”

Учитель ИЗО: Праздничные посиделки – это не только сборища, игры, но и занятия рукоделием (слайд 3; 4 – показ фрагмента из м/ф “ Сказка о царе Султане), вот и мы приглашаем вас сегодня в свою горницу на посиделки.

ІІ. Повторение пройденного:

Учитель ИЗО: мы продолжаем наши встречи на тему: “Народный праздничный костюм” и сегодня на уроке будем заниматься очень интересным делом.

 

Беседа.

Учитель ИЗО: Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Слайд  5: Эта девушка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Какой сложный у этой красавицы костюм. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.

Слайд 6: Сейчас на экране слева мы видим женщину-водь в праздничном (русском) наряде: рубахе, сарафане, повойнике. А что такое повойник? Кто мне подскажет?

 

Ответ детей: Повойник – старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора.

Учитель ИЗО: Правильно, молодцы. А вы помните, что к началу ХХ в. повойник вытеснил более сложные головные уборы – сороку и кичку? Справа на экране женщина – водь в национальном наряде – вышитой рубахе, расшитом переднике и полотенчатом головном уборе. Кстати, а кто помнит, где жили вожане на рубеже XIX–ХХ вв.?

Ответ детей: Они населяли западную часть современной Ленинградской области.

Учитель ИЗО: Хорошо. Сейчас (слайд 7) мы видим русский наряд девушки-ижорки: прямой сарафан, рубаха с кисейными (“кисельными”) руками, передник. Гости дорогие, а что вы помните об ижорах?

Ответы детей:

– Предками ижоры были самые первые люди, которые стали жить на земле от прилужских болот до лемболовских озер.

– С 1270 года ижорские земли вошли в состав новгородской “волости”.

– Великолепна была старинная ижорская одежда, привлекавшая всех своей красотой и необычностью. Она украшалась бисером, жемчугом и раковинами “каури”. Когда женщина шла по берегу моря или по высоким холмам, ветер раздувал ее головной убор, как парус.

Учитель ИЗО: Очень хорошо, вы все правильно сказали. В настоящее время по переписи населения в России зарегистрировано 327 человек данной нации. Современные представители ижоры проживают в основном в Ленинградской области. На экране справа мы видим еще раз девушку – ижорку 20-го века в русском наряде.

Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками.
В основе русского костюма (посмотрите слева) заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь русский костюм, тем больше находишь в нем ценностей.
Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь русской крестьянки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя одежда жителей каждой местности на Руси имела свои отличительные особенности, женский костюм обладал общими чертами – компактным объемом, мягким, плавным контуром. В праздничный наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи– “епанечки”, “коротены” – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики.

Костюм народа, наш традиционный,
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Крестьянской, нашей русской красоты!
Расшиты сарафаны надевались,
Навершники изящно красовались,
Поневы и рубахи украшались,
И много было разных там идей…
А все ж наряды женщин различались
Из северных и южных волостей!

Перед вами, гости дорогие, стоят тарелочки с разрезанными блинчиками. Вы сейчас возьмите эти кусочки, переверните их. Вы видите, что на обратной стороне написаны части костюмов разных областей. Послушайте задание. Задание для команды треугольников – выбрать одежду, характерную только для северорусского костюма. Задание для команды квадратов – собрать костюм, распространенный в центральных губерниях. Задание для команды прямоугольников – выбрать элементы южнорусского комплекса одежды. Самое сложное задание будет у команды кружочков. Вы выберите элементы и северорусского, и южнорусского костюма. Продолжительность времени на выполнение заданий – 1 минута. Дети под музыку выполняют работу с карточками (сарафан, рубаха, понева, фартук, кокошник, кика, передник, навершник, епанечка, пояс, душегрейка).
Учитель ИЗО: Время истекло. Проверяем получившиеся результаты (дети по командам озвучивают ответы). Хорошо, а теперь убедимся в правильности ваших ответов, используя цветы, стоящие у вас на столах. Тюльпан холодного цвета берут учащиеся, собиравшие северорусский костюм, цветок холодного оттенка – команда квадратов, тюльпан теплого цвета – команда прямоугольников, а команда кружочков берет из вазы только листочки от цветов. Разворачиваем цветы и листочки и читаем ответы в стихотворной форме по очереди команд.

 Дети читают стихи и проверяют правильность выполненного ими задания. (слайд 8)

На севере носили сарафаны
Из шелка, крашенины и холста,
Парчи и ткани, шерсти домотканой
Отделки разной яркой красота
Нарядный вид костюму придавала…

Рубаха была вышита всегда,
Событиям особым отвечала
Для свадьбы, сенокоса и труда...
(слайд 9)
Крестьянки юга правилом считали
Поверх рубах поневы надевать,
Затем передником поневу украшали…
 Навершник сверху сразу надевали.
Все надо было поясочком подвязать.
На севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
(слайд 10)
Но фартук иль передник повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным
Умели шелком, бисером расшить.
(слайд 11)

 

Учитель ИЗО: Вспомним замечательное высказывание русского художника Е.И.Репина: “Только малороссиянки… умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко;…это действительно народный, удобный и грациозный костюм…”. Многие художники обращались к теме русского народного костюма, к изображению крестьянского быта, восхищались вкусом русского народа. Посмотрите на работы В. В.Верещагина, В.М. Васнецова, Н.В. Неврева, И.Я. Билибина.

Ответы детей(обсуждение зрительного ряда, расположенного на доске, на слайдах).

Учитель ИЗО: (слайд 12) Алексей Гаврилович Венецианов – живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. С 1818-1819 гг. практически постоянно жил в д.Сафонково (Вышневолоцкий уезд Тверской губернии). Здесь он написал свои наиболее известные работы: "Спящий пастушок", "На пашне. весна", "На жатве. лето" и др. В 1824 г. создал свою школу-мастерскую для обучения живописи выходцев из крестьян и мещан. Одним из первых стал писать портреты крестьян, отличающиеся реализмом изображения. (слайд 13) Дмитрий Левицкий. Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника. 1785. Михаил Шибанов работал во второй половине XVIII в. Празднество свадебного договора. 1777. (слайд 14) Иван Яковлевич Билибин Белый всадник. Иллюстрация к сказке “Василиса Прекрасная”, Иллюстрация к сказке “Поди туда, не знаю куда”, иллюстрация к сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (слайд 15) Художник Николай Неврев Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. Художник Василий Верещагин Девушка с виноградом 1865 Константин Маковский любил писать портреты крестьян, сцены из их жизни, крестьянский быт. На его работе “Жница” мы видим необычайно привлекательный и трогательный образ матери-крестьянки в национальном русском костюме.

Учитель ИЗО: (слайд 16)

Нет живописнее, признаться надо,
Национального русского наряда!

Мы повторили элементы комплексов одежды разных областей, рассмотрели разные типы народных костюмов, познакомились с работами художников, теперь надо сделать вывод. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: что составляло основу любого русского костюма? Какие элементы женского народного костюма были свойственны комплексам женской одежды разных областей?

Ответы детей: Рубаха; рубаха, передник или фартук.

Учитель ИЗО: Мы подошли к теме наших посиделок “ Русские народные мотивы в современном фартуке”, именно фартуком мы с вами будем сегодня будем заниматься. Как вы думаете, какие вопросы мы можем сегодня разобрать?

Ответы детей: Мы поговорим о роли фартуков в нашей жизни.

– Поучимся выполнять макеты фартуков из цветной бумаги или ткани;
– будем дизайнерами фартука;
– будем работать с тканью, выбирать ткани для изготовления фартука, его украшения. Учитель ИЗО: Хорошо, молодцы. Вы совершенно правы. Знания и умения, которые вы получили уже на предыдущих уроках и получите сегодня, обязательно пригодятся вам в будущем. Вы согласны?

Учитель ИЗО: А знаете ли вы, что слово “фартук” появилось в русском языке сравнительно недавно – в конце XVII века. По происхождению “фартук” – диалектное немецкое слово.“Vortuch – vor – “перед”; tuch – “платок” (слайд 17). Передник – одежда разного покроя, надеваемая на переднюю часть туловища, преимущ. для предохранения платья, костюма от загрязнения, то же, что фартук (толковый словарь русского языка Ушакова). Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. Названия передников отмечаются в письменности с XVII в. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма.

Давайте вспомним, какие фартуки носили в старину, и как они назывались (слайды 18–19).

Народный костюм включал в себя “передник” или, по – другому, “запон”, “занавеска”, “нагрудник”, шорган, насовка – так называли его в разных районах России. От общеславянского глагола запинати 'закрывать, задерживать' возникло название запон, которое обозначает закрытый передник. Запон – разновидность фартука, который надевался на сарафан. Запон – накладная одежда типа нарамника, не сшитая по бокам. Шорган – “шорган? м. сар. передник с рукавами, насовка. Надергиш м. перм. надергиши мн. каз. передник, запон, с рукавами или с наплечниками, носимый бабами при стряпне; насовка, надивки, надевки, навздевки” (толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля). Нагрудник – небольшой передник или щиток, носимый на груди для украшения или предохранения от чего-н. (толковый словарь русского языка Ушакова). Нагрудник – более короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами, ее так же носили поверх рубахи, и украшали по горловине и низкам рукавов.
(слайды 20) Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалась… Как вы думаете, какому цвету? И почему?

Ответы детей: Красному цвету отдавалось предпочтение, потому что слово “красный” раньше означало красивый.

Учитель ИЗО: Правильно, молодцы. Но красный цвет, кроме того, считался еще и магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик. Хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Какие еще цвета вы видите на фартуках?

Ответы детей: оранжевый, желтый, зеленый, синий…

Учитель ИЗО: Правильно, это праздничные цвета, цвета солнца, света, радости, цвета яркие, торжественные). Цвет всегда занимает очень важное место в общей композиции, вы помните об этом. Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветового круга (слайд 21), который строится на трех основных (красный, зеленый и синий) цветах.

Цвета, которые противопоставляются основным, называются комплиментарными или дополнительными. К ним относятся желтый, голубой и фиолетовый, последний в разных литературных источниках иногда еще называют пурпурным.

(слайд 22) Цвета расположенные напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными. Назовите мне, пожалуйста, контрастные цвета.

Ответы детей.

Учитель ИЗО: Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Перечислите мне, пожалуйста, родственные цвета.

Ответы детей

Учитель ИЗО: Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону.

“Пойду я во чисто поле-под красное солнце, под светел месяц, под частые звезды. Под полетные облака; стану я раб Божий, в чистом поле на ровное место, облаками облачуся, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшуся светлыми зорями, обтычуся частыми звездами, что вострыми стрелами, от всякого злого недуга”.

Это старинное заклятье. Как вы думаете, в чем его смысл?

Ответы детей.

Учитель ИЗО: Правильно, люди всегда пытались оградить себя от бед и несчастий. В этом им помогали древние образы (образ коня, птиц, цветы и др.), образные знаки (солярная орнаментика, знаки плодородия, земли и др.). Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, “оберегом”. Орнамент предполагает ярусное деление. Подол – первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В нагрудной части фартука– солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию фартук уподоблялся Мировому Древу. (слайд 23)

Учитель ИЗО предлагает учащимся рассмотреть элементы росписи фартуков (обращает внимание детей на доску, где висит таблица “Единство символических элементов”).

Учитель технологии: Гости дорогие, а знаете ли вы, для чего нужны фартуки?

Ответы детей и показ слайдов.

Учитель технологии, подытоживая ответы детей, делает выводы о назначении и роли фартуков в современной жизни.

IV. Практическая работа. Вводный инструктаж

Учитель технологии: Прежде чем приступить к практической части наших посиделок, вспомним инструкцию охраны труда, повторим правила техники безопасности. Я буду в роли ученицы, а вы все учителя. Слайд 29

Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.

Учащиеся (показывая игольницу):

Иголка не игрушечка
Вам нужна подушечка.

Учитель технологии:

Выключить утюг спешила,
За шнур дернуть я решила.

Учащиеся вместе:

Утюг нужно выключать
В руках вилочку держать.

Учитель технологии:

Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?

Учащиеся вместе:

Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.

Учитель технологии:

Если ножницы даешь,
Помни четко правило.

Ученицы (показывая кольца ножниц):

Два колечка другу дай.
Это будет правильно.

Учитель технологии:

Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,

Ученицы (выпрямившись):

И хорошую осанку
Всем ребятам покажи.

Учитель технологии: Посмотрите на экран (слайд 30). Вы видите, что задача практической работы: изготовить фартук в русском народном стиле. На экране (слайды 31–32) представлены фартуки, которые отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. То, чем одна модель отличается от другой, называется фасоном.

Учитель технологии: Какие виды отделки вы знаете? Как вы думаете, какая отделка подойдет для фартука из гладкокрашенной ткани, например, ткани синего цвета?

Ответы детей.

Учитель технологии: Если ткань с рисунком (на белом фоне красный горох), то какая тогда будет нужна отделка? Какого цвета? А если наоборот, ткань красная и белый горох?

Ответы детей.

(слайд 33)

Учитель технологии: В современном фартуке используются разнообразные виды отделки: ткань другого цвета или фактуры, вышивка, декоративные строчки, тесьма, кружева, аппликация. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры. Вы знаете, как подобрать гармоничный цвет отделки с помощью цветового круга?

Ответы детей.

Учитель технологии: Молодцы! Ваши ответы были правильными. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону. (слайд 34) Фартуки на экране имеют разные орнаменты и форму. Внимательно их рассмотрим. Самый простой способ моделирования фартука – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой – либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука . Помните: форма низа фартука должна сочетаться с формой кармана и нагрудника. При выборе рисунка орнамента используйте свое воображение и фантазию. Приступаем к практической работе. Перед вами лежит оборудование: шаблон фартука, фигурки девочек; линейка, карандаши, ножницы, бумага, ткань, клей, кружево, тесьма, булавки (слайд 34). Данные шаблоны фартуков вы должны оформить в виде передников в народном стиле. Удачи вам в творческой работе. Время выполнения практикума 30 мин. Учащиеся приступают к работе. Звучит музыка.

V. Текущий инструктаж. Целевые обходы

  • 1 обход. Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
  • 2 обход. Проверить правильность выполнения приемов макетирования фартука.
  • 3 обход. Проверить осуществления учащимися самоконтроля и самопроверки.

Физкультминутка (офтальмологическая установка)

Учитель ИЗО: Прервемся ненадолго, чтобы дать нашим глазам и мышцам немного отдохнуть. Поднимите голову. Найдите в кабинете ковровую вышивку и зафиксируйте взгляд на этом предмете. Поищите лоскутную бабочку, полотенце, куклу в переднике. Молодцы. Продолжаем работать.

Учитель технологии: Заканчиваем работу. Кто хочет представить свой дизайн фартука?

Мини-защита творческих работ учащихся.

VI. Заключительный инструктаж

Анализ выполненных работ. Обсуждение работ и выставление оценок.

VIII. Подведение итогов урока

Учитель ИЗО: Ваше посещение посиделок показало, что вы владеете знаниями, полученными сегодня и на предыдущих уроках ИЗО, художественного труда и технологии, умеете применять их в повседневной жизни. (слайд 35) Подведем итог урока: – Что мы сегодня узнали на уроке?
– Были ли трудности?
– Чему научились?
– Где вам это может пригодиться? Наш урок подошел к концу. Мы благодарим вас за работу на уроке.

IX. Прощание с гостями

Учитель ИЗО: (слайд 36) Русская изба славилась гостеприимством, а поэтому каждый должен был уйти с подарком. Наши дорогие рукодельницы в подарок возьмут себе угощения. Цвет зажигается от цвета, свет от света, святыня идет от святыни. Пусть хранятся в нашей памяти традиции наших предков и хранят нас в бурной, стремительной жизни. Всего вам хорошего. До свидания.

X. Уборка класса.

Используемая литература.

  1. Александров В.А. Итоги и перспективы изучения материальной культуры русского населения Сибири // Итоги и задачи изучения истории Сибири досоветского периода. – Новосибирск, 1971. – С. 59–73.
  2. Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля / Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова. – М., 1988. – С. 43–96.
  3. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. – Томск, 1995. – 224 с.
  4. Бардина П.Е. Об изменениях в одежде русского населения Томской области // Этнокультурная история населения Западной Сибири. – Томск, 1978. – С. 141–159.
  5. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма. – М., 1997. – 48 с.
  6. Бережнова М.Л. К вопросу о причинах разрушения традиционного комплекса одежды русских юга Западно-Сибирской равнины к середине XX века // Духовное возрождение России: Матер. науч. -практич. конфер. – Омск, 1993. – Секция 3. – С. 115–119.
  7. Бережнова М.Л., Волощенко Г.В. О принципах разработки костюма для фольклорного ансамбля // Художественное моделирование и народные традиции. – Омск, 1995. – Ч. I. – С. 65–69.
  8. Богатырев П.Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. – М., 1971. – С. 297–368.
  9. Богомолов В.Б. История костюма и орнамента восточных славян. Методические указания к семинарским занятиям по курсу "История костюма и материальной культуры". – Омск, 1990. – 24 с.
  10. Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора // Сов. этнография. – 1933. – № 5–6. – С. 76–88.
  11. Гиляровская Н. Русский исторический костюм в изобразительном искусстве и на сцене // Русский исторический костюм для сцены. – М.; Л., 1945. – 140 с.
  12. ГорожанинаС. В., Л. М. Зайцева. Русский народный свадебный костюм.
  13. Градова К В. Театральный костюм. – М., 1987. – Кн. 2: Мужской костюм. – 351 с.
  14. Градова К., Гутина Е. Театральный костюм. – М., 1976. – Кн. 1: Женский костюм. – 310 с.
  15. Гринкова Н.П. Очерки по истории развития русской одежды (поясные украшения) // Сов. этнография. – 1934. – № 1-2. – C. 66–94.
  16. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР // Сборник Музея антропологии и этнографии. – 1949. – Т. XII. – С. 5–42.
  17. Донской народный костюм: О создании сценического костюма на основе донской народной одежды. – Ростов-на-Дону, 1986. – 64 с.
  18. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988
  19. Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу / Отв. ред. М. Г. Рабинович. – М., 1986. – 271 с.
  20. Жабрева А.Э. История костюма: Библиографический указатель книг и статей на русском языке. 1710-2001. – СПб., 2002. – 319 с.
  21. Журнал “Школа и производство”.
  22. Забелин Е.И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Новосибирск, 1992. – 246 с.
  23. Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. – М., 1974. – 170 с.Гринкова Н.П. Одежда бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы. – М., 1930. – С. 324–330.
  24. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991. – 512 с.
  25. Зобнин Ф.К. Усть-Ницинская слобода Тюменского уезда Тобольской губернии // Живая старина. – 1898. – Вып. 2. – С. 125–157.
  26. Золотова Т.Н. Одежда как элемент традиционных календарных праздников // Художественное моделирование и народные традиции. – Омск, 1995. – Ч. I. – С. 76–78.
  27. Исенко С.П. Введение в курс "Народный костюм": Лекция для студентов вузов культуры и искусств. – М., 2000. – 44 с.
  28. Исенко С.П. Русский народный костюм: Программа курса для высших учебных заведений культуры и искусства. – М., 1996. – 28 с.
  29. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: Учеб. пособие. – М., 1999. – 144 с.
  30. КаминскаяН. М. История костюма.
  31. Каршинова Л.В. "Русский народный костюм". Русские традиции в костюме (комплект из 12 открыток).
  32.  Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход.
  33. Катанаев Г.Е. Прииртышские казаки и киргизы Семипалатинского уезда в их домашней и хозяйственной обстановке // Записки Зап.-Сиб. отдела Рус. геграф. о-ва. – 1893. – Т. XV. Вып. 2. – С. 1–38.
  34. Каштанов Юрий. Русский костюм с Древней Руси до наших дней
  35. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре ХVIII – первой половине XX вв.: (Опыт энцикл.). – М., 1995. – 383 с.
  36. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. – М., 1982. – 143 с.
  37. Костомаров И.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. – М., 1993. – 399 с.
  38. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 1993.
  39. Крестьянская одежда населения европейской России (ХIХ – XX вв.): Определитель. – М., 1971. – 364 с.
  40. Лебедева А.А. Мужская одежда русского населения Западной Сибири (XIX – начало XX в.) // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири. – М., 1974. – С. 202–222.
  41. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX – начала XX в. // Русские. Историко-этнографический атлас. – М., 1967. – С. 193–267.
  42. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда как материал к этнической истории народа // Сов. этнография. – 1956. – № 4. – С. 18–31.
  43. Липинская В.А. Поселения, жилище и одежда русского населения Алтайского края // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. – М., 1969. – С. 59–74.
  44. Люцидарская А.А. Старожилы Сибири: Историко-этнографические очерки. XVII – начало XVIII в. – Новосибирск, 1992. – 200 с.
  45. Маслова Г.С. Изменение традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти // Сов. этнография. – 1966. – № 5. – С. 102–117.
  46. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. – М., 1984. – 215 с.
  47. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в ХIХ – начале XX вв. // Восточнославянский этнографический сборник. – М., 1956. – С. 543–757. – (Труды Ин-та этнографии. Новая серия. – Т. 31).
  48. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1978. – 206 с.
  49. Маслова Г.С. Русская народная одежда Забайкалья (ХIХ-XX вв.) // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири: Забайкалье. – Новосибирск, 1975. – Ч. 2. – С. 48–70.
  50. Маслова Г.С. Русский народный костюм // Быт и искусство населения Восточной Сибири. Приангарье. – Новосибирск, 1971. – Ч. 1. – С. 144–190.
  51. Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири// Этнографический сборник Бурятского комплексного НИИ. – Улан-Удэ, 1962. – Вып. 3. – С. 17–26.
  52. Миненко Н.А. О влиянии социального расслоения на материальную культуру русских крестьян Западной Сибири в первой половине XIX в. // Культурная жизнь Сибири XVII-XX вв.: Бахрушинские чтения 1981 г. – Новосибирск, 1981. – С. 106–113.
  53. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М., 1988. – 244 с.
  54. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. – М., 1983. – 343 с.
  55. Некрасова М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля / Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова. – М., 1988. – С. 13–42.
  56. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985.
  57. Пармой Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М., 1994. – 280 с.
  58. Работнова И.П. Русская народная одежда. – М., 1964. – 57 с.
  59. Русские. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище.
  60. Крестьянская одежда (середина XIX – начало XX в.). – М., 1967. – 360 с.
  61. Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. – Новосибирск, 1989. – 176 с.
  62. Русакова Л.М., Фурсова Е.Ф. Верхняя одежда русского населения Алтая в XIX – начале XX в. // Этнические культуры Сибири: Проблемы эволюции и контактов. – Новосибирск, 1986. – С. 99–113.
  63. Русакова Л.М., Фурсова Е.Ф. Одежда бухтарминских крестьянок // Общественный быт и культура русского населения Сибири. XVIII – начало XIX в. – Новосибирск, 1983. – С. 86–92.
  64. Русский народный костюм. 1750-1917 гг. / Под ред. В. Рындина. – М., 1960–1967. – Вып. 1–4.
  65. Русский народный костюм. Альбом / Сост. Л.М. Ефимова. – 1989. – 311 с.
  66. Русский народный костюм. Альбом / Сост. Л.Н. Молотова, Н.Н. Соснина. – Л., 1984. – 221 с.
  67. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. – СПб., 1998. – 400 с.
  68. Сабурова Л.М. Культура и быт русского населения Приангарья. – Л., 1967. – 279 с.
    Удимова Н.И. К изучению одежды русских тункинцев // Сибирская живая старина. – 1926. – Т. II (VI). – С. 201–210.
  69. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2-е изд., стер. – М.: Akademia, 2002. – 366 с.
  70. Соснина Н.Н., Шангина И.И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия.
  71. Студенецкая Е.Н. О современной народной одежде // Сов. этнография. – 1963. – № 2. – С. 48–60.
  72. Тазихина Л.В. Русский сарафан // Краткие сообщения ин-та этнографии. – 1955. – Т. XXII. – С. 21–35.
  73. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2003. – 256 с.
  74. Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Сов. этнография. – 1970. – № 4. – С. 3–17.
  75. Учебник Технология, 5-й класс (для девочек) под ред. Симоненко В.Д.
  76. Ушаков Н.В. К вопросу классификации одежды восточных славян // Сборник Музея антропологии и этнографии. – 1982. – Т. XXXVII. – С. 16–27.
  77. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). – Новосибирск, 1997. – 152 с.
  78. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: 5, 6, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2001. – 432 с.
  79. Шелегина О.Н. О влиянии города на материальную культуру крестьян Западной Сибири в первой половине XIX в. // Город и деревня Сибири в досоветский период. – Новосибирск, 1984. – С. 68–75.
  80. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири. – Новосибирск, 1992. – 256 с.
  81. Шелегина О.Н. Русские крестьяне Западной Сибири: Особенности материальной культуры в XVIII – первой половине XIX в. // Материальная культура народов России. – Новосибирск, 1995. – С. 65-81.
  82. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII–XX вв.): Учеб. пособие. – М., 2001. – Вып. 1–184 с.
  83. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989.
  84. Этнография русского крестьянства Сибири XVII – середины XIX в.-М.,1981. – 271 с.
  85. Элияссон И. Художественная обработка тканей для сцены. – М., 1959. – 104 с.

Ссылки:

  1. narod.ru
  2. www.rukukla.ru
  3. http://afield.org.ua
  4. http://community.livejournal.com
  5. http://otherreferats.allbest.ru
  6. http://kafedramody.ru
  7. http://natalij.ucoz.ru
  8. http://www.google.ru
  9. https://dob.1sept.ru
  10. http://www.ocnt.isu.ru
  11. http://www.ocnt.isu.ru
  12. http://www.narodko.ru
  13. http://www.museum.ru
  14. http://www.ozon.ru
  15. http://www.museum.ru
  16. http://www.paneuro.ru
  17. http://www.kodges.ru
  18. http://www.glebushkin.ru
  19. http://everdream.ru
  20. http://everdream.ru
  21. http://zhurnal.lib.ru
  22. http://www.rukukla.ru
  23. http://www.museum.ru

Приложение. Детские работы.