Самооценка управленческой деятельности по формированию социальных компетенций

Разделы: Администрирование школы


Воспитание может казаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто им занимается.

Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме, - вот цель, которую я ставлю перед собой.

Отсюда и задачи: (см. приложение 1)

  • формирование ценностных ориентаций, отвечающих интересам не только человека, но и общества;

  • формирование правового сознания;

  • воспитание нравственных норм поведения;

  • развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков;

  • обеспечение индивидуальной траектории развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

В соответствии с Программой развития гимназии, мы разработали Положение о модели системы качества образования, которое включает в себя комплекс критериев, показателей и индикаторов по разным направлениям.

Для меня в качестве главных критериев и показателей результативности воспитательного процесса выступает воспитанность детей, сформированность жизненно важных потенциалов личности учащихся, их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.

Сегодня мы остановимся на одном из значимых критериев «Формирование социальных компетенций», который раскрывает способность учащихся брать на себя ответственность участвовать в функционировании гимназического самоуправления, способность быть лидером, способность работать самостоятельно.

И чтобы показать эффективность воспитательного процесса на основе нидикативности мы берем, к примеру, 3 показателя.

I. Одним из них является активность в жизни гимназии, классного коллектива, социума. Высшим органом управления является Совет гимназии, куда входят ученики, родители, педагоги. За отчетный период проделана большая работа. Ученики активно участвуют в управлении гимназии. Работает детская организация «Радуга», «Гимназическая Дума», ежеквартально выпускается газета «Гимназия Life». Ребята принимают участие в коллективных творческих делах, благотворительных акциях, слетах, фестивалях, конкурсах, исследовательской деятельности, получая положительные отзывы, благодарственные письма.

На основе социометрических исследований, мы видим увеличение количества учеников, принимающих активное участие в деятельности гимназического сообщества. Выходя на индикатор, можно сказать, что пороговое значение высокого уровня.

Таким образом, у ребят формируется активная жизненная позиция, воспитывается доброта, порядочность, патриотизм, развивается их индивидуальность.

II. Что качается следующего показателя «Сформированность правового поведения в классах», здесь хочется отметить целенаправленную работу классного руководителя с детьми начального и среднего звена по воспитанию правовой культуры. В этом плане проводятся занятия, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, экскурсии, классные часы, консультации, игры, посещения театров, спектаклей, кино, разрабатываются сценарии, составляются памятки.

В старших классах проводятся диспуты, правовые игры, педагогические советы совместно с учителями и родителями, круглые столы, конкурсы знатоков права, проводимых совместно с сотрудниками правоохранительных органов, специалистами «Салават купере», ППЦ и ОПС. Ребята принимают участие в муниципальных и республиканских конкурсах, акциях на правовую тематику. В этом году получили звание лауреата в Республиканском конкурсе «Территория закона» за значительный вклад в профилактике правонарушений среди учеников образовательных учреждений.

Что же может послужить индикатором к этому показателю? Это отсутствие правонарушений за отчетный период. Снятие с внутришкольного учета и в ПДН. Анализ показывает за 2 года снижение количества подростков, стоящих на внутришкольном учете и в ПДН.

Если в 2006-2007 учебном году на учете в ПДН стоял 1 подросток и 3 подростка на внутришкольном учете, то в 2007-2008 году на внутришкольном учете стоят 2 подростка за правонарушение.

Выходя на индикатор, мы видим, что пороговое значение достигает высокого уровня.

Таким образом, планируя и осуществляя работу по правовому воспитанию, мы формируем у подростков нравственные качества, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, обучаем навыкам социально- поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками.

III. «Сформированность основ экономического сознания». Надо сказать, что экономическое образование не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности.

В этом плане во всех классах проводится учебно-деловая деятельность, которая основывается на принципе сюжетного моделирования действительности. В процессе дети оперативно и адекватно оценивают социально-экономические условия, сравнивают их по выбранным позициям, принимают творческие решения по результатам оценки и сравнения.

Ребята, участвуя в Республиканских конкурсах школьных-бизнес компаний, на ярмарке Республиканского слета, в конкурсах проектов «Бизнес-план и собственное дело», в Межрегиональном Деловом конгрессе школьной молодежи, на форуме юных граждан РТ, занимают призовые места, становятся дипломантами и лидерами молодежных детских общественных объединений.

Таким образом, все это способствует формированию нового качества образования и решению задач гражданского становления личности. И определив пороговое значение этого показателя мы видим, что в этом направлении нам нужно работать и работать, знакомить детей с основными экономическими идеями, предоставить возможность чаще участвовать в предпринимательской деятельности.

В заключении своего выступления делаю вывод: задачи, которые стояли перед мной по формированию социальных компетенций выполнены.

Хочется выразить уверенность в том, что мы в состоянии обеспечить подъем качества образования и воспитания детей и подростков на ту высоту, которая отвечает запросам личности, потребностям будущего страны.