Организационно-педагогические условия перехода школы из режима функционирования в режим развития

Разделы: Администрирование школы


Введение

В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место в силу исторических традиций становления системы образования в России, особенностей локальной сельской среды, зависимостью школы от производственной и социальной инфраструктуры села. Становление и развитие сельской школы в России обусловлено:

  • преобразовательными реформами 60-х годов XIX века как в сфере экономики, так и образования;
  • преобладанием сельского населения в России;
  • востребованностью элементарной, а также профессиональной грамотности среди всех слоев населения, а особенно крестьян в связи с урбанизацией и интенсификацией сельского хозяйства в пореформенный период;
  • особенностями крестьянского образа жизни и др.

В развитии отечественного образования наблюдается влияние двух процессов – общественной инициативы и государственной монополизации. В их столкновении и разрешении возникающих при этом противоречий просматривается опережающий характер развития российской системы образования на селе. Поскольку сельская школа является чисто российским феноменом, её изучение необходимо осуществлять в контексте развития российского государства, его культуры и истории.

По официальным данным, в настоящее время сельская школа составляет 70,4% от общего числа школ России.

Особенностями образовательного пространства сельской школы в России

является его многокультурный характер, обусловленный федеральным устройством государства, его многонациональным составом, проживанием на территории России множества различных этносов.

История и особенности сельской школы достаточно подробно освещены в педагогической литературе разных лет: среди педагогов-классиков это труды Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского; среди современных исследователей – работы М.П.Гурьяновой, А.М.Цирульникова, А.З.Андрейко, Н.В.Ермаковой и др. Т.Ф.Суворова в своих исследованиях определила специфику учебно-воспитательного процесса в сельских образовательных учреждениях. Особенности подготовки учителя к работе в условиях сельской школы рассматривают В.А.Сластенин и И.СЯкиманская.

В научно-педагогической и методической литературе (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн) в достаточной степени подробно изложены психолого-педагогические основы развития личности ребенка в различных педагогических системах. Определению функций школы как динамичного социального института посвящены труды Ю.К.Бабанского, Б.П.Битинаса, О.С.Богдановой, В.З.Вульфова, А.Т.Куракина, Л.И.Новиковой, М.М.Поташника, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, Е.А.Ямбурга и других. Проблемы разностороннего воспитания и развития детей систематически обсуждаются в трудах Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского. В их работах проблема развития ребенка рассматривается как центральная, ибо пути взросления подрастающего поколения – проблема любой цивилизации, любого народа. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли психологи А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и другие. В этой связи Г.И.Щукина обращает внимание на то, что в педагогике с особой бережностью и глубоко научным подходом следует отнестись к проблеме формирования молодого, развивающегося человека, становлению его как творческой, нравственной и целостной личности в процессе организованной системы обучения и воспитания.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века появились интересные работы, рассматривающие проблемы деятельности школы как открытой социально-педагогической системы. В числе авторов А.З.Андрейко, разработавший проблемы сельского социокультурного комплекса как фактора развития образования.

Исследованию проблем воспитания и обучения сельского школьника посвятили свои фундаментальные труды Л.В.Байбородова, Л.С.Малкоч, Н.А.Морозова, Г.Ф.Суворова, П.А.Жильцов, Г.В.Пичугина, А.М.Цирульников и др.

Проблема развития личности сельского школьника рассматривается во многих работах: сельскую образовательную среду и ее функции в развитии личности изучали В.Г.Бочарова, А.М.Гельмонт, Ю.В.Сычев; особенности обучения и воспитания в сельской школе – А.Г.Корнилова, А.Е.Коробков; педагогические возможности сельской школы в формировании тех или иных качеств учащихся – М.П.Гурьянова, Л.В.Байбородова, В.И.Семенов; использование народных традиций в воспитательной работе сельских школьников – М.И.Алдошина, Т.Р.Антонова и др.

Разнообразные изменения в обществе приводят к обострению противоречий между личностью и социумом. Не каждый человек и не каждая семья сегодня могут противостоять в полной мере негативным процессам в обществе. Дети уходят на улицу и становятся приверженцами иной идеологии, которая разрушает нравственные идеалы и моральные устои общества. Растет число правонарушений среди подростков. Все эти негативные проявления действительности сказываются и на сельской школе. Сельские дети в основной массе (как никакие другие!) – пасынки в сфере образования. Они замкнуты в общении и обездолены в культурном плане. Им сегодня придется с этим “багажом” образованности и воспитанности, комплексом неполноценности входить в принципиально новую эпоху.

Где же найти выход? Как развить сельского ребенка до уровня образованного человека, не уступающего ни в чем городскому? Решение вопроса – в объединении всех учреждений, занимающихся образованием и воспитанием детей и молодежи, в выработке ими единых целей и задач, в консолидации деятельности внешкольных учреждений, в восстановлении и развитии национальных традиций, в повышении культуры села.

Этими исследованиями установлено, что в сельском социуме школа играет более значимую роль в жизни индивидуума, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе. Ее традиционно высокий социальный статус предопределяется многими факторами: экономическими (сельская школа – кузница кадров для сельскохозяйственного производства); социальными (сельская школа – сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов); образовательными (сельская школа – порой единственное образовательное учреждение на селе); культурными (сельская школа – сосредоточие сельской интеллигенции, культурной силы деревни); нравственными (сельская школа – духовный очаг жизни села).

Однако нельзя не отметить, что названные особенности сельской школы пока еще являются лишь потенциальными возможностями её развития, требующими для своего воплощения целенаправленной образовательной политики, государственной и научно-методической поддержки образовательной деятельности сельской школы, а также её собственных усилий в инновационном процессе. Известно, что политика советского государства в области сельской школы была направлена на её унификацию, стирание различий между сельской и городской школой соответственно известной линии на преодоление различий, стирание граней между городом и деревней. Это привело к заметному нарушению культурно-исторических традиций не только сельской школы, но и сельского образа жизни в целом, забвению ментальных черт народной жизни, нарушило укорененность сельской школы в сельский социум.

С одной стороны, мы можем гордиться успехами наших школьников, демонстрирующих бесспорные успехи на различных международных конкурсах и олимпиадах. Это говорит о высоком качестве и серьезном методологическом подходе к образованию в российских школах. С другой стороны наши школьники хуже владеют экологическими и методологическими знаниями, недостаточно умеют применять полученные знания в реальных ситуациях, интегрировать эти знания для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Таким образом, можно выделить следующие противоречия:

  • между результатом деятельности школы, работающей в режиме функционирования, и требованиями, предъявляемыми выпускнику школы современным обществом;
  • между принципами гуманитарного образования и условиями их реализации в школе, действующей в режиме функционирования.

Все это позволяет обозначить проблему: каковы организационно – педагогические условия перехода школы из режима функционирования в режим развития?

Попытка вместить в содержание школьного обучения как можно больше фактологического материала без тщательного анализа его научной и практической ценности, без совершенствования школьных технологий не дает положительного эффекта, ведет к колоссальной перегрузке детей. Сегодняшняя нагрузка на ребенка в полтора-два раза выше, чем это было тридцать лет назад. Перегрузки в школе негативным образом сказываются на здоровье детей и приводят и к снижению качества знаний. Официальные данные таковы, что 50% детей не усваивают и половины содержания в области физики, химии, биологии.

Исходя из обозначенных выше проблем, объективной потребностью и закономерной реакцией на сложившуюся ситуацию являются разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, перевода школы из режима функционирования в режим развития с целью оптимизировать качество работы образовательной системы в целом.

Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно – педагогических условий, обеспечивающих переход школы в режим развития.

Объект исследования – образовательное пространство школы.

Предмет исследования – педагогические условия перехода школы в режим развития.

Задачи исследования:

  • выявить общее и особенное в образовательных системах, работающих в режиме функционирования и развития;
  • проанализировать исторические и методологические идеи перехода школы в режим развития;
  • выявить основные подходы к организационно – педагогической деятельности администрации образовательного учреждения в условиях режима развития;
  • определить факторы, обуславливающие эффективность управления инновациями в общеобразовательной школе на современном этапе развития;
  • определить и обосновать комплекс необходимых и достаточных условий для эффективного управления перехода школы в режим развития;
  • обосновать и апробировать модель управления образовательным пространством в современной общеобразовательной школе.

База исследования – МОУ “Руэмская средняя общеобразовательная школа”.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительный анализ; моделирование; наблюдение; интервьюирование, анкетирование, беседа.

Продолжение статьи см. в Приложении.