Урок литературного чтения во 2-м классе. Л.Н. Толстой. "Акула"

Разделы: Начальная школа


Образовательный аспект.

  • Познакомить детей с рассказами Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста.

Развивающий аспект.

  • Развивать логику, технику чтения.

Воспитательный аспект.

  • Воспитывать уважение и сострадание к родителям, приходить на помощь другим, быть послушными.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Контингент участников: учащиеся 2-го класса.

Оборудование урока: компьютер, портрет Л.Н. Толстого, тесты, карточки с началом предложений, кораблики, паруса, скрепки, учебник “Литературное чтение” Н.А. Чуракова.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.
  3. Проверка д/з.
  4. Актуализация знаний.
  5. Выполнение практических заданий (работа в парах).
  6. Фронтальная работа (ответы на вопросы).
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание по выбору.
  9. Рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, общеклассная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети, я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. Тема нашего урока - “Добро и послушание” (слайд № 1). Презентация

- У нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься… (слайд № 2).

ЬТАТИЧ      
ЬТАДЮЛБНА      
ЬТАНИМОПСВ   
ЬТАМУД

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.

II. Речевая разминка.

- А теперь давайте потренируем наше произношение. Слоги читают мальчики, а остальную часть девочки (слайд №3).

1 .Да - да - да - из трубы бежит вода.
Та - та - та - в нашем классе чистота.
Са - са - са - под кустом сидит лиса
Жа - жа - жа - есть иголки у ежа
Ра - ра - ра – на уроке детвора
Кра - кра - кра – в разговоре чистота

2. - Прочитайте чётко и быстро. Первые два слова читает первый ряд, третье и четвёртое слово читает второй ряд, пятое и шестое слово третий ряд (слайд №4).

3. - Что обозначают слова “живо” - быстро.

Задор – желание победить.

Мачта – вертикально стоящая конструкция, используется для установки парусов.

Ребята, из какого рассказа эти слова? (Прыжок)

Кто автор этого произведения? (Появляется портрет Толстого) (слайд №5).

III. Проверка д/з (слайд № 6, 7, 8, 9, 10).

1. Где происходят события, о которых говорится в рассказе “Прыжок?”

а) в поезде

б) на корабле

в) на лодке

2. Назовите главных героев рассказа.

а) капитан

б) мальчик

в) обезьяна

г) матросы

3. Почему мальчик залез на мачту корабля?

а) хотел посмотреть в даль

б) чтоб все смеялись

в) за шляпой, которую сорвала обезьянка

4. Какими перечисленными качествами обладал мальчик?

а) геройство

б) смелость

в) трусость

5. Чему нас учит этот рассказ?

а) быть непослушными

б) решительно и находчиво действовать в сложных ситуациях

в) быть равнодушным

IV. Актуализация знаний.

1. - Да ребята, текст рассказа нас с вами учит быть решительными, смелыми, послушными.

А давайте вспомним, какие ещё произведения написал Лев Николаевич Толстой. Для этого надо расшифровать слова, меняя буквы местами (слайд №11).

филипок

котёнок

лев и собачка

??????

2. – А название ещё одного произведения мы узнаем, когда соединим части слов. (Cлайд, где дети соединяют части слов и постепенно появляются части акулы)

- Как вы думаете, как будет называться рассказ? … (слайд №12).

3. Послушаем рассказ об акуле (индивидуальное задание) (слайд №13).

Физминутка

Раз поднялись, - потянулись.
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь лень отбросим

4. Начинаем работу над рассказом (слайд №15).

- Вам в рассказе встретятся такие слова …

Фитиль – (горючий шнур для воспламенения зарядов)

Артиллерист – (военнослужащий артиллерии)

- Как вы думаете, каково значение этих слов?

Читаю до “… акула плыла прямо на них …”

- Как вы думаете, что будет дальше? …

5. Дальше читают … (подготовленные дети).

6. - И так оправдались ли ваши предположения?

- Какое вы испытывали чувство при чтении этого рассказа?

V. Работа в парах.

1. - У вас на партах лежат карточки. На них написано начало предложения . Вы должны найти это предложение в тексте и прочесть его до конца. С соседом договоритесь, кто какую часть будет читать.

VI. Фронтальная работа (ответы на вопросы). Итог урока (слайд №16).

- Главные герои рассказа?

- Какова главная мысль этого произведения?

Вывод. Этим добром и послушанием пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

VII. Домашнее задание по выбору (слайд №17).

- Вот и подошёл к концу наш урок. Настало время д/з.

- Ребята, на слайде три варианта домашнего задания. Вы прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.

  1. Перечитать рассказ, разделить на части и приготовить его пересказ.
  2. Прочитать и нарисовать те картину, которая возникла в вашем воображении при чтении.
  3. Перечитать рассказ и подготовить выразительное чтение.

VIII. Рефлексия (слайд №18).

- Ребята, я довольна вашей отличной работой.

- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте стоит кораблик с мачтой, но без паруса. Приклейте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.

  1. Отлично работал (а) и многому научился(ась).
  2. Хорошо работал(а) на уроке.
  3. Надо постараться.

- Кораблики вы возьмёте домой, и придумаете своему кораблю название.

- Большое спасибо вам за помощь на уроке (слайд №19).