Разработка урока по теме "Вышивка. Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетного шва. Крест"

Разделы: Технология


Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров; научить технике выполнения счетных швов; воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке, развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе.

Инструменты, материалы, приспособления: игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы, нитки, мулине, канва.

Наглядные пособия: картины, выполненные учащимися, журналы, одежда, украшения вышивкой, предметы быта.

Дидактическое обеспечение: образцы вышитых изделий.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  Работа учащихся
1. Организационный момент.

2. Вопрос для повторения.

- Какие простейшие ручные швы вам уже известны?

3. Основная часть. Объяснение нового материала.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

История вышивки.

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнамента.

Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией. В изображения закладывался определенный смысл.

Например, фигурами в виде ромбу, квадрата или круга обозначали источники света – солнце и луны. Горизонтальной волнистой линией – воду, вертикальной – дождь. Горы представляли треугольниками.

Вышивку наших соседей – белорусов – определяется геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне.

Украинцам свойствен рутиновый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей.

Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий.

Грузинскую же вышивку отличает сложный узор - многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером.

Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи, бисера распространены у народов Крайнего севера.

Для Татарии характерно шитье бисером и золотом по бархату.

У каждого народа самобытные способы оформления одежды. В наше время в вышивании прекрасно соединились и современное творчество начало.

Композиционное построение узоров.

При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

а) какие цвета будут использованы в работе;
б) назначение изделия;
в) расположение узоров на изделии;
г) выбор цвета для его выполнения.

Все это – слагаемые понятия “композиция”.

Композицияэто объединение элементов изображенных одно художественное целое, имеющее единую, форму и содержание.

В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы являются простейшим способом показа ритма орнамента.

Орнамент последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняются изделия.

Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется раппортом. Для выполнения орнамента чаще всего используются счетные швы: роспись, набор, счетная гладь, косая стежка, крест, гобелен и др. Выбор орнамента во многих случаях зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент. Ритмично заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент.

Хорошим украшением центральной части изделия может служить центрический или розеточный орнамент, в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.

Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.

Симметрия – соразмерное расположение форм, линий, красок относительно одной, двух или нескольких осей. Такое построение узоров характерно для русской вышивки и русского орнамента.

4. Практическая работа.

1) Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве.

Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой; мелкие клеточные, предназначенные для проколов углы.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполнять крест на изнаночной стороне образует разные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах клеток.

Если крест идет по одной линии, горизонтально, то все стежки выполняются сначала в одну сторону, а затем перекрываются стежками, направленными в другую сторону; основные стежки выполняются слева - снизу направо – верх, а перекрывающиеся справа – снизу налево, верх. Равномерная вышивка получается, если следовать этому основному правилу. Если крест идет по вертикали, то, сделав один стежок снизу верх, надо на изнаночной стороне перейти прямо вверх, вывести иглу на лицевую сторону и сделать косой стежок вниз влево.

Сложнее выполнять работу по диагонали, так как в некоторых случаях приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненный первый, для того чтобы все верхние стежки на лицевой стороне лежали в одном направлении, а на изнаночной шли прямыми полосами.

  1. Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом и четко их соблюдать.
  2. Выполнить вышивку швом “крест” по схеме.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Проверить:

  • аккуратность и ровность стежков;
  • чистоту стежков с лицевой и изнаночной стороны.

Оценить работу самим.

6. Домашнее задание: закончить вышивку, поутюжить вышивку с изнаночной стороны.

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с терминами в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение практической работы.

 

 

 

Минутка отдыха.

 

 

 

Выставление оценок в дневник.

 

 

 

 

Запись домашнего задания.