Урок литературного чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить бегло, выразительно читать;
  • Учить детей обобщать и сравнивать художественные произведения; учить ориентироваться в учебной книге;
  • Развивать навык самостоятельного выявления основного смысла прочитанного;
  • Обогащать чувственный опыт учащихся, его реальное представление об окружающем мире и природе.

Оборудование:

  • Портрет Л.Н.Толстого.
  • Выставка детских книг Л.Н.Толстого.
  • Компьютерная презентация.

Ход урока

I .Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

(Слайд № 1). Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого. Познакомимся с рассказом “Прыжок”, сравним это произведение с рассказом “Акула”, будем учиться бегло, правильно и выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять интересные задания, которые я вам предложу.

- Давайте вспомним, какие рассказы Толстого мы читали? (“Старый дед и внучек”, “Отец и сыновья”, “Котёнок”, “Филиппок”).

III. Рассматривание выставки книг Л.Н.Толстого для детей.

- Рассказы в этих книгах, были написаны Л.Н.Толстым специально для детей. Вот как было. В те времена народ был безграмотный, школ в городах было мало, а в деревнях их почти не было. (Слайд № 2). Лев Николаевич Толстой очень любил крестьянских детей и устроил в своём имении Ясная Поляна школу для них. А так как учебников тоже не было, Толстой написал их сам.

Так появилась “Азбука”, “Новая азбука” и 4 “ Книги для чтения”. По ним учились многие дети.

Ученики очень любили своего учителя, так как он был добр и терпелив к ним, проводил своё свободное время с крестьянскими детьми, играл с ними в разные игры, катался на санках и коньках. И звали дети своего учителя – “Милый человек Лев Николаевич”.

IV. Проверка домашнего задания.

- Какой рассказ Л.Н.Толстого вы читали дома?
- Прекрасны картины моря. Но море таит в себе и неожиданности, и опасности.
- О какой опасности пишет Л.Н.Толстой в рассказе “Акула”?
- Почему рассказ называется “Акула”?
- Можно ли придумать рассказу другое название?
- Какое?
- Как Л.Н.Толстой называет акулу в своём рассказе?
- Почему?
- Что вы знаете об акуле? Расскажите.

Ученик. На Земле много видов акул. Одни из них безвредны для людей, хотя и имеют внушительные размеры.

(Слайд № 3). Самая крупная рыба на Земле – это китовая акула – достигает в длину 18метров и весит около 40 тонн (почти как 10 слонов), но питается она мелкими рачками и водорослями. (Слайд № 4). А вот белая акула страшный охотник – убийца. При случае она нападает на пловцов, и для многих из них такая встреча заканчивается гибелью. Эта акула – самая крупная рыба – людоед на Земле. Она достигает в длину почти 8м и весит около 4 т (как крупный слон).

Учитель. Вот такая опасность подстерегает мальчиков, купающихся в открытом море.

- Были ли они смелыми?
- Почему вы так считаете?
- Что ещё управляло ими, кроме смелости?
- Какие пословицы вы соотнесли бы с качествами мальчиков? (Слайд № 5).

Не страшись, да и не хвались.
Коли хорошо, так и не хвастай: тебя и так заметят.
Хвастовством свет пройдёшь, да назад не воротишься.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Кто первым заметил акулу?
- Заметили ли её дети сразу?
- Пытались ли матросы спасти мальчиков?
- Почему они не могли этого сделать?
- Что произошло после того, как дети заметили акулу?
- Найдите и прочитайте, как дети заметили акулу? (Выборочное чтение)
- Выделите самый напряжённый момент рассказа.
- Самый напряженный момент в любом произведении называется – кульминацией. Обратите внимание, как вели себя люди до этого момента, особенно старый артиллерист.
- И как во время наибольшей опасности?
- Расскажите, с использованием иллюстрации, как это происходило. (Рассказы детей).
- Как вы думаете, почему на судах находилось оружие?
- Для кого оно было предназначено?
- Можно ли назвать артиллериста смелым человеком?
- Почему?
- Мог ли этот рассказ закончиться по–другому?
- Как?
- Почему?

V. Физкультминутка.

VI. Работа над рассказом “Прыжок”.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с ещё одним рассказом Толстого, который называется “Прыжок”.

Рассказ о мореплавании в прошлом.

Ученик. (Слайд № 6). В прошлом основным средством дальних морских плаваний был большой корабль – парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева. Скорость парусного корабля была небольшой, т.к. зависела от скорости ветра, который надувал паруса и погонял судно, плавание было долгим.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.

Чтение рассказа сильными учениками. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам это произведение?
- Что общего в рассказах “Акула” и “Прыжок”?

Выборочное чтение, словарная работа. (Слайд № 7).

Ещё больше расходилась;

Разобрал задор;

Аршина два; Аршин – старая мера длины, равная 71 см. Два аршина – 142 см.

Раззадорился;

Разбился в дребезги; Пушечное ядро.

Анализ текста.

- Почему, вся команда корабля оказалась на палубе? - Расскажите, почему сын капитана полез на мачту?
- Каким был мальчик?
- Соотнеси его поступок с пословицами. (Слайд № 8).

“Иди вперёд – лучше страх не берёт”.
“Страху в глаза гляди - не мигни: мигнёшь – пропадёшь”.

- Как вы их понимаете?
- Какие ещё пословицы о смелости вы знаете?
- Прочитайте, как обезьяна, подразнивая мальчика, постепенно увлекла его наверх.
- Почему взрослые замерли от страха, когда увидели, что мальчику угрожает опасность?
- Что сделал капитан, когда увидел своего сына на верхушке мачты?
- Для чего он закричал, что будет стрелять?
- Что сделал мальчик, услышав приказ?
- Прочти это место в рассказе.
- Можно ли считать этот момент самым напряжённым в рассказе?
- Как же называется самый напряжённый момент в произведении?
- Почему сорок секунд, которые мальчик находился в воде, показались всем очень долгими?
- Сравните, как вёл себя капитан, когда увидел сына на верхушке мачты, и как, когда убедился, что сын вне опасности.
- Почему капитан заплакал?
- Каким человеком был капитан?
- Подумайте, как к такому человеку отнеслись матросы? - О чём этот рассказ?
- Какова же основная мысль этого рассказа?
- Почему его написал автор?

VII. Обобщение.

Рассказы “Акула” и “Прыжок” тоже взяты из учебных книг Л.Н.Толстого. Они объединены одной темой.

- Как вы думаете, какая тема будет объединять эти рассказы?
- Находите ли вы что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов “Акула” и “Прыжок”?
- Как вы считаете, похожи ли мальчики, герои двух рассказов Толстого?
- Чем они похожи?
- Как передаёт Л.Толстой своё отношение к мальчикам из обоих рассказов?

VIII. Итог урока.

Давайте вспомним рассказ “Прыжок”

- Понравился ли вам этот рассказ?
- Чем понравился?
- Смогли бы вы в подобной ситуации поступить так же, как этот мальчик?
- А можно ли считать этот поступок безрассудным?

IX. Домашнее задание: с156 -159, пересказ рассказа “Прыжок” близко к тексту.