Урок русского языка в 4-м классе "Прошедшее время глагола"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить и обобщить полученные знания о глаголе.

Задачи:

Обучающая – совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа, закреплять знания о написании глаголов на - чь;

Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, орфографической зоркости, речи, внимания, памяти; умения делать выводы и употреблять глаголы в речи;

Воспитывающая – воспитание интереса к предмету; умения самостоятельно работать в коллективе;

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация к уроку в программе Power Point;

Для учащихся: листочки с заданиями для каждого ученика;

Структура урока:

I. Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний (5 мин.)
III. Сообщение темы и целей урока (1 мин.)
IV. Работа по теме урока (20 мин.)
V. Проверка знаний учащихся по теме (самостоятельная работа) (5 мин.)
VI. Развитие речи (11 мин.)
VII. Итог урока (2 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

У.

- Какую часть речи мы изучаем?
- Что вы можете рассказать о глаголе?
- Как изменяется глагол?

Д. - По временам и числам.
У. - Прочитайте четверостишие из стихотворения А. Плещеева “Весна”.

(Слайд №2)

У. - Назовите глаголы и определите их время:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною …
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

- С каким временем мы знакомились на прошлом уроке?
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Д.

- По числам и родам.
- Назовите глагольные вопросы прошедшего времени единственного числа мужского рода (женского рода, среднего рода).
- При помощи какого суффикса образуется глагол прошедшего времени?

Д. - Суффикс -л-
У. - Сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед суффиксом – л-?

III. Сообщение темы и целей урока.

У. - Над какой темой мы будем работать?
У. - Тема урока: Прошедшее время глагола. На уроке мы будем (слайд №3):

  • Учиться грамотно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени единственного числа;
  • Развивать память (письмо по памяти), речь (придумать продолжение рассказа);
  • Проверим свои знания и умения правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени (самостоятельная работа);

IV. Работа по теме.

1) У. Прочитайте строчки из стихотворения С. Есенина:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.

У. - Как вы понимаете слово “затон”?

(Высказывания детей).

(слайд №4)

У. По словарю С. И. Ожегова (слайд №5),

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь; место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

У. - Как вы понимаете слово “заводь”? “залив”?

(Высказывания детей).

(продолжение слайда №5)

Заводь – небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
Залив – водное пространство, вдавшееся в сушу.

У. – Назовите орфограммы и объясните их.

(слайд № 6)

У. - Почему поставили запятую?
Д. - Сложное предложение.

У.

- Назовите основу каждого предложения.
- Прочитайте еще раз данное предложение, постарайтесь запомнить.

2) У. - Возьмите листочки и под №1 запишите:

Письмо по памяти.

(Ребята по памяти записывают строчки из стихотворения С. Есенина).

У. - Проверьте себя (слайд №6).

У.

- Назовите глаголы и укажите их время, определите число, род.
- Как образовались эти глаголы?

Д. - От основы неопределенной формы при помощи суффикса -л-.

Физминутка.

Учитель называет глаголы, если это глагол:

  • Прошедшего времени, то ребята приседают;
  • Настоящего времени – маршируют;
  • Будущего времени – хлопают в ладоши.

Смеется, плакали, завыли, беречь, уснул, едет, споет, бежала, светило, упасть, дрожит, заблестит, сверкали.

У. - Прочитайте и назовите форму данных глаголов. Докажите свой ответ.

(Слайд №7)

Дружить, беречь, полоть, стеречь, собирать, нести, красить, жечь, запрячь, везти.

У. - Что вы заметили?
Д. - слова оканчиваются на - чь, - ти - , - ть-.

У.

- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
- Чем в неопределенной форме являются - ть- (-ти-)?
- Мы можем определить время глаголов, оканчивающихся на - чь?
- На какие вопросы они отвечают?
- В какую часть слова будет входить - чь?
- Какой вывод можно сделать, какие глаголы еще являются глаголами в неопределенной форме?

Вывод: среди глаголов неопределенной формы, кроме глаголов с суффиксами -ть-, -ти-, есть глаголы на – чь. - Чь входит в состав корня и не является суффиксом.

У. - Разберите по составу глаголы на – чь.

2) (открывается слайд №8)

У. - Укажите, в какой форме даны следующие глаголы?

Дышать, ходить, пасти, жечь, смотреть, беречь, нести.

У. - От основы неопределенной формы каждого глагола образуйте глаголы прошедшего времени единственного числа мужского, женского, среднего родов и множественного числа.
Д. - Дышал, дышала, дышало, дышали.
У. - Задание выполняете на листочке под №3 по вариантам, по 3 глагола.

(Каждый вариант выполняет свое задание).

У. - Поменяйтесь листочками. Взаимопроверка (слайд №9).
У. - Объясните, почему окончание глаголов прошедшего времени единственного числа называются родовыми?
Д. - Окончания глаголов прошедшего времени ед.ч. пишутся в зависимости от рода им. существительного, с которым глагол связан. По окончанию мы можем определить род.
У. - Всегда ли в глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-?
Д. - Нет, не всегда.
У. - В каких случаях при образовании глаголов прошедшего времени происходит чередование конечного согласного в корне? (беречь – берег)

(Слайд №10)

Д. - При образовании глаголов прошедшего времени от глаголов неопределенной формы на - чь (- ти -) происходит чередование конечного согласного корня (основы).

3) Подумай! (слайд № 11)

Слово имеет родовое окончание.

У. - Можно ли по этому признаку определить, какой частью речи оно является?
Д. - Нет.
У. - Какой еще грамматический признак нужно узнать, чтобы можно было отнести это слово к глаголам?
Д. - Глагольный суффикс.

Физминутка.

Вкл. плясовая музыка, учитель показывает кружочки разных цветов. Если кружочек синего цвета – плясать; желтого – на месте прыгать, руками махать; зеленого – маршировать, бежать; красного – стоять, “ура” кричать;

4) Выборочное списывание.

У. - Я буду читать стихотворение, а вы должна выписать из него глаголы прошедшего времени. На листочках – это задание под №4.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!

У. - Почему лопнул мяч?

(Ведется короткая беседа о том, что нельзя играть на проезжей части дороги).

Назовите глаголы прошедшего времени, разберите по составу первые 4 глагола. (слайд №13)

Д. - Пустился, покатился, докатился, подкатился, добежал, попал, лопнул, хлопнул.

(Работа ведется коллективно).

У. - А сейчас отдохнем (слайд №14). Вам нужно за 1 минуту составить как можно больше слов из слова докатился.

V. Самостоятельная работа.

а) У. В ваших листочках, под №5, написаны словосочетания с глаголами прошедшего времени. Вам нужно дописать суффикс -л- и родовые окончания, если потребуется.

Фонарь свети … Лампа свети …
Дерево стоя … Сосна стоя …
Лодка плы … Человек плы …
Отец говори … Мать говори …
Вода кипе … Суп кипе …
Яблоко созре … Груша созре …
Солнце свети … Радио говори …
Столб стоя … Варенье кипе …
Бревно плы … Огурец созре …

б) Взаимопроверка (слайд №15). Взаимное оценивание работ.

У. - От чего зависело родовое окончание глаголов прошедшего времени?
Д. - От рода им. сущ., с которым связан глагол.

VI. Развитие речи (слайд №16).

а) У. - Прочитайте начало рассказа Л. Н. Толстого (на листочках задание №6)

Выполните задание (указать род глаголов прошедшего времени).

Когда я был маленький, меня мама послала в лес за грибами. Я дошел до леса, набрал грибов и хотел идти домой.

Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что глазам больно стало, я зажмурился. Над моей головой что–то затрещало и загремело…

(Ребята самостоятельно дописывают продолжение текста, затем зачитывают вслух получившееся продолжение текста).

б) Проверка.

У. - Л. Н. Толстой написал так:

(Зачитывается рассказ Л. Н. Толстого “Гроза”: над моей головой что – то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали щепки от дуба. Рубашка на мне была вся мокрой и липла к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой).

- Почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом?

VII. Итог урока.

- Какие цели стояли перед нами в начале урока? Справились ли мы?
- Для чего нам нужно знать, как образовываются глаголы?
- Оцените свою работу на уроке (на листочках №7).

- Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Но мне хочется узнать, понравилась ли вам наша совместная работа на уроке. На своих листочках нарисуйте лицо того человека (слайд №17), которое соответствует вашему настроению в данный момент. (Дети изображают свое настроение, затем поднимают руки те, у кого хорошее настроение).

- Я очень рада, что у вас такое настроение, так как от вашего настроения зависит и ваше здоровье.

Приложение.

Используемая литература:

  1. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова “Русский язык” 4 класс;
  2. С. В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс”;
  3. Л. Н. Толстой “Рассказы о детях”.