Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Лес — наше богатство"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Школа и экология тесно связаны между собой. Поэтому моя цель дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры. Для этого нужна системность, эффективные методические приёмы. К большому сожалению, современные школьники, даже те, кто родились и живут в сельской местности, плохо знают родные места. Мало бывают на природе и она постепенно для них становится чужой.

Наверно, это можно назвать естественным процессом, ведь уровень жизни сегодня такой, что ученик едва поспевает за развитием технологий. Конечно, здорово, что у нас есть компьютеры, телевизоры, DVD и др. Но есть то, с чем у человека должна быть вечная, неразрывная связь с самого рождения. Это любовь к Родине, реке, на которой он вырос, к лесу. Ловишь себя на мысли, что связь эта рвётся. Все это вызывает тревогу и заставляет нас учителей искать новые подходы к учащимся, построению урока, подбору дополнительного, в том числе и воспитательного материала. Моя цель сформировать у детей правильное отношение к природе.

При подготовке внеклассного занятия «Лес – наше богатство» много времени было отведено на подготовительный этап. Примерно за 1-2 недели перед занятием я организовала учащихся на поисковую работу по сбору материала, подготовке выставок, предварительно разбив детей на группы. Старалась, чтобы собранная детьми информация была значима, лаконична, интересна учащимся.

Развивая познавательные способности детей, я организовала заочное путешествие по лесу.Основными методами работы на внеклассном занятии избрала словесный, наглядный, видеометод, так как они, наиболее доступны этому возрасту детей. Мне хотелось создать на занятии радостную, доброжелательную обстановку, чтобы получение новых знаний шло с опорой на знания и жизненный опыт детей. На протяжении всего занятия старалась включать в диалог всех детей. Так же организовала работу в группах.
Считаю, что выбранные мною методы, формы, приемы и средства воспитания и обучения были эффективны:
– смена деятельности учащихся способствовала повышению интереса к теме;
– наглядность, оформление, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение привлекло внимание и поддерживало настроение учащихся в течение всего мероприятия.

Цель: помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Задачи:

  • прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе;
  • пробудить интерес к лесу и его обитателям;
  • развивать умение видеть красоту окружающего мира;
  • познакомить с правилами поведения в лесу;
  • вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу;
  • учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.

Место проведения: классный кабинет.

Участники:

  • Ведущий (В.).– учитель;
  • Ученик (Уч.) – ученики третьего класса;
  • Старичок-лесовичок – ученик седьмого класса.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Лес – наше богатство» (Приложение 1);
  • интерактивная доска;
  • аудиозапись музыкального произведения Глазунова А.,
  • симфоническая фантазия «Лес»;
  • выставка детских рисунков на тему «Лес – наше богатство» и «Мое любимое дерево»;
  • выставка научно-познавательной и художественной литературы;
  • иллюстрация леса;
  • набор открыток «Зеленая аптека» и «Лекарственные растения леса»;
  • карточки для игры «Узнай дерево по листу»;
  • корзинки для каждого ребенку;
  • жетоны в форме цветов, грибов, листочков.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Класс украшен декоративными листочками и цветами, оформлены выставки, на доске иллюстрация леса.

В: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен. Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки.

1. На горе шумит,
а под горой молчит. ( Лес)

2. Весной веселит,
летом холодит,
осенью умирает,
весной оживает. (Лес)

3. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес)

В: Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего классного часа «Лес – наше богатство» (Приложение 1, слайд 1)

В:

Есть у меня зеленый друг,
Хороший друг, веселый.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (слайд 2)

В: Объект нашего исследования – лес. Что такое лес? Что вам известно о нем? Какой смысл мы вкладываем в понятие лес?

(Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить точно на эти вопросы сложно.)

В: Давайте выясним:

  • Что растет в лесу?
  • Что произойдет, если… (Приложение 1, слайд 2)

В: Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей). (Обращаю внимание детей на иллюстрацию с изображением леса). Чтобы ответить на эти вопросы сейчас мы с вами проведем заочную прогулку по лесу. По дороге нам будут встречаться различные препятствия и чтобы не заблудиться в дремучем лесу мы будем выполнять различные задания, которые нам приготовил Старичок-лесовичок, а за правильный ответ он будет вас награждать дарами леса: жетонами в форме цветочков, грибочков, листочков. Вы их будете собирать в свои корзинки.
В: Итак, ребята, берем корзинки и идем в лес. (Звучит музыка.)
Входишь в лес – и как-будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь. Жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.
Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.)
Как можно назвать одним словом? (Растения)
Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.)
Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.)(звучит музыка, появляется старичок-лесовичок).

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я хочу услышать, что вы знаете, как надо себя вести в лесу. (Ответы детей.)

Ученик:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ученик:

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!

Ученик:

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Старичок-лесовичок: Правильно ребята!

Сосны, елки, березы, клены
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.

Игровая ситуация «Узнай дерево»

На слайде появляются загадки, после правильных ответов детей старичок-лесовичок обращает их внимание на выставку, где находятся рисунки этих деревьев, за правильные ответы дает жетоны.) (Приложение 1, слайды 3-4)

1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)

2. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.)

3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

4. Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна.)

5. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина.)

Старичок-лесовичок: Давайте поиграем в следующую игру: «Узнай дерево по листу» (слайд 5: старичок-лесовичок показывает детям карточки с изображением листьев деревьев, кто первый и правильно ответит получает жетон)

«Викторина о лесе» (Приложение 1, слайд 6)

Ведущий задает вопросы, а старичок-лесовичок подтверждает правильные ответы детей и раздает жетоны.

– Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
– Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
– Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)
– У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)
– Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
– Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
– Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

В: Мы все задания выполнили, немного отдохнули, пора отправляться дальше в лес.
Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)
Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.) (за ответы старичок-лесовичок вручает жетоны) (Приложение 1. Слайд 7 с названием кустарников)
Задание: Соотнеси название кустарника на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доске открытки с изображением кустарников, за правильный ответ – жетон.)

Старичок-лесовичок: Молодцы! С заданием справились. Многие кустарники вы знали, а с некоторыми познакомились впервые. Я думаю, что следующее задание вы выполните легко. (Жетон).

Загадки:

1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.)

2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.)

3. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.)

5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)

В: Ребята, давайте еще раз прочитаем название кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные.

В: Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.

Ученик: Берегите лес, он – источник всех чудес! Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес! (Приложение 1, слайд 8)

В: Наша прогулка по лесу продолжается. Какие растения располагаются ниже кустарников? (Травы, цветы.). Встреча с цветами всегда радует нас.

Ученик:

Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел.
Здесь, в уединенье!
Улыбнется ветерок.
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя.
Весело ласкает. (Приложение 1, слайд 9)

В: Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-Марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица,зверобой, земляника.) (Жетон)
Задание: соотнеси название травяных растений на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доску вывешивается плакат с изображением травянистых растений, за правильный ответ дается жетон) (Приложение 1, слайд 9)

Кроссворд: «Лесные цветы» (слайд 10, работа на интерактивной доске)

  1. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  2. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
  3. Какую траву любят кошки? (Валериана)
  4. Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
  5. Какое растение называют часами? (Шиповник)
  6. Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
  7. Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)

В: Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Ученик:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

В: Вам понравилась прогулка по лесу?
– Что интересного вы узнали о лесе?
– Какие деревья вам встретились в лесу?
– С какими кустарниками вы познакомились впервые?
– О каких цветах говорили?
– Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)

В:

Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете.

– Ребята, какую роль играет лес в нашей жизни, в жизни растений и животных?
Распределитесь самостоятельно на две группы и обсудите этот вопрос. (Тихо звучит музыка. Учитель выслушивает ответы каждой группы, та группа, которая больше дала правильных ответов награждается жетонами) (Приложение 1, слайд 11)

Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

В: Ребята, посмотрите в свои корзинки. Щедро ли одарил вас лес своими дарами? (Идет подсчет жетонов)

Старичок-лесовичок: Ребята, вы все достояны награды и вам дарю корзину лесных лекарственных трав и цветов, заварив их и испив чай, опять мысленно можете вернуться в лес, взяв с собой книгу стихов или рассказов о лесе. (Обращает внимание детей на выставку с книгами)

Ученик: Русский лес.

Нет нечего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждет в лесу рябина, орехи и цветы,
душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
а если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

С. Никулин

Литература:

  1. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 346с.
  2. Корабельников В.А. Краски природы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Растения леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов.– М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. – 64 с.
  4. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001. – 256 с.
  5. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
  6. Никифоров Ю.В. Заветные травы Алтая. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. – 208 с.
  7. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
  8. Петров В.В. Лесные тайны. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 126 с.