Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Подготовка к изложению текста с разными типами речи"

Разделы: Русский язык


1.  Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Дежурные, назовите отсутствующих. (Отмечаю отсутствующих.)

2.  Вступительное слово учителя - 4 минуты.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. Цель этого маршрута – подготовиться к изложению текста с разными типами речи. Для этого мы будем учиться пересказывать текст, излагать его последовательно, формулировать тему и идею текста, определять типы речи, составлять тезисный план. Внимание на доску: это наш маршрутный лист. Путешественники, готовы? Итак, вперед!

На доске:

  1. Формулирование темы.
  2. Название текста.
  3. Определение типов речи.
  4. Составление плана текста.
  5. ?

Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа, тема «Подготовка к изложению текста с разными типами речи».

Прежде чем приступим к первому этапу работы, я напомню вам, ребята, что изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.

Работать мы будем с учебником. Откроем страницу 205 и найдем упражнение 554.

3.  Работа над текстом упражнения - 35  минут.

Познакомимся  с заданием упражнения. (Чтение задания.)  

А теперь обратимся к тексту Геннадия Снегирева. (Чтение учителем текста с использованием слайдов

См. презентацию в ПРИЛОЖЕНИИ 1:

Слайд  № 1 – перенесемся на восток нашей большой страны, в  Анадырский залив – это фотография Анадырского залива;
Слайд № 2 – так выглядит Анадырский залив на карте России;
Слайд № 3 – представим, что мы находимся на научно-исследовательском судне, корабле, плывущем среди льдов;
Слайд  № 4 - а вот и кашалот, который ударился о наш корабль, он может выглядеть вот так.)

Начинаем работать.

Дайте определение темы текста? (Тема – это о чем текст.)

Сформулируйте тему текста Геннадия Снегирева. (Ребята дают свои варианты. Учитель подытоживает все сказанное учениками.)

А теперь записываем и смотрим на слайд:

Слайд  № 5

Тема: этот текст о том, как молодой кашалот принял судно за своего сородича и всю ночь плыл рядом с кораблем.

Ребята, зная тему, что мы можем подобрать? С чем обычно совпадает тема текста? Правильно, с названием. Ваши варианты. (Дети дают названия тексту.) Запишем один из понравившихся заголовков к себе в тетрадь:

Заблудившийся кашалот
Как китенок маму искал
Кашалот и корабль
Как корабль приютил малыша-кашалота

и  другие

Следующий этап нашей работы – это  определение встретившихся в тексте типов речи.

Я прочту текст еще раз, а вы в это время напротив каждого абзаца поставите условный знак типа речи: П – повествование, О – описание, Р – рассуждение.

Работаем самостоятельно. (Чтение учителем текста второй раз и проверка обозначений типов речи. Тип речи и доказательство.)

 Слайд № 6

Внимание на экран – перед нами типологическая структура текста изложения:

1 абзац – описание с элементами рассуждения (описание движения корабля в Анадырском заливе и объяснение особенностей движения; описание ночи в море и объяснение особенностей состояния природы);
2 абзац – повествование с элементами описания (рассказ о появлении чудовища и столкновении его с кораблем и описание движений этого чудовища);
3 абзац описание зубастого кита;
4 абзацрассуждение о том, почему кашалот так упорно плывет за кораблем;
5 абзац повествование с элементами рассуждения - два последних предложения.

Таким образом, в тексте встретились все типы речи: и повествование о том, что же случилось и как развивались события, и описание природы, корабля и его движения и кашалота, и рассуждение, почему судно так медленно двигается и что будет дальше с китенком. [1] (А почему в тексте встретились разные типы речи?)

Ребята, а что еще нужно сделать, чтобы предать текст последовательно, логически правильно? (Составить план. Какие виды планов вы знаете?)

Следующий пункт нашего маршрута - составлением тезисного плана. (Дайте определение тезисному плану. Тезисный план – это план, в котором название каждой части – тезис, то есть утверждение, требующее доказательства.)

Кроме составления плана, нас ожидает еще и работа с трудными в написании словами и составление схем предложений, где есть разные синтаксические конструкции.

(Чтение детьми текста еще раз по абзацам и составление плана.)

Записываем:

Слайд № 7

Тезисный план

1. Однажды ночью корабль шел в Анадырском заливе и с большим трудом пробирался малым ходом между льдинами. (Обращаю внимание на орфографию слов и синтаксические конструкции.)
Пересказ первого абзаца

2. Вдруг за бортом появилось какое-то чудовище. (Работа над орфографией и пунктуацией.)
Пересказ второго абзаца

3. Всю ночь за кораблем плыл и тяжко вздыхал кашалот – самый большой по размерам зубастый кит. (Работаем над орфографией и пунктуацией, лексическая работа: кувалда  - это род молота для работы с металлом.)
Пересказ третьего абзаца
4. Наверное, молодой кашалот отстал от матери и принял судно за кита. (Орфографическая и пунктуационная работа.)
Пересказ четвертого абзаца

5. Молодой кит отправился искать экватор. (Орфографическая, пунктуационная  и лексическая работа.) Дайте определение слову экватор. (Экватор – это воображаемая окружность, делящая земной шар на северное и южное полушария. Из словаря С. И. Ожегова.)

Пересказ пятого абзаца

В письменном варианте текста вы постараетесь использовать разные синтаксические конструкции. Мы почти закончили наше путешествие по тексту изложения. Мы уяснили его смысл, разобрали написание трудных слов и повторили разные синтаксические конструкции. Теперь подумаем, а что хотел сказать автор в этом тексте? Что мы сформулируем? (Идею.Автор хотел сказать, как плохо жить на свете без мамы.)

4. Заключительное слово учителя и подведение итогов – 5 минут.

Как вы думаете, ребята, какова дальнейшая судьба маленького китенка? (Ответы.) Я думаю, что маленький зубастый кит достиг экватора. Находясь в пути, он стал большим и в теплых водах, может быть,  встретив свою маму, чувствовал себя совсем счастливым.

 Слайд № 8 – счастливый  кашалот на мелководье

Мои дорогие путешественники, ваша работа  на уроке говорит о том, что текст о китенке не оставил вас равнодушными. Поэтому хочу предложить вам написать на следующем уроке не просто изложение, а изложение с творческим заданием. Добавим в наш тезисный план последний пункт (№ 5):

Слайд № 9

5. Дальнейшая судьба китенка…  

Китёнок прощается с нами.

Слайд № 10

А мы снова в Анадырском заливе.

Слайд № 11

6. Домашнее задание.

Записываем в дневник: подготовиться к письменному изложению текста – перечитать текст 2 раза, пересказать самому себе и подготовить творческое задание на черновике (2 – 3 предложения).
Настало время оценить результаты нашего путешествия. Многие ребята работали активно на уроке. Получают  «пятерки» и «четверки»

(Учитель комментирует оценки.)

Урок окончен. До свидания.

Список использованной литературы:

1. Планирование уроков русского языка в 5 классе по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова. М.: Мнемозина, 2006 год. С. 16 – 17