Воспитание чувства доброты: истоки и пути развития (внеклассная работа)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Воспитание высоких нравственных качеств у якутских детей тесно связано с народной педагогикой, являющейся основой любви и уважения к каждому человеку. Известно, что именно народные массы есть творцы определенных педагогических систем, идей и взглядов. Народ саха испокон веков высоко ценил такое непроходящее человеческое качество как доброта, которая является отправной точкой ко всем ценностям жизни.

Работа руководствуется целью совершенствования воспитательной деятельности по привитию такого нравственного качества как доброта.

Задачи:

  • изучение теории и опыта работы по исследуемой проблеме;
  • сбор и систематизация материалов, на основе которых ведется воспитательная деятельность по конкретному направлению нравственных качеств;
  • осуществление системы (реализация) воспитательной работы в классном коллективе.

Актуальность работы связана с решением проблемы недостаточности чуткости, сопереживания друг другу среди подростков и молодежи.

Народная педагогика - это опыт воспитания народа, куда входят традиции, обычаи, содержание и методы воспитания, весь арсенал народных средств воздействия на личность.

Одной из составных частей народной педагогики Якутии является этнопедагогическое учение «Айыы», школа «Кут-сур».

С развитием сознания, обогащением жизненного опыта оттачиваются знания людей об окружающем мире, слагаются жизненные нормы, правила, закономерности, традиции, обычаи повседневной жизни, расширяются знания о природе и человеческом обществе,

Приобретение опыта, знаний жизни в соответствии с нравоучениями народных мудрецов, природосообразностью и народными традициями, обычаями и обрядами по воззрениями якутов считается учением «Айыы», приучение детей к этому жизненному опыту и знаниям - школой «Кут-сур».

Школа «Кут-сур» создает народный кодекс нравственности - айыы:

  • соблюдай в своей жизни учение «Айыы», придерживайся его закономерностей;
  • не противоборствуй закономерностям учения «Айыы»;
  • всегда думай о соответствии учения «Айыы» перспективам своего развития, своей будущности;
  • будь жизнеспособным, жизнерадостным, любознательным, человечным;
  • овладевай любимой профессией, стань нужным для своего времени человеком;
  • соблюдай закономерности развития природы, общества, человека по подобию учения «Айыы»;
  • содействуй единению и консолидации своего родного народа;
  • будь отзывчивым, доброжелательным и общительным;
  • будь жизнестойким и люби жизнь.

Эти основные правила жизни по учению «Айыы», школе «Кут-сур» дают основы народного воспитания: высокие духовные качества человека, заботу о его здоровье, нормальном умственном развитии, нравственном облике, трудовой подготовке, овладении специальностью. Всеми этими правилами должны овладевать учащиеся.

Учением «Айыы» также выработаны определенные нормы нравственности:

  • всегда будь правдив, честен, справедлив;
  • никогда не убивай, не разрушай, не ломай;
  • храни в своей душе «кут-сур», будь чистоплотным, порядочным и организованным;
  • не завидуй другим, не кради и не воруй;
  • не будь бесплодным спорщиком, зловредным и жестоким;
  • отвергай дурные привычки, не обижай слабых;
  • будь мудрым и умным в своих деяниях;
  • будь целенаправленным, не бойся трудностей;
  • не занимайся развратом, будь верным, честным, щедрым и душевным.

Люди, опираясь на эти правила нравственности, бывают чисты душой, постоянно имеют контакт с айыы и следуют его заповедям.

Основные качества духовного облика человека:

  1. не таи в душе зла;
  2. не будь упрямым;
  3. будь чистоплотным;
  4. сохраняй духовную чистоту.

Из этого видно, что учение айыы, школа «Кут-сур» являются чисто народными методами, формами нравственного воспитания.

Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя является воспитательная деятельность.

Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы.

В нашей школе по программе интегрированного обучения языкам созданы литературные копилки по всем классам по различной тематике.

Литературная копилка моего, шестого класса по теме «Доброта». Сюда входят папки, конверты с содержательным материалом:

  • пословицы, поговорки о доброте
  • фиксируются добрые поступки учащихся
  • высказывания якутских и русских писателей, знаменитостей о доброте
  • конверты для каждого ученика (его творческие работы, сочинения, рисунки)
  • учение «Айыы уерэ5э»
  • разработки и сценарии различных форм работы
  • классные часы о доброте.

"Воспитание чувства доброты ведется в определенной системе. Если в начальных классах упор был сделан на воспитание основ этики, то в пятом классе нами организована воспитательная деятельность по конкретной теме «Пословицы и поговорки в воспитании доброты, человечности в детях», в шестом классе в виде настенной газеты «Утуе сонуннар» («Добрые вести»).

Какова система всей деятельности в этом направлении в 5, 6 классах?

- К примеру, классный коллектив во внеурочное время собрал круг пословиц и поговорок о доброте на родном и русском языках;

- На основе систематизированного материала учащиеся выполнили творческую работу: мини-сочинения, стишки, сказки, маленькие рассказы, рисунки;

- Проведены конкурс, выставка на лучшую творческую работу;

- Практиковались классные часы на такие темы как «Милосердие», «Дьону уердэ турдарбын», «Мир доброты», «Добротою красив человек», «Зажги звезду добра», «Айыы уерэ5э куннээ5и олохпутугар».

- Оказана материальная помощь однокласснику Аммосову Васе (инвалид детства).

- Проведена акция «Письма доброты - письма от сердца».

- Оказана шефская помощь ветеранам труда.

В результате такой постановки воспитательной работы в классном коллективе:

  • повышается интерес детей к творческому поиску;
  • результаты индивидуального собеседования свидетельствуют о том, что развивается самоанализ и самооценка своих поступков;
  • анкетирования детей и родителей показывают, что у учащихся повышается чуткость к близким, чувство сопереживания, сочувствие, а также чувство удовлетворенности успехами, достижениями одноклассников.

В ходе изучения теории и практики по вопросу «Воспитание чувства доброты: истоки и пути развития» мы приходим к выводу, что данная тема будет актуальна всегда. Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

А чтобы состоялись наши дети - дети-саха мы должны знать и соблюдать основные правила жизни по учению «Айыы» и руководствоваться в своих делах нормами нравственности.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.