Программа "Диагностико-технологическое управление учебно-воспитательным процессом на уроках математики"

Разделы: Математика


Цель Программы:

  • Сохранение и повышение качества математической грамотности каждого классного коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности;
  • создание каждому классному коллективу, каждому учащемуся условий (в том числе и психологического комфорта) для успешного обучения математике.

Задачи Программы:

  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей) при сохранении психологического и физического здоровья;
  • содействие средствами индивидуализации обучения выполнению учебной программы всеми учащимися, предупреждение неуспеваемости;
  • формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития (ЗПВ) каждого ребенка;
  • повышение положительной учебной мотивации и развитие познавательного интереса;
  • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, способности к самореализации, саморазвитию и самоопределению.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели:

  • повышение процента качества обученности учащихся по математике до 45%;
  • увеличение доли учащихся, занимающихся в кружках и факультативах, посещающих элективные курсы по математике до 85%;
  • увеличение количества участников и победителей олимпиад, конкурсов и т.д. на 3%
  • сохранение здоровья учащихся.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. Обеспечение положительной динамики качественных показателей математической грамотности учащихся.
  2. Создание оптимальных условий, отвечающих образовательным потребностям обучающихся.
  3. Увеличение количества участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы будет осуществляться в соответствии с созданной системой мониторинга образовательной деятельности школы.

Введение

В 2006 году в соответствии с программой исследования изучался уровень подготовки по математике и естествознанию учащихся из 58 регионов, включая и нашу школу. С этой целью проводилось анкетирование учащихся, их учителей и администрации школы, позволяющее выявить факторы, влияющие на качество образования в России, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательной подготовке учащихся в разных странах.

Изучив результаты международных мониторинговых исследований (TIMSS, PIRLS,PISA, целью которых являлось дать оценку общеобразовательной подготовке учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявить особенности образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся, я, ссылаясь на свой опыт работы в школе, сделала вывод: систему образования в России формирует учитель. Кто, как не он, знает ее изнутри. Высоких результатов обученности учащихся, в частности, по математике, можно достичь, если знать психологические особенности школьника, закономерности обучения и уметь применять их на разных этапах педагогической деятельности. В 90-х годах я познакомилась с публикациями Центра “Преемственность”, которым руководил в то время к.п.н. В. Н. Зайцев. Разработанная данным центром технология полностью отвечала моему внутреннему содержанию. С тех пор я использую ее в своей педагогической деятельности для достижения позитивных результатов всеми учащимися, находящимися в разных зонах развития. Мониторинг учебных достижений учащихся положен в основу моей педагогической деятельности. Используя систематизированный Центром “Преемственность” опыт работ педагогов России, я разработала свою Программу, которая, на мой взгляд, позволяет создать условия каждому ребенку для достижения позитивных результатов в образовательной деятельности.

Ее основное содержание – последовательное включение резервов обучения учащихся:

– восстановление и совершенствование общеучебных умений в первой четверти учебного года (техника счета);

– совершенствование репродукции во второй четверти;

– увеличение числа хорошо успевающих учащихся в третьей четверти;

– активизация творчества учащихся в четвертой четверти.

Вариант такой систематизации заложен в представлении Я.А. Каменского о трех уровнях обучения: сначала должна работать мысль, потом – память, потом – руки. На современном языке эти уровни можно назвать пониманием, усвоением и применением. На каждом уровне обучения решаются определенные дидактические задачи со своими приемами и закономерностями. Нарушение же закономерностей ведет к снижению качества знаний.

Общеизвестно, что за летний период у учащихся значительно снижается уровень общеучебных умений (в частности, техника счета). И, как следствие, – низкая успеваемость в первой четверти. Поэтому моей основной задачей в первой четверти является организация помощи учащимся в скорейшем восстановлении утраченного за лето навыка. Для этого я использую технологию по восстановлению счета. Для того, чтобы эта работа была успешной, необходимо постоянно отслеживать ее результативность, т.е. проводить диагностику изменений состояния ОУУН в течение всего периода.

Другая трудность, которая подстерегает учащихся, – это слабое владение репродуктивными умениями (понимание терминов, пересказ коротких текстов, логичность и лаконичность речи, умение конспектировать и орфографическая грамотность). Поэтому следующим шагом будет организация и проведение работы по усилению репродуктивного освоения языка учебных предметов.

Третья четверть – самая продолжительная и самая трудная. Но к этому времени ученики уже вошли в процесс учения, поэтому появилась возможность увеличить число хорошистов по предмету за счет тех, кто имел 1–2 тройки.

Поэтому основная цель третьей четверти может быть сформулирована так: “выращивание хорошистов”.

Четвертая четверть – пора подведения итогов работы за год. Оценить качество работы учителя можно не только по количеству хорошистов и отличников по предмету, но и по уровню их творчества.

Основные направления реализации Программы.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

1. Научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:

  • разработка методических рекомендаций и пособий для учителей-предметников, классных руководителей, родителей;
  • организация и проведение семинаров для учителей-предметников, классных руководителей;
  • участие в городском семинаре по обобщению опыта работы.

2. Повышение эффективности (через модернизацию содержания, изменения подходов в методиках и технологиях обучения) преподавания математики:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;
  • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

3. Внеурочная работа по предмету:

  • организация работы факультативов, кружков;
  • организация работы с одаренными детьми;
  • участие в городских олимпиадах, конкурсах.

Перечень мероприятий Программы.

1-й этап
(организационный)
Анализ условий для реализации Программы

Организация взаимодействия со всеми службами школы.

Организация работы с родителями.

Формирование и совершенствование научно-методической базы для успешной реализации проекта.

Разработка и проведение мониторинга

2-й этап I четверть Диагностика состояния ОУУН “Оценка реального состояния ОУУН учащихся на начало учебного года”
Участие в круглом столе “Результаты диагностики состояния ОУУН учащихся. Проблемы и пути их решения”.
Посещение уроков и взаимопосещение уроков “Деятельность членов образовательного процесса по восстановлению ОУУН учащихся”
Диагностика состояния ОУУН “Оценка реального состояния ОУУН учащихся на конец первого этапа”
II четверть Диагностика состояния репродуктивных умений учащихся “Оценка реального состояния репродукции”
Педагогический консилиум по результатам диагностики репродукции.
Организация работы групп “скорой помощи”.
Посещение и взаимопосещение уроков. “Деятельность членов образовательного процесса по совершенствованию репродуктивных умений учащихся”.
Диагностика состояния репродуктивных умений учащихся “Оценка реального состояния репродукции”.
III четверть Определение ЗПВ для учащихся по предмету
Посещение и взаимопосещение уроков. “Деятельность педагогов по “выращиванию” хорошистов”.
IV четверть Участие в ученической конференции “Защита рефератов и творческих работ”.
Участие в городском слете НОУ.
Конкурс классных коллективов по проектной деятельности.
3-й этап Оформление описания хода и результатов выполнения Программы.

Оформление выставок материалов, наработанных по Программе.

Размещение методических сборников, методических рекомендаций на сайте школы.

Подведение итогов реализации Программы.

Определение перспектив дальнейшего развития.

Мониторинг реализации Программы

Обучение Успеваемость по классам, по предмету 1. Уровень обученности.
2. Качество обученности.
3. Уровень сформированности функциональной грамотности.
4.Уровень сформированности ключевых компетенций.
5. Степень готовности выпускников школы к продолжению образования.
Воспитание Уровень воспитанности
  1. Отношение к учебному труду.
  2. Отношение к людям.
  3. Отношение к себе.
Уровень успешности воспитательной работы
  1. Степень реализации плана воспитательной работы
  2. Качественная характеристика ученического коллектива.

Оценка социально-экономической эффективности Программы.

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

1. Повышение качества образования:

– повышение качества обученности учащихся;

– увеличение доли учащихся, занимающихся в кружках, факультативах, элективных курсах;

– увеличение количества участников и победителей олимпиад, конкурсов и т.д.;

– уменьшение количества неуспевающих и второгодников по предмету;

– повышение функциональной грамотности учащихся;

– повышение рейтинга учителя в школе.

2. Повышение доступности образования:

– расширение возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями;

– расширение возможности получения дополнительного образования;

– уменьшение количества учащихся, пропускающих занятия в школе.

3. Расширение социального партнерства:

– развитие системы общественной экспертизы;

– развитие системы общественного мониторинга состояния образования.

Приложение