Урок по окружающему миру для 3-го класса

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомить учащихся с группами дорожных знаков по назначению.
  • Выделить отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение.
  • Развивать понимание, осмысление, осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
  • Воспитывать бережное отношение к себе и к окружающим.

Оборудование: карточки дорожных знаков.

Ход урока

Этапы уроков. Деятельность учителя. Деятельность уч-ся.
1. Оргмомент. Весело звенит звонок.

Начинается урок.

Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала?

Тогда улыбнитесь друг другу. Садитесь и проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Проверяют.
2. Проверка д\з. -Составить текст торжественного обещания пешехода, которое вы даёте своим родителям. Читают обещание.
3. Актуализация знаний. -Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Знаки важные, дорожные,-
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непременно.
Всё, что знаки говорят!

Сегодня на уроке мы узнаем:.

-На какой бы вы ни оказались улице, везде вы увидите дорожные знаки.

-Посмотрите, какие они разной формы и цвета. Это не случайно.

-Некоторые знаки вам хорошо известны, о значении некоторых вы только догадываетесь.

Дорожные знаки.

Какие бывают знаки.

4. Постановка темы урока. -Сегодня мы попробуем

разделить дорожные знаки на группы и выделить отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение.

У каждого уч. карточки
5. Открытие новых знаний. -Зачем надо так много знаков?

- А вы знаете, когда появились первые знаки?

-Саша подготовила сообщение о том, когда впервые появились дорожные знаки.

-Что раньше ставили на дорогах?

- А сейчас как их называют?

-Для чего они нужны?

- Все знаки делятся на группы по своему назначению.

-Ребята может кто-то уже знает, как называются эти группы?

-Дорожные знаки делятся на 7 групп.

-Мы поговорим о 5 группах.

-Попробуйте распределить дорожные знаки по группам.

-Перед тем как начнём работать с каждой группой,

составим план, по которому будем выделять отличительные особенности каждой группы.

1 группа: Информационно-указательные знаки.

-О чём говорит название этой группы знаков.

Откр. уч с. 14 найдите и прочитайте.

2 группа: Предупреждающие знаки.

Дети - ставится вблизи детских учреждений, на проезжей части могут появиться дети.

3 группа: Запрещающие знаки.

4 группа: Предписывающие знаки.

5 группа: Сервиса.

- Что такое сервис? Откройте учебник на стр. 16. Прочитайте.

Для поддерживания порядка на улице.

читает

Высокие столбы

Километровыми указателями

Помогают находить дорогу.

Предупреждающие

Приоритета

Запрещающие

Предписывающие

Информационно-указательные

Сервиса

Дополнительной информацией. (таблички)

Расставляют карточки у доски.

План:

Какого цвета и формы.

О чём говорит название этой группы знаков.

Откр. уч с. 14 найдите и прочитайте.

Синего цвета, квадр. или прямоуг. формы. Они предупреждают о местах переходов, об остановках и стоянках транспорта. (пеш. переход, подзем. пешех. переход, надземн.пешех. переход, место остановки транспорта, дорога с одностор. движением.)

Треуг. формы с белым фоном и красной каймой. Они предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги.

(скользкая дорога, пешеходный переход, дорожные работы, дикие животные, дети, выброс гравия, Кругл. формы с красной каймой. Они вводят запреты и ограничения.(движения пешех. запрещено, въезд запрещен, движение на велосипедах запрещено, Кругл. формы и голубого фона. Они указывают на месте движения пешеходов и велосипедов, устанавливают движение в определенном направлении для водителя.(пешеходная дорожка, велосипедная дорожка)

Сервис-это обслуживание.

(телефон, столовая, больница)

6. Первичное закрепление. -А сейчас по работаем с сигнальным кругом.

-Я буду читать вам стихи, вы должны показать: о каком знаке в них идёт речь и какой группе он относится.

Знак висит у переезда.
Беззаботности нет места.
Тут шлагбауме не положен -
Буду очень осторожен!

-Что такое шлагбаум?

Я в кругу с обводом красным,
Это значит - тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.

В голубом иду я круге,
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко-
Пешеходная дорожка.

Нарисован человек.
Землю роет человек.
Почему проезда нету?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.-
Мне сказали: - Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы.

Наша бабушка в тревоге:
Нужен доктор ей в дороге.
Не смотрите грустным взглядом:
Помощь близко! Доктор рядом!
Заболел в дороге друг.
Огляделся я вокруг,
Помощь я ищу окрест
И увидел красный крест!

Я надеюсь, каждый знает,
Что все это означает.
Знак ребят предупреждает,
От несчастья ограждает.
Переезд! Вовсю глядите?
За шлагбаумом следите?

Замечательный знак-
Восклицательный знак!
Значит, можно здесь кричать,
Петь, шуметь, озорничать?
Знак повешен не напрасно:
"Осторожно! Здесь опасно!"

Назовите знаки, которые находятся на сигнальном круге, о которых мы не говорили.

Железный переезд без шлагбаума - предупрежд.

Это перекладина, которую поднимают, опускают для открытия и закрытия железных путей во время движения поезда.

Движение пешеходов запрещено-запрещ.знак.

Пешеходная дорожка-информац-указ.знак

Дорожные работы-предупрежд.знак

Больница-сервис

Железный переезд со шлагбаумом -предупр.

Прочие опасности-предупрежд.знак

Выброс гравия -ставится где нет асфальтного покрытия.(пред)

Мед.пункт- .(сервис).

Место остановки автобуса, такси (информ-указ.)

Кран-питьевая вода(сервис) Орлово-начало посёлка (инф.указ.)

7. Физкультминутка. - А теперь отдохнем:

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба)

 
8. Творческая работа. -А сейчас я предлагаю вам выбрать шаблон для изготовления знаков. Придумайте свой дорожный знак, а какой у вас будет знак - решите сами.

-Может это будет знак, которого нет среди этих знаков, но он существует.

-Кто следит за порядком на дорогах, задерживают и штрафуют нарушителей, регулируют движение. Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах и вертолётах.

-Как расшифровывается ГИБДД?

- к какой группе он относится

-что означает.

Инспектор ГИБДД

Показ картинки.

Государственная Инспекция безопасности дорожного движения

10. Итог урока. -Для чего нужно знать дорожные знаки?

-На какие группы делятся дорожные знаки?

-Что делают для того, чтобы были видны в тёмное время суток?

- Какую форму имеют запрещающие знаки?

-Почему запрещающие и предупреждающие знаки имеют красную кайму?

Для поддерживания порядка на улице.

Поверхность знаков покрывают светоотражающими красками.

Кругл. формы с красной каймой.

Предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги и вводят запреты и ограничения.

11. Рефлексия. -Если хотите узнать больше о знаках, то прочитайте эти книги.

-Интересно вам было на уроке?

-Оцените свою работу на уроке. (прокомментируйте свою оценку)

-И в конце хотелось бы, чтобы вы послушали и запомнили напутствие поэта С. Михалкова:

Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить,  зевая!
Нельзя считать ворон!

Выставка книг.
12. Дом.задание. Стр.16-17 ответить на вопросы. Понаблюдать какие дорожные знаки встречаются по дороге от школы до дома, и запомнить их.

Стр 11 №4 по желанию.

Записи в дневники.