Практические компетенции в экономике: математические модели

Разделы: Математика, Экономика


Цель. Создание системы мероприятий в рамках интеграции математики и экономики, направленных на:

  • формирование практических компетенций преодоления критических ситуаций в управлении бизнесом;
  • установление межпредметных связей курса экономики и математики с помощью программного математического материала (создание экономико-математических моделей). То есть при конструировании Экономико-Математической Игры определяющим фактором должны быть уже сформированные математические знания и умения учащихся, а не искусственно включенный отдельным блоком материал.

Модели экономических процессов чрезвычайно разнообразны по форме математических зависимостей. Особенно важно выделить класс линейных моделей, наиболее удобных для включения в игру, анализа и вычислений. Различия между линейными и нелинейными моделями существенны не только с математической и экономической точки зрения, но и в методическом отношении, поскольку линейные функции, уравнения, неравенства и их системы входят в программный материал по алгебре и активно используются с 7 по 11 класс. Более того, теория "линейной экономики" существенно отличается от теории "нелинейной экономики". Еще одним математическим понятием, работа с которым осуществляется в ходе игры - понятие производной, которое является актуальным и часто используемым математическим материалом для старшеклассников.

Последовательность и содержание этапов одного цикла экономико-математического моделирования.

1. Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ. Главное здесь - четко сформулировать сущность проблемы, принимаемые допущения и те вопросы, на которые требуется получить ответы. Этот этап включает выделение важнейших черт и свойств моделируемого объекта и абстрагирование от второстепенных; изучение структуры объекта и основных зависимостей, связывающих его элементы; формулирование гипотез (хотя бы предварительных), объясняющих поведение и развитие объекта.

2. Построение математической модели. Это - этап формализации экономической проблемы, выражения ее в виде конкретных математических зависимостей и отношений (функций, уравнений, неравенств и т.д.). Обычно сначала определяется основная конструкция (тип) математической модели, а затем уточняются детали этой конструкции (конкретный перечень переменных и параметров, форма связей). Таким образом, построение модели подразделяется в свою очередь на несколько стадий.

Одна из важных особенностей математических моделей - потенциальная возможность их использования для решения разнокачественных проблем. Поэтому, даже сталкиваясь с новой экономической задачей, не нужно стремиться "изобретать" модель; вначале необходимо попытаться применить для решения этой задачи уже известные модели.

В процессе построения модели осуществляется взаимосопоставление двух систем научных знаний - экономических и математических. Естественно стремиться к тому, чтобы получить модель, принадлежащую хорошо изученному классу математических задач. Часто это удается сделать путем некоторого упрощения исходных предпосылок модели, не искажающих существенных черт моделируемого объекта.

3. Математический анализ модели. Целью этого этапа является выяснение общих свойств модели. Здесь применяются чисто чисто математические приемы исследования. Наиболее важный момент - доказательство существования решений в сформулированной модели (теорема существования). Если удастся доказать, что математическая задача не имеет решения, то необходимость в последующей работе по первоначальному варианту модели отпадает; следует скорректировать либо постановку экономической задачи, либо способы ее математической формализации. При аналитическом исследовании модели выясняются такие вопросы, как, например, единственно ли решение, какие переменные (неизвестные) могут входить в решение, каковы будут соотношения между ними, в каких пределах и в зависимости от каких исходных условий они изменяются, каковы тенденции их изменения и т.д.

4. Подготовка исходной информации. Моделирование предъявляет жесткие требования к системе информации. В то же время реальные возможности получения информации ограничивают выбор моделей, предназначаемых для практического использования. При этом принимается во внимание не только принципиальная возможность подготовки информации (за определенные сроки), но и затраты на подготовку соответствующих информационных массивов. Эти затраты не должны превышать эффект от использования дополнительной информации.

5. Решение. Этот этап включает поиск алгоритмов для решения задачи, возможно с составлением программ на ЭВМ, и непосредственное проведение расчетов. Трудности этого этапа обусловлены прежде всего большой размерностью экономических задач, необходимостью обработки значительных массивов информации.

6. Анализ результатов и их применение. На этом заключительном этапе цикла встает вопрос о правильности и полноте результатов моделирования, о степени практической применимости последних.

Объём и виды работы учителя математики в рамках Большой Деловой Игры.

Вид работы. Кол-во часов. Цели.
Лекция "Математическое моделирование в экономике" (по желанию). 1 Систематизация сведений о применимости математического материала для анализа экономических процессов и явлений.
Решение задач с экономической формулировкой на уроках математики. 2 Формирование компетенций.
Экономико-математическая игра. 2 Формирование практических компетенций преодоления критических ситуаций в управлении бизнесом. Установление межпредметных связей курса экономики и математики с помощью программного математического материала.
Проекты учеников в рамках области "Экономика и математика" (отдельные учащиеся). В течение 2 полугодия. Профилизация, творчество и научно-исследовательское самоопределение старшеклассников.