Игровой урок-путешествие "Разнообразие растительного и животного мира Кубани"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: игровое путешествие.

Цели урока:

  • Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Краснодарского края, Красной книгой Кубани: с растениями и животными, которые в нее внесены, вывести экологические правила, которые должны выполнять люди, создавать свои знаки по охране растительного и животного мира.
  • Закрепить умение работы в группах.
  • Развивать коллективно-творческие способности, речь, мышление, умение работать с картой Краснодарского края, расширять кругозор.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Необходимые ресурсы: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карта Краснодарского края, знаки по охране природы, фигурки растений и животных на магнитах, таблички с названиями групп “Зоологи”, “Ботаники”, “Эрудиты”, выставка книг о растительном и животном мире Кубани, фломастеры, 2 листа формата А3

Источники информации:

Литература:

  1. В. И. Борисов “Занимательное краеведение”, Краснодарское Кубанское книжное издательство, 2005г
  2. В.Я. Нагалевский “Красная книга Краснодарского края”, Краснодарское книжное издательство, 1994г.
  3. В.А. Поляков “ Рассказы о ядовитых грибах, животных и высших растениях”, Краснодарский Кубанский учебник, 2000г
  4. Г.К. Плотников “Животный мир Кубани”” Краснодарское кубанское книжное издательство, 2006г

CD диски

  1. СD “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия” , 2007г.
  2. СD Голоса птиц.

Интернет-ресурсы

1. Сайт “Кавказский государственный природный биосферный заповедник” http:/www.kgpb.ru/

Ход урока

Учитель:

Посмотрите вокруг –
Зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена…

Слайд 1 Показаны карты различных регионов.

– Дети, какая из карт является картой Краснодарского края?

– Почему вы так думаете?

Слайд 2 Показан только контур территории Краснодарского края.

Учитель:

– Ой! Что случилось?

– На карте нет растительного и животного мир нашего края?

Но наш край так красив и богат растительным и животным миром!

Мы должны вернуть в наши леса, степи, горы края растения и животных.

– Вы готовы совершить путешествие?

Давайте разделимся на 2 группы.

(Класс делится на 2 группы по количеству учащихся)

Учитель:

Одна группа будет помогать в поиске растений, а другая – в поиске животных нашего края. Только вместе мы можем спасти наш край и вернуть растительный и животный мир!

Учитель:

– Ребята, как называется наука, которая изучает растения?

БОТАНИКА

– Как называется наука, которая изучает животный мир?

ЗООЛОГИЯ

– Кто догадался, как будет называться 1 группа?

Дети:1 группа будет называться “БОТАНИКИ

– А какое название у 2 группы?

Дети: 2 группа “ЗООЛОГИ”

Учитель:

Вместе с нами путешествие будут совершать представители школьного научного общества “Эрудит”. Они будут оценивать ваши результаты и правильность ответов.

(На доске вывешивается таблица, где фишками ЭРУДИТЫ отмечают правильность ответов учащихся)

Ботаники

Зоологи

В путь, дорогие друзья природы!

Учитель:

– Давайте вспомним, в каких природных зонах находится наш край?

Каждая команда разгадывает кресс-кросс в течение 2 минут: карандашом обвести названия природных зон (степь, лесостепь, лес, горы, Черноморское побережье)

л

е

с

о

с

т

е

п

ь

м

о

р

е

п

о

т

ж

ш

к

и

п

а

р

и

г

г

о

ч

е

р

н

о

м

о

р

с

к

о

е

я

к

п

о

б

е

р

е

ж

ь

е

д

р

с

я

ь

т

к

у

б

ы

ш

к

а

ы

ь

Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется фишка за правильный ответ.

Слайд 3. Природные зоны Краснодарского края.

На столе у каждой команды лежит листочек и фломастер. Необходимо расставить буквы в правильном порядке. Затем подчеркнуть 1 группе растения края, а 2 группе – животных края. Даются 2 минуты.

узбр (зубр) убд (дуб)
ишопвник (шиповник) демевьд (медведь)
арчцбе (чабрец) снло (слон)

Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется фишка за правильный ответ.

Работа с картой.

Учитель:

Давайте найдём места их обитания.

– Ботаники, в какой природной зоне произрастают эти растения?

– Покажите на карте.

Выходят 2 представителя группы и крепят на карте изображения чабреца, дуба, шиповника.

Учитель:

– Зоологи, в какой природной зоне обитают эти животные?

Выходят 2 представителя группы и крепят изображения медведя, зубра.

Слон “ лишний”, т.к. он не живёт на территории Кубани.

Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется фишка за правильный ответ.

“Это интересно!”

Учитель:

Вот мы и расселили наши растения и животных. Но богат и разнообразен растительный и животный мир Краснодарского края. Об этом многообразии помогают нам узнать различные источники информации: телевидение, радио, книги.

На столе у каждой группы лежит лист со сведениями о растениях – для 1 группы, лист со сведениями о животных для 2 группы.

Вам предстоит прочитать информацию о растениях (животных) и составить краткий рассказ об этих растениях (животных), показать места их обитания. Дается 3 минуты.

Слайд 4. Ответ представителя команды “Биологи”

Пион Витмана – листья крупные, до 1м высоты. Цветёт в апреле. Размножается семенами. Произрастает на высоте 600-800метров над уровнем моря в горных лесах. Растение находится под угрозой исчезновения. Внесён в Красную книгу РСФСР. Создаются постоянные заказники для восстановления численности растений.

(Представитель показывает на карте края места произрастания данного растения и крепит изображение)

Слайд 5. Ответ представителя команды “Зоологи”

Серна – стройное животное длиной 125 – 135см, высотой 80см.Окраска летом ржаво-жёлтая, зимой – чёрно-бурая. Питается травами, ветвями кустарников. Держится стадами или мелкими группами по 3-7 особей. Места обитания – скалистые участки Майкопского района, у верховья реки Пшишь. В крае 4000 особей.

(Представитель показывает на карте края места обитания данного животного и крепит изображение)

Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется фишка за правильный ответ.

Учитель:

– Учёные установили, что на Кубани более 600 видов животных ,3000 видов растений.

Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёзка.

– А как вы думаете, какое растение или животное может служить символом Кубани?

Ответы детей.

Каждой команде даётся лист бумаги и фломастеры. Надо придумать и нарисовать символ края. Дается 5 минут.

(Представитель каждой группы показывает и рассказывает о своём символе)

Учитель:

– Посмотрите на карту. Мы с вами смогли вернуть в наш прекрасный край растения и животных. Молодцы!

– Вы, наверно, устали?

– Давайте отдохнём и сделаем привал.

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись.
Наклонись и поклонись.
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.

Учитель:

– Закройте глаза. Прислушайтесь.

– Что-то слишком тихо вокруг.

– Почему?

Ответы детей (не слышно пения птиц).

Звучат голоса птиц.

Группам раздаются рисунки с изображением птиц: кукушки, соловья, выпи, дятла, совы, попугая, страуса. Надо выбрать рисунки тех птиц, которые могут селиться на Кубани.

– Голоса каких птиц можно услышать на Кубани?

– Покажите рисунки этих птиц.

Правильность ответов оценивают Эрудиты. В таблице у группы победителя появляется столько фишек, сколько правильных ответов дала команда.

Учитель:

– В какой природной зоне они живут? (Лес, болото)

– Что вы знаете об этих птицах?

Ответы детей.

Брейн-ринг

Учитель задает вопросы. Кто первый даст правильный ответ, тот и получает фишку.

  1. У какой птицы мешок под клювом? (у пеликана)
  2. Какая птица подкидывает свои яйца в гнёзда другим птицам? (кукушка)
  3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
  4. Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (береговая ласточка, щурка)
  5. Закончи народное изречение: больше птиц – (выше урожай)
  6. Увидел скворца – (весна у крыльца)

Театрализованная минутка.

Подготовленные дети показывают инсценировку – миниатюру по мотивам притчи Л.Н.Толстого “Чиж”.

Действующие лица: автор, девочка Варя, чиж.

Автор: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Варя пришла к чижу.

Варя: Пора тебе, Чиж, петь.

Чиж: Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь! И ты приходи послушать моё пение.

Автор: Варя подумала и …..

(Варианты дальнейших действий Вари дети предлагают сами)

Учитель

– Неразумное, хищническое истребление животных, птиц, насекомых, растений привело к тому, что многие стали исчезать с лица земли. Чтобы сохранить исчезающие виды, в 1994 году была создана Красная книга Кубани. Она состоит из 2 частей:

1 часть – растения: 157 видов
2 часть – животные: 102 вида.

Слайды 6-8. Животные и растения, занесённые в красную книгу Кубани.

Ученик.

Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой мы в долгу.
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу!
И трелью птиц весёлой звонкой
И шумным плеском родника.
И гроздьями рябины тонкой.
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом и дубрав.

Каждой группе предлагается нарисовать знак по теме: “Охрана природы” и составить экологические правила. Дается 7 минут.

Эрудиты оценивают оригинальность и правильность выполненной работы.

Учитель.

Люди поняли, что природа в опасности, поэтому появились места, где запрещено жечь костры, собирать грибы и ягоды, охотиться и ловить рыбу.

– Как называются такие места, созданные человеком?

Дети: Заповедники.

– На территории Краснодарского края есть заповедники?

Дети: Кавказский биосферный заповедник.

Показ на карте Краснодарского края Кавказского биосферного заповедника.

Учитель:

– Где он расположен?

Дети: Расположен между Сочи и Майкопом, в основном на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта.

Учитель:

Заповедник основан 12 мая в 1924 году. Его площадь более 262 тысяч га

– Кто обитает в данном заповеднике?

Слайд 10 Животный мир заповедника

Дети записывают названия животных, увиденных на слайде.

Слайд 11 Растительный мир заповедника.

Дети записывают названия растений, увиденных на слайде. Дается 2 минуты

Эрудиты оценивают правильность ответов группы

Учитель.

Мы с вами очень хорошо потрудились. Посмотрите на карту края. Мы вернули с вами богатый и разнообразный мир родной Кубани. В конце нашего путешествия вам предстоит выполнить мини-тест.

Каждому участнику даётся мини-тест. В течение 3 минут участники выбирают и отмечают правильный ответ.

Группа “Ботаники” и группа “Зоологи” отдельно сдают свои тесты Эрудитам. Определяется общее количество правильных ответов в каждой группе. Победившая – получает фишку.

Затем на слайдах дается ключ к мини-тесту.

Слайды 12 – 15

1. Что такое лес?

А) Обширная местность, занятая только травами.
Б) Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами.

2. Плоды какого растения ядовиты?

А) Калина;
Б) Дуб;
В) Красавка кавказская.

3. Какие животные внесены в Красную книгу Кубани?

А) Скворец;
Б) Заяц;
В) Серна.

4. Какова роль растений для животных?

А) Животные ходят по растениям.
Б) Растения являются кормом для животных.
В) Растения являются укрытием для крупных животных.

Эрудиты подводят и оглашают итоги путешествия.

Учитель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы смогли вернуть красоту родного края, познакомиться с разнообразием растительного и животного мира Кубани.

Нам, её жителям посчастливилось жить в самом живописном уголке России.

Звучит песня “Родимый край” в исполнении учащихся.

Слова: Л.Фоминых.

Музыка: В.Чернявского.

Презентация