Практическое занятие по истории на тему "Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию"

Разделы: История и обществознание


Введение

“Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”: написал великий поэт А.С.Пушкин. Я считаю, что интерес к своим корням живёт в душе каждого человека. Наша задача, задача педагогов и воспитателей развить этот интерес, не дать ему погаснуть. Изучив своё родословие, человек должен познать своё место в роде и собственную задачу как члена рода. Именно так, на мой взгляд, может осуществляться единство семьи, рода, народа, Родины.

В своей школе я провела небольшой социологический опрос, учащимся 5-9 классов было задано несколько вопросов: Из 25 интервьюированных респондентов на вопрос: Интересно ли тебе твое родословие да ответили 25 учащихся.

На второй вопрос: Стремишься ли ты узнать что-то о прошлом своей семьи? Да – ответили 25. На третий вопрос. Хранишь ли семейные ценности? Да ответили – 20.

Четвёртый вопрос звучал так: Кто-то из твоих родственников занимается вашим родословием? Да – ответили -5.

На пятый вопрос: Как ты думаешь, интересно ли изучать своё родословие? Да – ответили- 15 учащихся.

Шестой вопрос: Хотели бы вы посетить практическое занятие по родословной. Да ответили -15.

Для тех, кто захотел стать хранителем семейной истории, для тех, кому интересно прошлое своей семьи, я разработала практическое занятие генеалогии “ Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию”. Занятие построено с учётом среднего детского возраста и по законам генеалогии. Материал занятия, можно использовать на кружках, классных часах, родительских собраниях. Занятие включает в себя семь шагов, я попыталась охватить самые главные вопросы. Универсальность этого занятия в том, что его при необходимости можно расширить, изменить, дополнить как самим учителем, так и в результате исследовательской деятельности детей. Таким образом, моё практическое занятие это методическая помощь “ учителя – учителю”.

Школьнику весьма затруднительно совершить открытие в таких науках как физика, химия, биология и. т.п. Практическое занятие поможет, пусть на любительском уровне, каждому школьнику сделать самостоятельное открытие, выступить в роли семейного летописца, первооткрывателя семейных тайн и в дальнейшем стать хранителем родовой памяти.

При подготовке к занятию учащиеся выступили моими помощниками, помогали составлять презентацию, которая состоит из своих семейных фотографий, приносили ценные семейные документы, записывали легенды семьи. Практика показывает, что можно не интересоваться геометрией, но невозможно остаться равнодушным к семейным легендам и тайнам.

Цель занятия: Формирование нравственной, духовной, социально – ориентированной личности путем приобщения к родоведческой культуре, семейным традициям, летописанию. Пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.

Задачи:

  • обучение работе с генеалогическими семейными документами: метрическими, историческими, вещественными, письменными, устными и другими;
  • формирование навыка составления своей родословной и умения трансформировать ее в различные таблицы и поколенные росписи.
  • вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность по изучению своего рода, семьи.
  • сформировать мотивацию на сотрудничество родителей и учащихся в едином творческом процессе сохранения родовой памяти.

Ожидаемые результаты: Подготовка и оформление самостоятельной исследовательской работы родоведческого характера на Всероссийскую гуманитарно- просветительскую конференцию

“История моей семьи – страница многовековой истории Отечества”, которая ежегодно проходит в г. Казани.

В конце своего занятия я говорю учащимся такие слова: “ Восстановление семейной истории очень увлекательное занятие, ты почувствуешь себя детективом, летописцем, писателем, художником, фотографом. Взрослые и я оценю ваши усилия, а потомки будут гордиться. Да вы и сами, будите гордиться собой, стоит, только начать. А начать стоить! Запаситесь терпением, старанием, аккуратностью и вперед”.

Цель: Развитие познавательного интереса к практической генеалогии, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность по изучению своего рода, семьи.

Задачи: Познакомить с методами, со словами – терминами, необходимыми в работе над своей родословной. Способствовать развитию творческих способностей в занятии генеалогией.

Расширить познание в области генеалогии. Побудить учащихся заниматься этим увлекательным и полезным занятием. Вовлечь учащихся в научно- исследовательскую работу по генеалогии и семейной проблематики.

Эпиграф занятия: “Родство умей счесть и воздай ему честь”. Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя” А.С.Пушкин.

Ход занятия

1. Показ слайдов семей учащихся под песню. “Мир не прост”.

Учитель. Тема нашего сегодня практического занятия, перед вами.

Показ слайда 1 “Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию”. Что же такое род, родословие? 1 Род – совокупность людей, живших в разные исторические времена, происходящих от одного предка по мужской линии.

2 Родословие – это последовательный перечень поколений людей одного рода, с определёнными сведениями о каждом из них.

Слова учителя. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, наука о родстве переживает в России своё возрождение. Изучением истории своей семьи, рода, фамилии могут заниматься люди разных возрастов. Если вы хоть раз задавали себе вопрос: Кто я? Кто мои предки? Где и откуда мои корни? Ответить на эти вопросы поможет генеалогия, если вы будите её изучать. Прав был поэт 19 века А.С.Пушкин, записав однажды: “ Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”. Слайд Мы с вами не хотим быть дикарями, и Иванами, которые не помнят своего родства? Поэтому Эпиграфом нашего занятия я снова взяла слова А.С. Пушкина “Родство умей счесть и воздай ему честь”. Слайд, см. Приложение 1.

Вопрос к классу: Как, вы понимаете эти слова? ( Предполагаемый ответ. Нужно научиться изучать, исследовать свой род, семью, сохранять родовую память. Гордиться прошлым своего рода, своих предков, быть достойными своего рода, не повторять ошибок. Знание своего рода, заставляет нас вспоминать о фамильной чести, трудолюбии, с детства учит любить родных, помогать им.)

Слова учителя. Нужно понять, что мы звено в непрерывной цепи, протянутой из прошлого в будущее. Если мы сегодня здесь, значит, существовало звено нашего предка и 19в и 18 в и ранее. И это очень интересно и познавательно. В.О.Ключевский сказал что: “ Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя”. Слайд. И с этим трудно не согласиться. И, конечно история вашего рода, семьи неразрывно связанна с историей страны. Изучая, историю рода вы больше узнаете и запомните из истории нашей страны. Получается интересная связь:

“Я – семья – род – народ” Слайд.

Слова учителя. С учениками 7-го класса мы провели социологический опрос. Показ слайд

Учащимся нашей школы было задано 6 вопросов. Из 25 интервьюированных респондентов на вопрос: Интересно ли тебе твое родословие да ответили 25 учащихся. На второй вопрос: Стремишься ли ты узнать что-то о прошлом своей семьи? Да – ответили 25. На третий вопрос. Хранишь ли семейные ценности? Да ответили – 20.Четвёртый вопрос звучал так: Кто-то из твоих родственников занимается вашим родословием? Да – ответили -5, На пятый вопрос: Как ты думаешь, интересно ли изучать своё родословие? Да – ответили- 15 учащихся. Шестой вопрос: Хотели бы вы посетить практическое занятие по родословной. Да ответили – 15.

Слова учителя: те, кто захотел посетить практическое занятие, приглашены сегодня на него. У вас есть желание стать летописцем своей семьи, вы хотите изучить исследовать прошлое вашей семьи, тогда вы должны запастись терпением, аккуратностью и конечно, вооружиться знаниями, с некоторыми из них, я сегодня вас постараюсь познакомить. Исследователь своей семьи, а вы я думаю, будите ими. Должен знать родословные понятия. Давайте проверим, знаете ли вы их?

Показ слайда. Я для вас приготовила кроссворд. Для удобства кроссворд имеется и на ваших партах, возьмите карандаши, ручки и отгадывайте прямо на листах, которые вам останутся на память. Если вы правильно отгадаете слова, то узнаете, как называется наука о родственных связях.

Вопросы:

1. Ты и твоя родня.
2  Место, откуда ты родом.
3. Основатель рода, семьи.
4. История твоей жизни.
5. Семейная ценность.
6. Растение, часто используемое для изображения родословия.
7. Графический символ рода.
8. Документы и фотографии семьи.
9 Ты сам.

Показ слайд с ответами: Получилась слово генеалогия – наука о родственных связях. Буквально, с греческого языка

“учение о происхождении”. Давайте чуть продолжим работу над генеалогической терминологией. В настоящее время в системе русского родства существует большое количество терминов. Есть термины, обозначающие кровное родство: мама, папа, сестра, брат продолжите. Есть термины, обозначающие духовное родство крёстный, крестная, продолжите кум, кума, крестник, крестница отец посажёный. И 16 терминов, обозначающих родство по браку.

Показ слайда. Деверь – брат мужа, Золовка – сестра мужа. Невестка – жена мужа. Свёкор – отец мужа. Свекровь – мать мужа. Тесть – отец жены. Тёща – мать жены. Шурин – брат жены, Свояк – муж сестры жены. Шурин – родной брат жены. Свояки – мужчины женатые на сёстрах. Вдова, вдовец, жених, сват, сватья. Я взяла самое трудное родство по браку. Мы с вами вместе справились. И так как вы думаете, какой первый шаг нужно сделать, чтобы начать изучать свою родословную?

Первый шаг. Выучить родословные термины. Знание терминологии повышает уровень и значимость вашей исследовательской работы. Слайд

Слова учителя. И так вы твёрдо решили заняться изучением своей родословной.

Вопрос к классу. Как, вы думаете, кто будут ваши первые помощники в этом благородном деле? Кто, на сегодняшний день знает больше вас, о вашей семье? Конечно, старшие члены вашей семьи; бабушки, дедушки, прабабушки. Вы обязательно должны с ними поговорить, расспросить их о вашей семье. Беседа со старшими о жизни родных важный момент, умейте “разговорить” старших, ищите подходящий момент. Часто помогают семейные праздники, семейные вечера, имейте под рукой записную книжку и спрашивайте, используя следующие вопросы. Которые я распечатала для каждого из вас в помощь. Пользуйтесь ими при разговоре со старшими.

Показ слайда анкеты. Первичная анкета члена рода.

Указывается исследуемый род _________________________________________

  1. Ф.И.О. указывается исследуемый___________________________________
  2. Дата и место рождения-___________________________________________
  3. Дата смерти, для тех, кого уже нет в живых.___________________________
  4. Какое образование получил, где.____________________________________
  5. Сословие, для тех, кто родился до 1917 г._____________________________
  6. Место работы или службы, звание должность ________________________
  7. Участвовал(а) ли в войнах, сражениях, когда, кем _____________________
  8. Имеет ли награды, знаки отличия___________________________________
  9. Имена и даты рождения детей______________________________________

II

  1. Ф.И.О. отца (исследуемого), даты жизни, место рождения, род занятий_____________________________________________
  2. Ф. (девичья) И.О матери (исследуемого), даты жизни, место рождения, род занятий__________________________________

III

  1. Жена(муж) исследуемого Ф.И.О.____________________________________
  2. Дата жизни и место рождения______________________________________
  3. Дата и место регистрации брака_____________________________________
  4. Род занятий мужа(жены)___________________________________________

Дата составления _______________. Кто составил_____________________

Слова учителя. Записывайте в свою записную книжку, семейные легенды, которые передаются из поколения в поколение, привычки в роду, чудачества, профессиональные традиции. Это очень обогатит и эмоционально окрасит ваше родословное исследование. Думаю, вы понимаете, о каких семейных легендах я говорю. Вот, например легенда из нашего рода. Мой прадед Ефим по материнской линии жил в 19 веке и, как и все страдал от малоземелья. И вот в очередной раз, разговаривая с барыней, он просил прибавить земельный надел, и услышал в ответ “ Переплывёшь реку, а дело была в разгар половодья, получишь прибавку к земельному наделу. И Ефим решил плыть, но до противоположного берега так и не добрался, ноги свело судорогой, и он стал тонуть. Крепостные крестьяне, среди которых был его родной брат Яков, стояли на берегу и всё это видели и тогда Яков, чтобы спасти брата попросил мужчин перевязать его верёвками, и бросился в воду, их вытащили, но прадедушка был уже мертвый. А у него осталось пятеро детей мал – мала меньше. И Яков не оставил их в трудное время помогал растить и вырастил своих пятерых и пятерых родного брата. Думаю, такие легенды есть в каждой семье, не пропустите их запомните и запишите. Павел Флоренский знаменитый математик, богослов, философ написал в “Завещание моим детям”: “ Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать все что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг”.

Слова учителя. Вот как вспоминает свою бабушку заместитель премьер министра РТ, министр культуры РТ Зиля Валеева. Слайд “ Моя бабушка Махибикэ с маминой стороны умерла недавно в возрасте 97 лет. И до последних своих дней не знала праздности и безделья. Даже когда ей было 90, она не прекращала трудиться. Так приехав на дачу, она садилась отдыхать на скамеечку, но неожиданно куда –то исчезала. Потом выяснялось, что спрятавшись от нас за высокими деревьями, бабушка выдергивала сорную траву, иногда довольно большие кусты полыни. А в городе неутомимо вставала в 6 утра и тихо боясь разбудить домочадцев, уходила в магазин за молочными продуктами. Сохраняла и в 90 лет желание быть красивой, одевалось ярко и модно, и даже поражала нас своим умением разобраться в особенностях молодёжный моды, на день рождения правнука покупала ему всегда самую передовую одежду, которую не всем родители даже разрешали носить”.

Читает ученик. А вот несколько воспоминаний о семье М.Ш.Шаймиева Слайд Шаймиева.

“Наша семья жила по законам деревенской жизни. Отец в 4 часа утра уходил на работу. Мы вставали чуть позже, и до школы часа полтора, делали дела по хозяйству. Обязанности были распределены чётко и выполнялись неукоснительно. Перед уходом в школу был семейный завтрак. Папа обычно приезжал позавтракать вместе с нами. Обед получался всегда в разное время, а ужинали всегда вместе. Когда мы выросли и жили своей жизнью, был такой обычай: в воскресенье мы все со своими семьями собирались к маме папе на обед. Это было их требование. Ничего особенного просто собирались, обедали, разговаривали. Но смысл был глубокий – папа хотел, чтобы мы не отдалялись друг от друга. Проявление внимания и нежности со стороны отца и матери были редки, но тем они для нас дороги. Часто вспоминаю один случай. В те времена мы редко видели сахар. Иногда появлялся кусковой сахар, и каждое утро за завтраком мама откалывала каждому из нас по маленькому кусочку. Однажды папа взял свой кусочек повернулся ко мне и сказал: Минтимир, у тебя ведь сегодня экзамен и голова должна работать четко”. Положил свой сахарочек в мою чашку. В этом жесте было всё и забота и любовь и нежность! И я это запомнил навсегда”.

Второй шаг. Не откладывайте на завтра, то, что можно узнать сегодня из истории вашего рода, особенно, если эту информацию хранят люди пожилого возраста. Показ слайда

Слова учителя. История рода, семьи это не отвлечённое понятие, а жизнь конкретных людей, отраженная в документах. В каждой семье есть семейный архив, где хранятся те или иные документы, свидетельства о рождении, аттестаты об окончании школы, справки, удостоверения о наградах, публикации, и конечно фотографии. Знайте, что эти документы ваши помощники они о многом могут вам поведать. Вот, например документ из семьи Ромадановских – изучить по изображению на экране. Что можно узнать. Документ из архива Слушкиных, письма из архива Мольковых. Показ публикации о семье Бочковых.

Слова учителя. Бережно и очень внимательно относитесь к старым фотографиям, особенно те которые находятся в рамках. Фотография моего деда Дмитрия по линии отца долго висела в рамке на стене и хранила тайну, я не знала его, его даже не помнил мой папа. Что за тайна? Просто на обратной стороне фотографии было письмо к моей прабабушке, называлось её имя. Так я узнала, что имя моей прабабушки Лукерья Фроловна. Сформулируйте третий шаг, который вам поможет в исследовании вашего рода. Показ слайда

Третий шаг. Изучайте семейный архив. Бережно и аккуратно к нему относитесь. Показ слайда

Памятка

Как хранить документы из семейного архива.

  1. Никогда не выбрасывай старый документ.
  2. Не пытайся реставрировать: нельзя подклеивать, наклеивать на картон, использовать липкую ленту.
  3. Нельзя хранить документ в пластиковых файлах.
  4. Фотографии подписывайте только карандашом, нельзя наклеивать фотографии в альбом.

Слова учителя. И так изучен семейный архив, можно и нужно находить сведения о своём роде в государственных архивах. В архив пишут запрос по специальному образцу.

Генеалогический запрос. Показ слайда

  1. Ваше Ф.И.О.___________________________________
  2. Ваше местожительство__________________________
  3. Цель Вашего Запроса: о ком и о чём вы хотите узнать, на какие вопросы хотите получить ответ. Постарайтесь сообщить всё, что вам известно о данных запрашиваемого человека __________________________

Внимание услуга архива платная, если вы обращаетесь письмом по почте.

Архивов очень много хочется назвать некоторые Российский государственный архив древних актов 119435 г. Москва ул. Пироговская, д. 17. Российский государственный архив древних актов.

Национальный архив Республики Татарстан 420 111, Казань. ул. Кремлёвская,д. 2/6 Национальный архив РТ Показ слайда

В архивах большую информацию о своём роде можно найти в Метрических книгах.

  1. Метрические книги – это запись родившихся, сочетавшихся браком, умерших людей по годам с 18 века.
  2. Исповедные росписи – это посемейные списки, в которых отмечались место жительства, социальное положение семьи, указывался, глава семьи и другие члены семьи по именам и возрасту.
  3. Ревизские сказки – перепись населения с 1719 года. Из них можно узнать имя, отчество и фамилию главы семьи, его возраст, имя отчество каждого члена семьи с указанием возраста и отношение к главе семьи. Если среди ваших родственников были священнослужители основным источником информации могут быть.
  4. Клировые ведомости – церковные записи, в которых велись сведения о священнослужителях, сообщали его образование, продвижение по службе, и даже склонности и таланты.

Назовите четвёртый шаг в исследование вашего рода. Архивы – основные хранилища исторической и генеалогической информации. Обращайтесь в государственные архивы за помощью. Показ слайда

Слова учителя. Современный исследователь не может обойтись без Интернета. Очень много информации на сайтах; www. vgd.ru Всероссийское генеалогическое древо сайт в настоящее время является одним из наиболее посещаемых. Многие с его помощью находят родственников, однофамильцев. Кроме того содержит историческую и справочную информацию. Сайт; www.genealogia.ru постоянно обновляет генеалогическую базу данных. Показ слайда

Назовите пятый шаг в ваших исследованиях. Учитесь пользоваться интернет – ресурсами для составления вашей родословной. Показ слайда Настоящий исследователь своей семьи должен быть любознательным, любопытным, интересоваться, задавать вопросы. Знаете ли вы, как произошла фамилия вашего рода.Ученица 6 класса Ваняшина Настя провела небольшое исследование на тему “Происхождение русских фамилий”. Послушаем. Показ слайда о фамилиях

Шестой шаг изучайте фамилии рода. Они незримо связывают вас с вашими предками.

Слова учителя. Французский историк Шарль Мартен сделал интересные подсчеты, у каждого из нас с вами один отец и мать, 2 деда и 2 бабушки,4 прабабушки и 4 прадедушки, значит 16 прапра. В 10 колене рода у каждого из нас по принципу геометрической прогрессии 1024 предка. Поэтому в родоведении разработана общая методика составления родословных таблиц. Выделяется два главных вида восходящее и нисходящее.

В восходящем родословии начинают с определенного человека, затем идут по восходящим ступеням или коленам к отцу, деду, прадеду и т.д., от известного к неизвестному. Запись надо начать с себя, себя считают первым поколением, своих родителей вторым и так далее. Если в восходящих поколениях записывают только прямые предки мужчины, такая таблица называется. Мужское восходящее родословие выглядит как линия, поскольку в каждом поколении показан только один предок мужского пола. Фамилия в мужских родословиях только одна. Например: Показ слайд

  • Дадыкин Яков Андреевич * (1993)
  • Дадыкин Андрей Владимирович отец * (1969)
  • Дадыкин Владимир Семёнович дед * (1944)
  • Дадыкин Семён Ефимович прадед * (1905)
  • Дадыкин Ефим Емельянович прапрадед *(1855)
  • Дадыкин Емельян прапрапрадед * (1835).

Если эту схему дополнить именами жен сестер, братьев, то она будет смешанной восходящей. Составление родословной лучше всего начинать сразу со смешанной восходящей таблицы и вносит в неё всех членов семьи. Этот вид родословной обычно начинают, составлять по памяти живых членов рода не обращаясь, архивы. По ней сразу видно, какие вопросы у вас возникают.

В нисходящем родословии начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к потомкам. Мужское нисходящее родословие указывает все потомство родоначальника, происшедшее только от мужчин, с указанием имени их супругов. Смешанное нисходящее родословие показывает все потомство данного родоначальника, независимо от пола.

Родословие можно оформить в виде древа. В восходящем стволом обозначен человек, от которого оно строится, разветвлением – его родители, ветвями помельче – дедушки и бабушки и т.д. Издалека их не различишь, но в основании нисходящего родоначальник, а в кроне – потомки. Попробуйте, заполнить восходящее смешанное родословие.

В Западной Европе имели обыкновение раскрашивать свои родословные дерева: мужчин, имеющих потомство, писали на желтом фоне, не имеющих детей – на красном, замужних женщин – на лиловом, девушек – на синем. Всех живых рисовали на зеленом фоне, мужчин – на более темном, женщин – на более светлом. Мужские имена писали в прямоугольниках или ромбах, женские – на кружках или овалах. Но это не правило, в России так делали редко.

Родословная таблица – это то же самое, но безо всяких вольностей и украшательства. Каждое поколение расположено строго на одной горизонтали. Старшинство лиц в каждом поколении идет слева направо. Восходящую таблицу начертить более-менее легко, нисходящую трудно, мешает разное число имен в каждом поколении и потомков у каждого человека. Сейчас в составлении родословной таблицы помогают компьютерные программы. Показ нашего рода на компьютере. Слайд. Древо жизни. Существуют и другие способы оформления родства, например поколенная роспись.

Поколенная роспись – это нисходящая родословная, которая указывает основные сведения о человеке по поколениям. Номер поколения обозначают римской цифрой посередине листа. В начале первый строки пишут порядковый номер по родословный таблицы, затем указывают порядковый номер отца. В поколенных росписях такие слова как родился, женился, умер и другие заменяют условными знаками они перед вами. Слайд

В таблицах используют сокращения и знаки:
И. – имя (отчество исключено, восстанавливается по имени отца)
Ф. – фамилия
Т/П – титул, профессия (род занятий, социальное положение, специальность, звания, ранги, чины и т.п.)
* 1833 – родился в 1833 году
+ 1891 – умер в 1891 году
Х 1890 – женился в 1890 году
)( 1888 – развелся в 1888 году
(+) 1895 – погребен в 1895 году.
Каждому имени в таблице присваивают свой номер.

Седьмой необходимый шаг в исследовании. Правильно оформляйте свои родословные. Учитесь составлять поколенную роспись.

Сейчас у нас в Казани каждый год проходит Всероссийская гуманитарно- просветительская конференция “История моей семьи – страница многовековой истории Отечества” показ слайда. На конференцию присылают свои работы по родословию учащиеся среднего и старшего звена со всей нашей страны, начиная с октября по март. В этом году мы отослали одну работу посвященную семье Васильевы. Мне очень хочется, чтобы вы собирали материал по своей семье и участвовали в этой конференции.

Восстановление семейной истории очень увлекательное занятие, ты почувствуешь себя детективом, летописцем, писателем, художником, фотографом. Взрослые и я оценю ваши усилия, а потомки будут гордиться. Да вы и сами, будите гордиться собой, стоит, только начать. А начать стоить!

Подвести итог. Повторить шаги, ведущие нас к исследованию своего рода. Последний слайд со всеми шагами.