Урок математики в 5-м классе по теме "Высказывание"

Разделы: Математика


Цель урока:

1. Ввести понятие высказывания.

2. Познакомить учащихся с понятиями темы и ремы, истинные и ложные высказывания.

3. Подготовить детей для работы с различными видами высказываний.

Оборудование: рабочие тетради, карточки с заданиями, толковый словарь.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сконцентрировать внимание учащихся на то, что сегодня мы начнем изучение новой, интересной темы, где пригодятся их знания не только по математике, но и по другим предметам.

2. Разгадывание кроссворда

Вопросы:

1. Как называется число в, на которое число a делится без остатка?

2. Как называются числа, которые имеют только два делителя?

3. Как по-другому называются правила, по которым выполняются арифметические действия?

4. Как называется равенство содержащее неизвестное?

5. Как по-другому называется делимое?

6. Как называются числа, у которых больше двух делителей?

Если кроссворд разгадан правильно, то по вертикали получается нужное нам слово логика.

Учитель: Прочитаем получившееся слово. Вы встречались с эти словом? (выслушать все ответы учащихся и сделать вывод)

ЛОГИКА - это наука о законах и формах мышления, позволяющая строить аргументированные рассуждения. Логичный – разумный, последовательный, закономерный.

3. Постановка учебной задачи

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать большой раздел математики: « Язык и логика». Язык, конечно  математический, чтобы речь наша была математически грамотной.

На доске записан № 220 (третий столбик)

12+17 ≥ 29

12+17 ≤ 29

12+17 ≥ 28

12+17 ≤ 28

Учитель:

- Что записано на доске?

- Прочитайте разными способами.

- Найдите лишнее неравенство. Объясните ответ.

- Что вы можете сказать о первых трех неравенствах?

- Почему они верные?

- Как по-другому можно назвать записанные неравенства?

Выслушать ответы учащихся и предложить подобрать синонимы к термину выражение. Если ребятам трудно это сделать, то спросить, где  можно найти синоним и обратиться к словарю. Акцентируя внимание на понятиях предложение и высказывание, поставить перед учащимися задачу.

Учитель: В математическом понимании эти слова обозначают одно и тоже  или нет? Цель нашего урока понять это.

4. «Открытие» детьми нового знания

№ 216 (а, б, г, д, е)

Учитель: На какие группы можно разбить записанные предложения?

ВЕРНЫЕ

б, г

НЕВЕРНЫЕ

е

НИ ВЕРНЫЕ, НИ НЕВЕРНЫЕ

а, д

В Ы С К А З Ы В Н И Я

Учитель дает определение, что называется высказыванием.

- А какими словами можно заменить слова верно и неверно?

5. Первичное закрепление

№ 218 (устно)

Придумать математические высказывания и предложения, которые не являются высказываниями.

№ 223 (самостоятельно записать в тетрадь буквы истинных высказываний)

Учитель вводит понятия тема и рема.

№217(и, к)

Задание на карточках для всего класса.

Учитель: В конвертах лежат отдельно темы и ремы, вам нужно составить высказывания.

ВСЕ ЧЕТНЫЕ ЧИСЛА

 

ДЕЛЯТСЯ НА ДВА

 

ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ

 

НАСТУПИТ ВТОРНИК

 

ВСЕ ЧИСЛА, КРАТНЫЕ 10

 

ОКАНЧИВАЮТСЯ НУЛЕМ

Учитель:

- Прочитайте. Какие из них истинные, какие ложные?

- А теперь поменяйте тему и рему местами.

- Попробуйте сформулировать новые высказывания.

- Какими теперь они стали? Истинными или ложными?

- Сделайте вывод.

Следующее задание. Перед ребятами лежат карточки.

Учитель: Из букв соответствующих истинным высказываниям, составить слово.

П  -   56 – кратное 7

С  -  4 – делитель 12

А  -  23 – составное число

Х  -  в множестве  все числа простые

Е  -  11 – натуральное число

К  -  все четные числа являются составными

У  -  любое число является делителем самого себя

Дети записывают полученное слово в тетрадь. Проверка выполняется после подведения итога урока.

Домашнее задание: № 230 (на выбор), № 231, № 232.

6. Итог урока

Подвести итог урока, поблагодарить ребят за работу. Построить речь так, чтобы последним словом было полученное слово успех.