Программа по социальному воспитанию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида для учащихся 4-х классов по теме "Я и окружающий меня мир"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Наряду с общими требованиями к содержанию образования, ориентированного на создание условий для самоопределения и самореализации личности, особое внимание уделяется развитию адаптивных качеств и расширению сферы умственных возможностей воспитанников в коррекционной школе VIII вида.

В условиях социального и психологического отторжения обществом, неправильного семейного воспитания и своеобразного отношения окружающих к детям, имеющим нарушения в развитии, не может быть сформирована полноценная личность.

Приоритетно социально значимой задачей в деятельности коррекционной школы VIII вида становится своевременная и полноценная подготовка ребенка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни в обществе, формирование умений адаптироваться в неблагоприятных для него условиях, преодолевая различные сложности и противоречия.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает наличие умения и желания трудиться, выстраивать отношения с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми этическими нормами, так же наличии представлении о соответствующих их способностям профессиональных и жизненных перспективах. Эти качества формируются в ходе усвоения ребенком социального опыта.

Воспитанники коррекционных школ – интернатов VIII вида не всегда в достаточной мере владеют необходимыми житейскими знаниями и навыками, что затрудняет процесс их самореализации.

Основное средство осуществления работы – создание условий для моделирования ситуаций с возможностью диагностики и прогнозирования дальнейшего развития личности.

Целью данной программой является: укрепление и расширение адаптивных связей детей с нарушением интеллекта с окружающей действительностью; развитие и коррекция познавательной сферы в процессе освоения окружающей действительности.

Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:

  1. Создание условий для осознания и закрепления детьми своих внутренних личностных и коммуникативных ресурсов;
  2. Моделирование ситуаций, где эти ресурсы могут проявиться, и развиться;
  3. Развитие положительного отношения к труду, обеспечение формирования начальной профессиональной ориентации;
  4. Овладение детьми важнейшими человеческими ценностями, приобретение положительного социального опыта.

Принципы осуществления программы:

  1. Максимально активная позиция учеников. Она предполагает максимальную включенность в групповое обсуждение, свободное высказывание своей точки зрения.
  2. Принцип обратной связи. Он заключается в том, что каждый учащийся может получить информацию о там, как его действия и высказывания восприняты другими.
  3. Принцип адекватного подбора материала к занятиям. Материал подбирается таким образом, чтобы он соответствовал целям программы и предполагал максимальную активность участников.

При отборе материала учитываются возрастные, индивидуальные и психофизические особенности учащихся с нарушением интеллекта.

Основные средства и методы:

  • беседы,
  • круглый стол,
  • экскурсии,
  • групповая дискуссия,
  • тест, тренинги, анкетирование и т.д.

Для проведения занятий будут привлечены следующие специалисты:

  • психолог;
  • социальный педагог.

Предполагаемым результатом данной работы является:

  • готовность учащихся к самоизменению, установлению гибких отношений с окружающей действительностью;
  • знать правила поведения в школе, во время уроков и после;
  • уметь выполнять в процессе проживания правила общения со сверстниками, избегать конфликтных ситуаций;
  • уметь различать общественные услуги, их роли в жизни общества, умение их оплачивать;
  • знать к каким последствиям приводит отсутствие у человека моральных ценностей.

В ходе реализации программы предполагается соблюдение следующих условий:

  • наличие безопасной и защищенной среды пребывания детей в интернате;
  • правильно организованный режим дня;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
  • необходимые материальные условия, нормализующие психофизическое состояние детей;
  • учет фактора готовности детей к выходу в жизнь в зависимости от возрастных и умственных способностей.

Тематический план

Тема

Кол-во часов

Теоретич.

Практич.

1

«Мы школьники»

1

-

2

«Место человека в коллективе»

1

-

3

«Основы этикета»

1

-

4

«Общественные услуги»

-

1

5

«На кого я хочу быть похожим»

1

-

6

«Мир профессии большой»

-

1

7

«Мое место в обществе»

1

-

8

«Человек – профессия»

-

1

9

«Поведение в гостях»

-

1

10

«Мой жизненный путь»

1

-

11

«Телефонный этикет»

-

1

12

«Интересы и склонности»

1

-

13

«Работа почтальона»

-

1

14

«Что такое чувства и что мы о них знаем»

1

-

15

«Мои возможности»

1

-

16

«Дружбой дорожить умейте»

1

-

17

«Кто я? Какие мы?»

1

-

18

«Я – и окружающая среда»

1

-

19

«Знаю ли я себя?»

1

-

20

«Добро и зло»

1

-

21

«Экономный хозяин»

-

1

22

«Правила поведения в банке»

-

1

23

«Мои мечты – мое будущее»

1

-

24

«Конфликтный ли я человек»

1

-

25

«Ведение хозяйства»

1

-

26

«Профессия – медицинский работник»

-

1

27

«Я и мои друзья»

1

-

28

«Жестокость и сочувствие»

1

-

29

«Что такое совесть и как быть честным»

1

-

30

«Принятие решения»

1

-

31

«Рабочее место продавца»

-

1

32

«Планета друзей»

1

-

33

«Отношения с родителями»

1

-

34

«Товарное хозяйство»

-

1

35

«Современные профессии»

1

-

36

«Уверен ли я в себе»

1

-

К тематическому плану составлено содержание программыприложение 1, и собран диагностический материал приложение 2.

Библиографический список

  1. Аралов М. А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М., 2002.
  2. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1983.
  3. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности.- М., 1988.
  4. Вайкер В. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб., 2003.
  5. Герасимов В. А.. Классный час играючи. Выпуск 5. – М., 2003.
  6. Дик Н. Ф. Классные часы в 3 – 4 классах. - Ростов-на-Дону, 2007.
  7. Кряжева Л. Н. развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  8. Попова Г. П. Классные часы. – Волгоград, 2008.
  9. Энциклопедия этикета. – СПб., 1996.
  10. Я познаю мир. Детская энциклопедия: этикет. – М., 1998.
  11. Я познаю мир: культура. – М., 2000.

Детская литература

  1. Загадки.
  2. Крылов А. И. Басни.
  3. Мошковская Э. Вежливые слова. – М., 1978.
  4. Михайлова М. А. Пословицы и поговорки. – Ярославль, 1997.
  5. Носов Н. Рассказы.
  6. Осеева М. В. Волшебное слово.
  7. Родничок. Книга для внеклассного чтения в 4 классе. – М., 1994.
  8. Детские песни: «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева), «Когда мои друзья со мной» (муз. В. Шаинского), «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского)..