Урок русского языка в 7-м классе по теме "Объединители и связыватели (союз как служебная часть речи)"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Формирование представления о союзе как служебной части речи, умения определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, находить союзы в тексте;
  • Развитие теоретического мышления учащихся.

Методические приемы:

  • Аналитическая беседа.
  • Анализ языкового материала.
  • Работа со словарями.
  • Словарная работа.
  • Работа с учебной книгой.
  • Работа по опорной схеме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант (по материалам предыдущего урока).

Фантазия, фантастическая история, громадная терраса, припомнить впоследствии, вследствие опоздания, в течение минуты, в продолжение полугодия, иметь в виду, ввиду заморозков, несмотря на гололед, идти навстречу колонне, изобразить на картине, резиденция президента, опасный период, осязание, на лету.

III. Мотивационное введение.

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Учитель:

- Запишите тему урока. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с еще одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

- Что вы знаете о союзе как части речи? (одна из служебных частей речи, служит для связки однородных членов и простых предложений в составе сложного).

Ученик 1 (с опережающим заданием):

Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

Учитель:

- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).

Учитель:

- Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари Ожегова и Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает еще какими-то важными признаками. Сегодня мы попробуем это установить.

Ученик 2:

Страничка “Это интересно!”

Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

  • “И” – один из самых древних союзов русского языка;
  • Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
  • Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;
  • Союз “И” является исключительно частотным словом.

Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).

IV. Разграничение функции союзов. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

- Запишите два предложения. Сравните их. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы.

1. В саду розы и ромашки, душистый табак и лилии.

2. В саду розы, и ромашки весело головами, и душистый табак воздух ароматом, а лилии важно свои язычки к солнцу.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ], а [ - = ].

- Какие слова вы внесли в схемы? (Союзы).

- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.

Небо на востоке посветлело, и ……
Небо на востоке посветлело и ……

V. Работа по учебнику.

- Проверьте себя по учебнику. (стр. 144, § 54).
- В учебнике написано, что союзы бывают простые и составные. Объясните, как их различать. Спишите составные союзы из рамочки на стр. 144. Запомните их.

VI. Работа по опорной схеме.

- Посмотрите на опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.

С О Ю З

1. По морфологическому составу

Простые:

А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, ДА ТАКЖЕ.

Составные:

Потому что; так как;
После того, как;
Несмотря на то, что.

2. По употреблению

Одиночные:

Песни И стихи.

Повторяющиеся:

И стихи, И песни.

Двойные:

И-и; ни-ни; либо-либо;
Либо я, либо ты.

3. По синтаксическим функциям

Сочинительные:

А) соединительные: и; да; ни-ни; и-и.
Б) сопоставительные: не только, но и.
В) противительные: а; но; зато.
Г) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли.
Д) присоединительные: да и; также; тоже.

Подчинительные:

А) временные: с тех пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) изъяснительные: что.

VI. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.

1. Прочитайте текст и спишите его.

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что низвергаются с гор после дождя.

2. Найдите в тексте союзы. Заключите их в овал.

VII. Игра “Собери пословицу” (работа в парах).

1. Чтобы Надо сильным, смелым быть Напишешь пером
2. Что Не вырубишь топором Родине служить
3. Когда Цену вещи узнаешь С полки не достанешь
4. Так и Руки не протянешь Потеряешь
5. Что Смелый находит то Ворон считает
6. Потому что Рассеянный ничего не знает Робкий теряет
7. Где Там и счастье Много знать
8. Чтобы Надо любить книгу Труд
9. Что Ласковое слово Дерево без корней
10. Что Калач тем и хорош Весенний день
11. Что Человек без друзей Горяч

Ответы:

  1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
  2. Что напишешь пером, не вырубишь топором.
  3. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
  4. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
  5. Смелый находит то, что робкий теряет.
  6. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
  7. Где труд, там и счастье.
  8. Чтобы много знать, надо любить книгу.
  9. Ласковое слово что весенний день.
  10. Калач тем и хорош, что горяч.
  11. Человек без друзей что дерево без корней.

VIII. Резерв. Самостоятельная работа.

Упр. 316 (прочитайте текст, спишите его, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и подчеркивая грамматические основы: 1 вариант – первые 4 строчки; 2 вариант – последние 4 строчки).

IX. Выводы по уроку. Подведение итогов.

- Что называется союзом?
- Какие бывают союзы по морфологическому составу?
- По употреблению?

X. Рефлексия.

- Что из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас, посмотрим, написав синквэйн.

Напоминаю, что синквэйн – это стихотворение из пяти строк.

Правила написания:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами);
  4. Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме;
  5. Последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.

XI. Домашнее задание. § 54, упр. 313

Презентация.