Программа правового воспитания и профилактики негативных тенденций в студенческой среде на 2007–2011 годы в ГООУ СПО "Россошанский педагогический колледж"

Разделы: Администрирование школы


1. Цели программы:

  1. Создание условий для организации деятельности по профилактике асоциальных проявлений в студенческой среде в образовательном учреждении;
  2. Совершенствование правового воспитания студентов содействующее профилактике негативных тенденций в студенческой среде.

2. Задачи программы:

  1. Обеспечение повышения уровня знаний студентами российского законодательства, права и обязанности гражданина России, устава учебного заведения.
  2. Разработка комплексной системы мер, направленной на ликвидацию противоправных деяний среди студентов.
  3. Расширение знаний студентов о вреде употребления алкоголя, наркотиков, табака.
  4. Повышение активности молодых избирателей на выборах различных уровней.

3. Идея программы – “Знаю и уважаю закон”.

4. Участники программы:

  • Студенты колледжа;
  • Педагогический коллектив;
  • Администрация;
  • Родители студентов.

5. Группа социальной поддержки – специалисты различных профилей:

  • Преподаватели общественных дисциплин;
  • Врач – нарколог;
  • Социальный педагог;
  • Инспектор ПДН;
  • Участковый инспектор;
  • Отдел по работе с молодежью района;
  • Представители прокуратуры.

6. Принципы реализации программы:

  • Комплексность (согласованность взаимодействия образовательного учреждения, родителей, групп социальной поддержки);
  • Последовательность (от идеи до реализации);
  • Многоаспектность (социальный, образовательный, психологический аспект);
  • Дифференцированность (по курсам, по степени вовлеченности);
  • Индивидуализация работы.

7. Условия реализации программы:

  • Программа охватывает весь спектр учебно-воспитательного процесса в колледже.
  • Максимальное использование нормативной базы, федеральных и внутренних локальных актов.
  • В целях более эффективной реализации Программы привлечение к ее реализации всех участников.
  • Оценивается реализация программы поэтапно.
  • Координация деятельности по реализации Программы возлагается на Совет профилактики.

8. Сроки реализации программы – 2007-2011 годы.

9. Ожидаемые результаты от реализации программы.

Принятие программы и ее реализация позволяет:

  • Создать условия для организации деятельности по профилактике асоциальных проявлений в студенческой среде в образовательном учреждении;
  • Расширить число студентов, знающих законы, свои права и обязанности;
  • Уменьшить количество студентов, нарушающих законы;
  • Повысить активность студентов в избирательном процессе.

10. Мероприятия по реализации программы правового воспитания и профилактики негативных тенденций в студенческой среде на 2007-2011 годы.

№ п/п Мероприятия Срок исполнения Исполнители
1 Организационные мероприятия
1.1 Размещение информации о Программе правового воспитания и профилактики негативных тенденций в студенческой среде на стенде в РПК и газете “Учительск” 2007 г. Зам. директора по воспитательной работе, редактор газеты “Учительск”
1.2 Проведение педсоветов, инструктивно-методических семинаров по проблеме профилактики негативных тенденций в подростковой среде 2007- 2011 г.г. Администрация, специалисты групп социальной поддержки
1.3 Разработка методических рекомендаций, пособий в помощь классным руководителям групп для более эффективной работы по профилактике правонарушений и формированию правовой культуры молодежи. 2007-2011 г.г. Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог
1.4 Внесение предложений о включении в перечень факультативных занятий факультатив “Права и обязанности человека и гражданина” 2008 г. Зам. директора по воспитательной работе, преподаватель общественных дисциплин
1.5 Составление социального паспорта учебных групп и студентов из группы “риска” ежегодно Социальный педагог, классные руководители
2. Работа в учебных группах
2.1 Проведение исследования отношения студентов к праву 2007, 2009 Преподаватель общественных дисциплин
2.2 Анкетирование студентов по их отношению к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурения. ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
2.3 Обобщение опыта работы по профилактике негативных тенденций в молодежной среде ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог
2.4 Проведение в учебных группах:

Тематических классных часов по проблеме правового воспитания и профилактике негативных тенденций;

“круглых столов” со специалистами в данной области;

встречи со специалистами в области права.

2007-2011 г.г. Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
3. Проведение тематических общеколледжных мероприятий
3.1 Разработка и проведение конкурсов, вечеров, викторин по правовой тематике 2007-2011 г.г. Зам. директора по воспитательной работе, студсовет, преподаватель общественных дисциплин
3.2 Акции “Нет наркотикам!”, “Один день без сигарет” ежегодно студсовет
3.3 Акция “Молодежь и право выбора” В период предвыборной кампании студсовет
3.4 Проведение месячника по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни у студентов ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог
4. Расширение пространства организованности досуга студентов
4.1 Спортивные секции 2007 –2011 г.г. Руководители секций
4.2 Предметные факультативные занятия, занятия в кружках, объединениях дополнительного образования 2007 – 2011 г.г. Руководители факультативов
4.3 Работа педагогических отрядов “Антарес” и “Макаренковский” 2007-2011 г.г. Руководители отрядов
5. Пропаганда правовых знаний
5.1 Выпуск стенгазет на правовую тематику ежегодно студсовет
5.2 Оформление стенда “Твои права, избиратель!”, “Правовой вестник” 1 раз в полугодие Комиссия общественных дисциплин
5.3 Книжная выставка по плану работы библиотеки В течение года Зав. библиотекой
6. Работа с родителями
6.1 Проведение общих собраний с приглашением специалистов в данной области 2007-2011 г.г. Зам. директора по воспитательной работе
6.2 Выявление и учет малообеспеченных, неполных, многодетных семей; семей безработных, неблагополучных семей ежегодно Социальный педагог, классные руководители
6.3 Обследование жилищно-бытовых условий неблагополучных семей; семей, имеющих детей социально незащищенной категории ежегодно Социальный педагог, классные руководители
6.4 Оказание помощи в получении различных видов материальной поддержки многодетным, неполным, малообеспеченным семьям ежегодно Социальный педагог, классные руководители
6.5 Контроль использования выделенных денежных средств социально незащищенной категории студентов ежегодно Социальный педагог, классные руководители
6.6 Консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка регулярно Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог
7. Участие в мероприятиях по профилактике преступлений и правонарушений на уровне района 2007-2011 г.г. Зам. директора по воспитательной работе, отдел по делам молодежи администрации Россошанского муниципального района
8. Участие в мероприятиях по пропаганде правовых знаний на уровне района 2007-2011 г.г. Зам. директора по воспитательной работе, отдел по делам молодежи администрации Россошанского муниципального района
9. Организация социально-значимой деятельности студентов
9.1 Благоустройство учебного заведения и прилегающей территории 2007-2011 г.г. Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог
9.2 Организация работы студенческих педагогических отрядов 2007-2011 г.г. Зам. директора по педагогической практике
10. Организация взаимодействия между колледжем и группами социальной поддержки (ИПДН, КДН, отдел по делам молодежи администрации Россошанского муниципального района) 2007 - 2011 Зам. директора по воспитательной работе
11. Создание информационного банка данных по профилактике негативных тенденций в подростковой среде 2007 г. Зам. директора по воспитательной работе
12. Подведение итогов реализации программы

2008 год
2009 год
2010 год
2011 год

Сентябрь 2008-2011 годы Совет профилактики
13. Диагностика и мониторинг воспитанности студентов
13.1 Организация мониторинга социального состава обучающихся и их семей сентябрь Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог
13.2 Психодиагностика уровня адаптации студентов I курса Сентябрь-ноябрь Социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе, классные руководители
13.3 Выявление студентов группы риска при проведении тестов на адаптацию Октябрь-декабрь Социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе, классные руководители
13.4 Диагностика ценностных ориентаций студентов сентябрь Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
13.5 Определение уровня воспитанности студентов 1-я половина сентября, 2-я половина апреля Классные руководители, социальный педагог
13.6 Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности студентов Ноябрь-декабрь Классные руководители, социальный педагог
13.7 Диагностика семейного воспитания (анкетирование) В течение года Социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе

11. Оценка эффективности реализации программы.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов воспитательного воздействия.

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением студентов к соблюдению законов, выполнению своего долга

12. Критериями оценки результативности реализации программы являются:

  • Снижение количества студентов, состоящих на внутриколледжном учете, ИПДН, в КДН;
  • Проведение совместно с правоохранительными органами мероприятий по профилактике негативных тенденций в молодежной среде;
  • Развитие творческого потенциала студентов в области пропаганды здорового образа жизни.

Законодательная база социально-правовой охраны семьи и детства и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

  1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 (от 30.11.94. № 51 - ФЗ); ч. 2 (от 26.01.96 № 14 - ФЗ)
  3. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95 № 223 - ФЗ)
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13.06.96. № 63 - ФЗ)
  5. Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан (от 22.07.93. № 5487 -1)
  6. Федеральный закон (от 19 .05.95. № 82 - ФЗ) “Об общественных объединениях”
  7. Федеральный закон Российской Федерации “Об образовании” (от 13.01.96. № 12- ФЗ)
  8. Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских объединений” (от 26.05.96)
  9. Федеральный закон (от 1.08.96. № 107 - ФЗ) “О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования”
  10. Федеральный закон (от 21.12.96. № 159 - ФЗ) “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
  11. Федеральный закон (от 21.12. 96. № 160 - ФЗ) “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса”
  12. Указ Президента Российской Федерации (от 6.09.93. № 1338) “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”
  13. Указ Президента Российской Федерации (от 14.09.95. № 942) “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года” (Национальный план действий в интересах детей)
  14. Указ Президента Российской Федерации (от 18.08.94. № 1696) “О президентской программе “Дети России”
  15. Указ Президента Российской Федерации (от 20.04.96. № 569) “О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально-педагогических средних специальных учебных заведений. И реформирование системы начального профессионального образования”
  16. Указ Президента Российской Федерации (от 14.05.96. № 712) “Об основных направлениях государственной семейной политики”
  17. Конвенция ООН о правах ребенка и Всемирная декларация “Об обеспечении выживания, защиты и развития детей”
  18. Постановление правительства Российской Федерации (от 15.09.95. № 917) “Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами”
  19. Постановление правительства Российской Федерации (от 23.08.93. № 848) “О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей”
  20. Постановление правительства Российской Федерации “Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей” (№ 919 от 3.08.96)

Список литературы:

  1. Агапова Г. В. Методические рекомендации по профилактике асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде \ Г. В. Агапова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006. – 84с.
  2. Азаров Ю. П. Беспризорность и детская преступность - наши беды / Ю. П. Азаров // Воспитание школьников. – 2002. - №7. - С. 60-63.
  3. Антипова Т.В. Портрет подрастающего поколения. Поиск себя в молодёжной субкультуре; кумиры: бегство в мир грёз; ценности современной молодёжи /Т. В. Антипова// Классный руководитель. – 2006. – № 4. - С.102-105.
  4. Зиядова В. П. Почему подросток совершает преступления / В. П. Зиядова // Воспитание школьников. – 2002. - № 8. - С.18-21.
  5. Закон от 21 мая 1999 года “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”// Народное образование. – 1999. - №9. - С.8-28.
  6. Здравомыслова О. Молодёжь: поведение, отклоняющееся от нормы: девиантное поведение, употребление спиртного, курение, наркотики / О. Здравомыслова // Народное образование. – 1999. - № 9. - С.233-236.
  7. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Народное образование. - 2000. - № 7. - С.207-226.
  8. Папина Г. и др. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход/ Г. Папина и др.// Воспитание школьников. – 2001. - № 9. - С.54-60.
  9. Щелин И. Профилактика и коррекционная работа с подростками-правонарушителями / И. Щелин // Воспитание школьников. – 2003. - № 6. - С.27-29.
  10. Юдашина Н. Дети улицы: психологические портреты / Н. Юдашина // Воспитание школьников. – 2002. - № 6. - С.33-36.