Урок-игра "В мире слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развитие речи, мышления, памяти, внимания учащихся;
  2. Закрепление навыков грамотного письма словарных слов;
  3. Активизация, обогащение, уточнение словарного запаса;
  4. Развитие интереса к устному народному творчеству.

Оборудование: игровое поле, табло для записи баллов, карточки с кроссвордом, карточки с ребусами, карточки со словарными словами, карточки с пословицами, карточки с фразеологизмами, карточки с синонимами и антонимами

I. Организационный момент

1. Вступительное слово.

- Дорогие ребята, в рамках недели русского языка мы проводим с вами игру «В мире слов».

2. Правила игры.

1. Класс делится на 2 команды.

2. На доске игровое поле, которое разделено на 4 цветных сектора, каждый сектор подписан, в каждом секторе по несколько заданий.

3. Правила поведения во время игры.

- Внимательно слушай других.

- Отвечай четко, быстро.

- Говори по существу.

- Читай выразительно.

II. Ход занятия

I сектор – «Словарные слова»

1. Разгадать ребус (Приложение 1)

Цель: Развитие лексическое мышления, закрепление умения отгадывать ребусы.

- При ответе учитывается орфографическое проговаривание словарных слов.

I к.

II к.

кровать

сорока

восток

воробей

ворона

комната

девочка

Москва

(Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 4 балла)

2. Кроссворд (команды получают карточки с кроссвордом)

Цель: Активизация словаря. Закрепление правильного написания слов.

- В данном задании учитывается правильность написания слов.

Вопросы для команды I.

Вертикаль:

1. Человек, выращивающий хлеб.

4. Линия кажущегося соприкосновения неба с землей.

8. Он мужчина, она - … .

Горизонталь:

5. Синоним слова «грусть».

9. Слово, близкое по значению слову «рядом».

12. Свидетельство об оплате проезда.

14. У реки есть левый и правый … .

Вопросы для команды II.

Вертикаль:

3. Поездка, круиз.

7. День недели.

Горизонталь:

2. Инструмент для колки дров.

6. Возле самого порога начинается … .

11. Средство связи.

13. Человек, управляющий самолетом.

15. То, что пишут на конверте.

(Оценивание: за каждое слово – 1 балл. Максимум - 7 баллов)

3. Вставь пропущенную букву

Цель: Закрепление написания слов с непроверяемыми гласными.

3 класс

 

 4 класс

 

т . варищ

к . пуста

ч . рный

ст . лица

уч . ник

д . ревня

ур . жай

п . нал

х . роший

с . поги

т . релка

п . беда

яг . да

за . ц

сах . р

м . рковь

с . бака

. дежда

с . лдат

ж . лтый

вдру .

з . вод

пш . ница

ф . враль

л . пата

п . тух

с . годня

н . ябрь

п . льто

п . суда

п . мидор

косм . с

(Оценивание: за каждое слово – 1 балл. Максимум – 16 баллов)

II сектор – «Пословицы и фразеологизмы»

Цель: Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие речи, мышления, памяти.

1. Вспомни пословицы по двум словам.

I к.

II к.

свет – тьма

сани – телега

погибай – выручай

в гостях – дома

встречают – провожают

сделал – гуляй

труд – лень

труд – рыбка

2. Раскрыть смысл выражения одним словом

I к.  

Во весь дух (быстро).

Капля в море (мало).

Душа ушла в пятки (испугался).

Витать в облаках (мечтать).

Дать стрекоча (убежать).

II к.  

Чесать языки (разговаривать).

Зарубить на носу (запомнить).

Морочить голову (обманывать).

Рукой подать (близко).

В час по чайной ложке (медленно).

3. Вспомни пословицу. Впиши слово

- Учитывается правильность написания словарных слов.

I к.  Корова черна, да ______________ у нее бело. (молоко)

     _____________ помнит, кто ее кормит. (собака)

     _____________ не велик, да стоять не велит. (мороз)

II к. Острый ____________ дарование, длинный ___________ наказание. (язык)

     __________________ - зеркало ученика. (тетрадь)

     _______________ сказка сказывается, да не ____________ дело делается. (быстро, скоро)

(Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 3 балла)                                                                       

III сектор – «Мир слов»

Цель: Расширение и обогащение словаря.

1. Подобрать синонимы (близкие по значению слова)

- На данное задание отводится 5 минут. Команды имеют право дополнить ответы команды – соперницы, за что получают дополнительный балл.

I к.  

Ароматный - … (душистый, пахучий, благоухающий, благовонный)

Сказать - … (молвить, проговорить, произнести)

Бой - … (битва, баталия, сражение, схватка, побоище, сеча (устаревшее))

II к.  

Смелый - … (храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный, неустрашимый, доблестный, героический, решительный, дерзкий, безбоязненный)

Смеяться - … (хохотать, хихикать, заливаться, гоготать, ржать, скалить зубы, помирать со смеху, посмеиваться)

Солдат - … (воин, защитник, боец, заступник, вояка, спаситель, витязь, ратник (устаревшие))

2. Подбери антоним (учитель называет слова)

I к.      

белеть - … (чернеть)

ближний - … (дальний)

богатство - … (нищета)

волнение - … (покой)

восход - … (закат)

густой - … (редкий)

вчера - … (сегодня)

II к.

вежливый - … (грубый)

веселиться - … (скучать)

взлет - … (посадка)

восток - … (запад)

встреча - … (разлука)

гладкий - … (шершавый)

выпуклый - … (вогнутый)

(Оценивание: за каждое слово – 1 балл)

IV сектор – «Почитайка»

Цель: Развитие внимания, мышления, техники чтения.

1. Прочитай текст, восстанови смысл каждого слова и предложения в целом.

- На подготовку дается от 3 до 5 минут. Один из участников выразительно читает текст.

I команда:

Киты.

Киты – самые крупные НОТЫЕВИЖ на земле. ДИЮЛТЯСЯТОХО АЗ ТАМИКИ. Из сала китов ЮЧАЛУТОП полезный жир. А АИРЖ у одного кита ЕШОЛЬБ, чем у тысячи РАБАВОН.

II команда:

Мир.

ИРМ – ОТЭ ЛОСЦЕН И ТОСИЧЕ ОЕНБ. Мир – это радостная ЧАСИТЛАВЯС жизнь всех ЮЛЕЙД. Мир – это самое заветное ЛАЖЕИЕН всех СТЕЧНЫХ людей на земле.

2. Какие слова можно составить из букв слова ГРАМОТЕИ.

- На данное задание отводится 2 минуты.

(Герой, море, тема, атом, рота, грот, том, рот и др.)

(Оценивание: за каждое слово – 1 балл)

III. Подведение итогов