Урок русского языка по теме "Проверка парных звонких и глухих согласных на конце слов"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока: формировать представление учащихся о словах, которые нужно проверять; уметь различать парные звонкие и глухие согласные; ознакомить с проверкой слов с парным согласным звуком на конце; формировать умение подбирать проверочные слова; развивать устную речь.

Оборудование: учебник русского языка, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Презентация к уроку

Ход урока

(Слайд 1.)

- Сейчас у нас урок русского языка.

І. Настрой на работу.

(Звучит тихая музыка Чайковского «Утро».)

Улыбнёмся друг другу, ребята.

Сядем поудобнее, смотрим на меня.

Повторяем за мной:

«Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза).
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно,
Я хочу учиться,
Я очень хочу учиться,
Я готов к работе.
Работаю».

- Прочитайте девиз нашего урока. (Слайд 2.)

(«Не пером пишут, а умом».)

- Откройте рабочие тетради запишите дату. (Слайд 3.)

ІІ. Повторение пройденного.

1) - На какое правило эти слова? (Слайд 4.)

Встреч•, ч•щ•, лыж•, ч•до, щ•ка.

(Гласные после шипящих.)

- Давайте запишем эти слова.

Проверка. (Слайд 5.)

- Назовите согласные звуки.

- Назовите звонкие согласные.

- Назовите глухие согласные.

- Назовите парные согласные.

2) - А эти слова, на какое правило? (Слайд 6.)

Руч•а, ёлоч•а, яблоч•ый, реч•ой, ноч•ой.

(ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.)

- Запишите слова в тетрадь.

Проверка. (Слайд 7.)

3) - Что это за слова? Назовите орфограмму. (Слайд 8.)

Аня, Ира, Серёжа, Коля.

(Имена людей пишутся с большой буквы.)

- Напишите своё полное имя.

4) Игра «Назови пару» (Слайд 9.)

Б

 

 

В

 

 

Г

 

 

Д

 

 

Ж

 

 

З

П

 

 

Ф

 

 

К

 

 

Т

 

 

Ш

 

 

С

ІІІ. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 10 – 11.)

Тема: Проверка парных звонких и глухих согласных на конце слов.

Цель урока: Сегодня мы должны научиться проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

ІV. Новый материал.

1. Объяснение.

А) Сказка. (Рассказ учителя.)

«Кто важнее».

В одном королевстве на улице Звонких согласных жили буквы – Б, В, Г, Д, Ж, З, а на улице Глухих согласных – П, Ф, К, Т, Ш, С.

Однажды между звонкими и глухими согласными произошел удивительный спор, кто важнее.

В таких словах, как (Слайд 12.)

  • дубы – ду(б,п)
  • ряды – ря(д,т)
  • утюги – утю(г, к)
  • стрижи – стри(ж,ш)
  • морозы – моро(з,с)

Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова». А глухие в ответ: «А нас всегда произносят в конце слова». И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные.

Которые сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Вы все важны». Вот так гласные и помирили согласных. ( Они взяли и встали рядом с согласными.) До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.

- Какой звук слышится на конце слова дуб? [п]

- Акакую букву нужно писать в этом слове? [б]

- Почему на конце слова нужно писать букву б?

- Прочитайте проверочное слово.

и т. д.

- Запишите эти слова в тетрадь.

Проверка. (Слайд 12.)

Б) Работа с правилом (Слайд 13.)

Вопрос 1. Какие слова прежде, чем написать нужно проверять?

(Звонкий согласный звук на конце слова заменяется глухим, поэтому слова с парным согласным звуком на конце нужно проверять.)

- Прочитайте правило на стр. 98 учебника.

Вопрос 2. Какие слова являются проверочными?

(Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными.)

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 98.

Вопрос 3. Как проверить парный согласный на конце слова?

- Давайте прочитаем правило на стр. 98 учебника.

V. Физминутка. (Слайд 14.)

(Звучит музыка из кинофильма «Красная Шапочка». Дети выполняют движения под музыку.)

VІ. Закрепление.

1) Загадки. (Слайд 15.)

- Отгадайте загадки. Объясните орфограммы в словах отгадках.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб.) (Слайд 16.)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд.) (Слайд 16.)

Берега зелёные,
Вода красная,
Рыбки чёрные.
(Арбуз.) (Слайд 17.)

- Запишите слова отгадки в тетрадь.

2) Прочитайте слова. (Слайд 18.)

зубы –
глаза –
рога –
ножи –
сады –

- Сколько предметов обозначают эти слова? (Много.)

- Измените, слова так, чтобы они обозначали один предмет.

- Какая орфограмма в этих словах? Объясните написание этих слов.

- Запишите слова в тетрадь.

Проверка. ( Слайд 19.)

3) Ребус. (Слайд 20.)

- Подберите слова (названия животных) каждое слово должно оканчиваться на парную согласную.

Проверка (Слайд 21.)

4) Запись предложений под диктовку.

- В каком слове есть изученная орфограмма? Объясните написание этого слова.

- Подчеркните главные члены предложения.

Проверка. (Слайд 22.)

5) Из данных слов составьте предложение. (Слайд 23.)

- Запишите предложение в тетрадь.

сугроб, там, медведь, спит, вот

Проверка. (Слайд 23.)

(Вот сугроб там спит медведь.)

- Объясните орфограммы в словах.

- Назовите главные члены предложения.

6) Рассмотрите рисунок. (Слайд 24.)

- Назовите слова, в названиях которых на конце слов есть парные звонкие глухие согласные.

- Объясните орфограмму в этих словах.

- Как проверить парный согласный на конце слова?

- Запишите слова в тетрадь.

(Паровоз, поезд, состав, мост, столб, дуб, воз, лошадь, груз.)

7) Работа с учебником. (Слайд 25 – 26.)

Стр. 99 № 171.

- Прочитайте задание.

- Выполните это упражнение самостоятельно.

Проверка. (Слайд 27.)

VІІ. Итог урока. (Слайд 28.)

- Что нового узнали на уроке?

- Как проверить парный согласный на конце слова?

- Чем ещё занимались на уроке?

Д./З. (Слайд 29.) Стр. 98, правило, стр.100, упр. 172.