Урок математики в 6-м классе по теме "Основное свойство пропорции"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Повторить правила умножения и деления дробей, действия с модулем;
  • Знать основные определения по теме;
  • Закрепить знание основного свойства пропорции;
  • Уметь применять знания теоретического материала на практике;
  • Развивать навыки самостоятельной работы, контроля и самоконтроля;
  • Воспитывать интерес к предмету, активность.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок – путешествие.

Класс разбивается на 3 экипажа (по рядам).

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, бортовые журналы, презентация.

Ход урока

Учитель: (Слайд 1)

Сегодня мы с вами, ребята, совершим космический полёт по маршруту “Земля – Пропорциямудрия” на звездолётах, командирами которых вы являетесь. Только вы разобьётесь на три экипажа (по рядам), чтобы смогли помочь друг другу во время полёта. Как вы думаете, почему планета, до которой мы летим, называется Пропорциямудрия? (Так как мы изучаем пропорцию).

Пожелания друзей перед полётом. (Устный счёт. Слайды 2,3).

  1. Что называется пропорцией?
  2. Как называются члены пропорции?
  3. Назвать крайние члены пропорции: .
  4. Назвать средние члены пропорции: 20 : (-5) = -8 : 2.
  5. Сформулируйте основное свойство пропорции.
  6. Проверьте, является ли пропорцией данное равенство:
  7. Раскройте скобки: 7 (2х – 5), -2(-3х – 8).

Учитель: Как положено перед полётом сдаётся рапорт Председателю комиссии полётом, (которым является на этом уроке учитель). Как Председатель комиссии желаю вам успехов в работе, быть внимательными, аккуратно выполнять записи в тетрадях. Необходимая документация и оборудование в полном порядке. (В тетради записываем число, классная работа).

Объявляю готовность №1. (Эстафета. Слайд 4).

(План проведения эстафеты. Ученикам предлагается несколько заданий, который нужно выполнить, но не по порядку, а следующим образом: сначала выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом; выполнив его, получаем номер следующего задания и т. д.)

  1. Укажите большее из чисел: -5; 4; ; 0; -9.
  2. Найдите х из пропорции .
  3. Вычислите: .
  4. Вычислите: -12,5 + 3 + 14,5 - 3.
  5. Укажите число, противоположное числу -1.

Учитель: Экипажам слушать и выполнять команды Центра. Всем членам экипажей приступить к операции “Компьютер”.

Начинаем проверку блока памяти. (Работа с перфокартой. Слайд 5).

(Предлагается 5 примеров. Ответ каждого примера находиться в этой же строчке. Решили первый пример, записали под какой цифрой находится его ответ, и т.д. Получаем код из пяти цифр).

I вариант Ответы II вариант
1 2 3 4
0,5 2,5
6,4 7,2
10,7 2
1,5
1,3

Учитель: Внимание! Записали код в бортовые журналы. Экипажам проверить готовность всех систем. Сверяем коды решений. (Слайд 6).

Проверяем и выставляем себе оценку. За одну ошибку ставим “4”, за две ошибки – “3”.

Полёт начался в точно назначенное время. Но что это? Экипажи попадают в магнитное поле планеты “Решегония”, которая притянула космические корабли. А её жители выразили недоверие к космонавтам и решили проверить, действительно ли на борту корабля находятся “великие пропорциямудрецы”.

(Слайд 7).

(На листочках в виде красочных комет даётся по 2 примера каждому экипажу. Выходят сразу 6 учеников к доске. Остальные члены экипажей решают в тетради. Если была допущена ошибка в примере на доске, то экипаж в конце решения имеет право её исправить, но снимается балл).

1 ряд а) ; b)

2 ряд a) ; b)

3 ряд a) ; b)

(По итогам этого задания ставим в бортовом журнале оценку).

Учитель: Путь свободен! Полёт продолжается по заданному маршруту. Впереди показались Драконы! (Слайд 8).

Без паники! Приготовиться к отражению атаки Драконов.

(Даётся по 1 примеру на экипаж. Следующие ребята выходят решать к доске, а остальные выполняют в тетради).

1 ряд

2 ряд =

3 ряд

Учитель: Скоро наши экипажи достигнут цели. Что же это такое? Нас поджидает новое препятствие – метеоритный дождь. С кораблей был пущен SOS в Центр управления полётом. На помощь спешат друзья, которые возвращались на Землю с планеты “Транспортирия”. Работаем в диалоговом режиме.

(Слайды 9,10).

(Работа на два варианта, после самопроверка).

I вариант.

II вариант.

Учитель: Полёт успешно завершён. Приготовиться к пресс-конференции с корреспондентами космовидения различных планет Солнечной системы.

(Слайды 11, 12).

(Учитель читает условия задач, ребята записывают краткое условие и решают. Взаимопроверка).

Задачи:

Из 300 кг молока получают 63 кг сливок. Сколько необходимо взять молока, чтобы получить 84 кг сливок?

16 рабочих выполняют некоторое задание за 12 часов. За какое время выполнят это задание 4 рабочих с той же производительностью труда?

Учитель: А теперь за дело взялись медики. (Слайд 13) Получаем домашнее задание: №

И ещё осталось время для звонка домой. Родные и близкие с волнением следили за вашим полётом. Отправляем им привет. (Слайд 14).

(Самопроверка).

Учитель: На планете “Пропорциямудрия” сдаём бортовые журналы. (Слайд 15).

Спасибо, ребята, за хороший полёт! (Итоги подводятся к следующему уроку).