Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Администрирование школы


Аннотация:

В докладе представлена работа МОУ «Гимназия №3 г.Горно-Алтайска» по внедрению ИКТ в образовательный процесс. Проанализирован уровень оснащенности компьютерной техникой и готовность педагогов к работе в условиях компьютеризации образовательного процесса. Представлены пути решения проблем через организацию методической поддержки педагогов. Показаны различные виды использования компьютера на уроках и в организации внеурочной деятельности.

Проблема:

Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс идёт медленно. На невысоком уровне осуществляется обучение педагогов. Не все преподаватели обладают навыками пользователя ПК и поэтому испытывают трудности в организации своей педагогической деятельности, не могут в полноценно использовать компьютерные технологии, что требует постоянной их подготовки и методической поддержки со стороны администрации гимназии.

Пути решения:

Для оптимального использования компьютера в образовательном процессе гимназии решается целый ряд организационно-педагогических проблем, таких как определение форм использования компьютера в урочной и внеурочной работе и подготовка педагогов к работе с компьютером.

В работе заместителя директора по информатизации школьного образования обязательным компонентом является оказание консультативной и методической помощи учителям-предметникам. Для того чтобы как можно более полно использовать материально-техническую базу, с учителями постоянно проводятся семинары и практикумы.

В 2008-2009 учебном году были проведены следующие семинары:

  • практическое занятие для учителей по освоению программы MyTest;
  • семинар-практикум Microsoft Office PowerPoint;
  • семинар-практикум «Создание Web-страниц»;
  • семинар «Образовательные ресурсы сети Интернет», практические занятия;
  • практическое занятие по использованию интерактивной системы eBeam Interact.lnk.
  • круглый стол «ИКТ в начальной школе»;
  • круглый стол «Применение интерактивной доски SmartBord на уроках естественно-научного цикла»;
  • семинар-практикум «Почтовый ящик. Регистрация. Отправка письма»;
  • семинар-практикум «Сеть творческих учителей. Регистрация в сети»;
  • семинар «Ресурсы сервера гимназии».

Гимназия реализует следующие модели информатизации образовательного процесса:

  • использование готовых электронных пособий;
  • выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
  • электронные тесты;
  • ресурсы сети Интернет.

Работа с готовыми электронными изданиями.

В медиатеке гимназии есть такие виды пособий, как:

  • электронные учебники;
  • электронные энциклопедии, справочники;
  • игровые программы для детей;
  • электронные карты и атласы;
  • задачники;
  • тренажеры;
  • тесты;
  • готовые уроки;
  • методические пособия для учителя и мн. др.

Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Неотъемлемой частью образовательного процесса стали уроки-презентации. Часто на уроках приходится выносить на доску большое количество различного материала, как с использованием мела, так и бумажных. Это занимает большое количество времени и места на доске. Такое неудобство легко разрешается с помощью слайдовых презентаций.

Повышается эффективность урока: активизируется восприятие материала обучающимися за счет слуха и зрения, учитель может применить за урок существенно больший по объему и разнообразию материал.

Электронные тесты.

Электронные тесты, в отличие от обычных тестов на бумажных носителях, позволяют сразу же получать, фиксировать и анализировать результат. Учитель может использовать готовые электронные тесты или создавать свои. Даже при наличии одного компьютера в кабинете, во время урока можно протестировать до 10-и учеников, а заодно решается проблема накопляемости оценок.

Ресурсы сети Интернет.

«В настоящее время начинается освоение и использование коллекций цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения.

Создается большое количество цифровых информационных источников и инструментов, размещаемых в специальном хранилище и доступных каждому школьнику и педагогу, родителю и методисту. Это хранилище работает с 1 сентября 2006 г. по адресу в сети Интернет http://www.school-collection.edu.ru/. Постоянно пополняемая и обновляемая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов должна стать своеобразной "электронной Ленинкой". Каждый учитель может подобрать из хранящихся здесь объектов материал к своему уроку или курсу.»[1]

Учителя гимназии применяют ИКТ в разных условиях, когда кабинет оборудован:

  • 1 компьютер;
  • 1 компьютер, интерактивная доска, проектор;
  • компьютер, проектор, экран;
  • компьютерный класс.

Наиболее выгодный вариант для учителя-предметника – это интерактивная доска (в гимназии их 7). «Интерактивные SMART-технологии — это уникальный инструмент для смены парадигмы образования с репродуктивной на креативную...» [2].

В режиме интерактивной доски учителя гимназии используют готовые электронные пособия, выступление с опорой на мультимедиа презентацию, электронные тесты, ресурсы сети Интернет и непосредственно виртуальные уроки.

Результаты:

Количество учителей, применяющих ИКТ на уроках и внеклассной работе постоянно или периодически, составляет 41% (31 педагог), из них 16 педагогов повысили квалификацию в своих предметных областях по использованию ИКТ на уроках.

На школьном сервере сформированы папки по методическим объединениям и предметным кафедрам с материалами ресурсов сети Интернет http://www.school-collection.edu.ru/, http://www.englishmedialab.com, http://www.manythings.org/lulu/d1.html#, http://forums.longman.com/, http://www.itests.com/, http://www.pearsonlongman.com/, созданы коллекции презентаций учителей-предметников, установлены готовые программные продукты. По локальной сети учителя имеют возможность использовать ресурсы сервера непосредственно на уроках в своих кабинетах.

Участвуя в Открытый урок и Портфолио мы получаем электронные версии работ всех участников фестивалей.  

Включив компьютер в учебный процесс, учитель экономит время урока, тем самым, увеличивая плотность урока и объём выполненных заданий; реализуется принцип наглядности, что очень важно для учащихся начальных классов; становится намного проще управлять неустойчивым вниманием детей, возрастает интерес и повышается активность учащихся на уроке.

Литература:

  1. Всероссийский интернет-педсовет 03.09.2007 http://pedsovet.org/
  2. Сергей Кувшинов, директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ.