Модель эффективного управления образовательным учреждением

Разделы: Администрирование школы


В условиях глобальной конкуренции человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность, прогресс, альтернативой достижения лидерских позиций. В связи с этим изменение подходов к образованию выходит за рамки социальной сферы и переходит в сферу государственных интересов. Не случайно, Президент России в Послании Федеральному Собранию выступил с инициативой, получившей название “Наша новая школа”. Именно пять ключевых положений инициативы Президента легли в основу стратегии модернизации образования. Целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Приоритетом государственной образовательной политики становится достижение современного качества образования.

В связи с этим возникает проблема оценивания качества школьного образования. Часто понимание качества образования сводится лишь с качеством знаний обучающихся и в подтверждении неэффективности деятельности образовательных учреждений приводят количественные показатели качества ЗУН, результаты итоговой аттестации выпускников, и наиболее веским аргументом в некачественной деятельности школ приводят результаты ЕГЭ. Хотя встречается и такое мнение, что качество образования не тождественно качеству обученности. При оценке эффективности деятельности того или иного образовательного учреждения, необходимо не только учитывать уровень знаний, но и условия образовательного процесса и привлекаемые ресурсы. Поэтому под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования данного образовательного учреждения. На страницах педагогической печати на проблему оценки качества деятельности школы имеет распространение еще одна точка зрения. Например, авторы учебного пособия “Оценка деятельности современной школы” А.Е.Бахмутский, И.Э.Кондракова, С.А.Писарева при оценке качества образования предлагают системный подход, т.е. использование внутренней и внешней оценки деятельности учреждения. Теоретические и практические основы качества образования раскрыты в работах М.Поташника, Т.Шамаевой, И.Лернера, П.Третьякова и др. К видам внутренней оценки эффективности деятельности учреждения можно отнести:

  • Лицензирование.
  • Аккредитация.
  • Инспектирование.
  • Аттестация .
  • Внутришкольный контроль.

В современных условиях пристального внимания государства и общества к образованию, в частности, к деятельности школ, нет необходимости убеждать об усилении роли государственно-общественного управления. Открытая обществу (социуму) школа подразумевает ее активное взаимодействие с “ближайшей социальной средой”, что, в свою очередь, предполагает изменения в таких областях школьной жизни, как управление, организация образовательного процесса. Именно, общественная экспертиза становится наиболее важным инструментом внешней оценки качества результатов образовательного учреждения. Если внутренняя оценка деятельности учреждения иллюстрирует лишь одну, т.е. организационно-педагогическую деятельность и реализует узкие потребности организации, то внешняя оценка является демонстрацией статуса организации в социуме и реализует широкие потребности всех участников образовательного учреждения и социальных партнеров, т.е. отражает значимость миссии учреждения в образовательном пространстве города, региона или страны, объективной оценки качества образования данной школы.

Видами внешней оценки, т.е. общественной экспертизы можно назвать:

  • Результаты итоговой аттестации XI классов в режиме ЕГЭ;
  • Результаты участия обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня;
  • Итоги аттестации педагогов;
  • Распространение опыта педагогов на различных уровнях;
  • Внешние связи образовательного учреждения (зона социального партнерства); открытость учреждения;
  • Результат взаимодействия со СМИ, работа по выстраиванию имиджа учреждения;
  • Степень общественного участия в управлении образовательным учреждением.

Ориентация гимназии на достижение качественно новых образовательных результатов приводит к необходимости перейти к управлению качеством образования на основе мониторинга. Целями мониторинга показателей образовательного процесса является:

  • Обеспечение системного подхода к оценке качества образования;
  • Создание условий достижения современного качества образования через определение ресурсов;
  • Совершенствование управления образовательным процессом через прогнозирование ожидаемых результатов;
  • Обеспечение удовлетворенности учащихся и родителей качеством и условиями образовательного процесса.

Задачами мониторинговой деятельности в гимназии являются:

  • Создание службы отслеживания качества образования;
  • Создание банка данных исследуемых показателей;
  • Создание банка измерителей и методик мониторинга;
  • Обнаружение ресурсов и рисков в развитии учреждения на основе статистических методов, методов SWOT анализа и т.д.;
  • Составление стратегического и текущего планирование результатов;
  • Создание нового “инвестиционного образа” гимназии.

Направления мониторинговой деятельности:

  • Использование данных мониторинга для определения основных тенденций в развитии гимназии как образовательной системы, резервов совершенствования УВП, выявление критических точек и проблем;
  • Выбор приоритетов в образовательной политике гимназии, технологий обучения, корректировка и совершенствования учебных программ;
  • Совершенствование инструментария оценки, контроля и экспертизы качества образовательного процесса, принятия управленческих решений в сторону качества УВП;
  • Формирование статистических баз данных для осуществления динамического наблюдения
  • Информирование участников образовательного процесса о ходе и результатах образовательного процесса с целью формирования организационной культуры учреждения, достижения согласованности в действиях, формирование климата доверия, взаимопомощи, открытости и прозрачности;
  • Полученные результаты мониторинга позволяют определять приоритеты развития гимназии, обозначать проблемы и корректировать их, выстраивать линию малых и больших перспектив в деятельности педагогического коллектива в достижении современного качества.

Список литературы:

  1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения.- Спб.: КАРО, 2007.- 176 с.
  2. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С. Учебное пособие: Оценка деятельности современной школы .-М.: АПК и ППРО, 2009-72 с
  3. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов.-М., Мир, 2006
  4. Паташник М.М. Управление качеством образования.-М.: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Рабочая книга школьного администратора: мониторинг в школе: Выпуск 4/ Авт.-сост. М.Г.Синякова, С.Л.Фоменко.- М.: АРКТИ, 2008.-104 с.
  6. Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. 2-е изд. – М.: УЦ “Перспектива”, 2009.- 492 с.
  7. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования.-2009.-№1.- 96 с.
  8. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования.-2009.-№2.-96 с.
  9. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования.-2009.-№3.- 96 с.
  10. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования.-2009.-№4.-96 с.