Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Охрана животных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Расширить знания детей о Красной книге и животных которые в нее внесены;
  • Обобщить знания детей о царстве животных;
  • Учить бережно относиться к животным;
  • Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
  • Развивать познавательные интересы детей;
  • Воспитывать у учащихся чувство ответственности, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация;
  • Стенд “Как прекрасен этот мир!” (фотографии, рисунки животных);
  • Выставка книг о животных;
  • Знаки “Береги природу!”, нарисованные детьми;
  • “Правила поведения в природе”, написанные на лепестках ромашки;
  • Карточки с тестом для каждого ученика;
  • Части схемы “Цепь питания” на листочках для магнитной доски.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд №.1

2. Сообщение темы урока.

Ученик.

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна.
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.

Слайды №2, №3, №4, №5, №6, №7

Учитель. Ребята, о какой матери идет речь в стихотворении? (О природе).

- Сегодня мы обобщим знания по теме “Животные” и отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “Охрана животных”.

3. Проверка домашнего задания.

В начале урока – опрос по изученной теме.

Фронтальная работа:

- На какие группы можно разделить всех животных? (Одноклеточные и многоклеточные) Слайд №8

- Какие бывают многоклеточные? Слайд №9

(Позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Беспозвоночные: черви, моллюски, иглокожие, паукообразные, раки, насекомые.)

- На какие группы делятся животные по особенности питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные) Слайд № 10
- Что является первым звеном в цепи питания? (Растение) Слайд № 11
- Какое второе звено в цепи питания животных? (Растительноядные животные)
- Третье звено в цепи? (Насекомоядные животные или хищники)
- Какие животные откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы) Слайд №12
- Кто мечет икру? (Рыбы, земноводные)
- У кого рождаются детеныши? (У млекопитающих)

Индивидуальная работа. Тест. (Приложение 2).

4. Работа по теме.

Введение в тему (лекция учителя).

- Ребята, посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколько щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: объекты живой природы – растения и животные - бывают занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия служба спасения. Эта служба спасения составила мировой список. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

- Для чего нужна Красная книга?
- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?
- Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?

Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные растения. Например, бобр и соболь.

Слайд №13

5. Физминутка.

Игра “Посмотри мой друг вокруг… ”

- Ребята, я буду читать стихотворение, вы, пожалуйста, слушайте внимательно.

Если услышите названия предметов неживой природы – хлопайте в ладоши, а если названия предметов живой природы – топайте ногами.

- Готовы? Тогда начнем.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и листва,
Горы, воздух и трава,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг ПРИРОДА.
Все, что "нужно год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды.
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек,
Так давайте сбережем
Наш - земной природный дом!

6. Работа по теме урока.

Животные Красной книги.

- Какую роль в природе играют животные?
- Как вы думаете, для чего они нужны?

  1. Размножение и распространение растений.
  2. Животные – часть в цепи питания.
  3. Продукты питания и предметы одежды человека.
  4. Все животные прекрасны.

Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране.

(Заранее подготовленные ученики рассказывают об афалине, черном аисте, зубре, лебеде, фламинго, белом медведе).

Слайды № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20

Афалина.

Черноморская афалина встречается только в Черном море, и она хорошо знакома, правда издали, многим нашим гражданам, отдыхавшим на Черноморском побережье. Свою пищу они добывают со дня морского, придерживаясь во время завтрака или обеда прибрежных участков, сравнительных мелководий, где глубина не превышает 30-50 метров. Там они стремительно плавают со скоростью до 70 километров в час.

По своему характеру афалины – “веселые ребята”, и во многих случаях их воздушные прыжки – просто игривость, резвость в родной стихии.

Черноморская афалина достигает в длину 2 – 2,5 метра при массе 100-140 кг. Верхняя часть тела окрашена в темно-бурый цвет, нижняя часть светло-серая или белая. Живут афалины не менее 20-25 лет.

Афалины очень добродушны, послушны, легко поддаются дрессировке и долго живут в условиях неволи при наличии просторных бассейнов и хорошем уходе за ними.

Черный аист.

Ведет скрытый образ жизни. Он избегает открытых пространств и гнездится в глухих местах, среди лесных болот, по долинам рек, по берегам лесных озер, чуждается жилья человека. Пары образуют в период гнездования, остальное время птицы проводят в одиночестве, предпочитая обитать в лесных массивах.

Черный аист молчалив, осторожен, темная окраска оперения (белый только низ) хорошо его маскирует. Полет у него бесшумный.

Питается черный аист рыбой, земноводными животными, моллюсками, насекомыми и другой животной пищей. В небольшом количестве поедает он болотные и речные растения.

Зубр.

Крупный зверь, массой до 1 тонны, длина тела 220-300 см, длина хвоста 50-100 см, “росточек” - в холке до 2 м. Особенно мощно развита и массивна передняя часть тела, холка горбом, покатой горкой в задней части, к крестцу. Голова большая, тяжелая и широколобая. Под горлом клиновидная густая борода. Рога носят и самцы и самки, но по сравнению с общей громадой зверя они невелики. У основания толстые, а к концу суживаются до острия, На конце хвоста кисть из длинных волос. Ноги толстые, сильные, обуты в прочные роговые “башмаки”.

Зубр способен стремительно бегать. Быстро и ловко изменять направление своего движения, преодолевать лесные препятствия – валежник, завалы лесные высотой до 1,5 – 2 м, лишь бы перед ними разбег был. Да и канаву, ров какой-либо шириной в 2-3 метра перемахнет запросто.

Белый лебедь.

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью.

Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их можно услышать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.

Огромные белые птицы на синем апрельском небе – это незабываемо красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывет, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок. Лебедь неповторимо изящен в каждом движении – и при крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну; и при купании, когда шумно расплескивает воду; и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы.

В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно живет в зоологических садах рядом с черным лебедем – гостем из Австралии.

Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

Розовый фламинго.

Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.

Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело ее высотой до 1,5 м, вес 4 кг. У фламинго очень интересные гнезда. Они конической формы или в виде башенки высотой полметра и с углублением сверху, в которые самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком.

Основа гнезда – ил, вспомогательный материал – перья, ракушки, стебельки растений. Высиживание продолжается 30-32 дня. А птенцы смешные: ноги толстые, красные клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Уже через месяц птенцы начинают сами питаться. Через 3-4 месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розовым оттенком. Такие платья носит молодняк два года, а потом одевается в розовый наряд.

Белый медведь.

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и , свернувшись “калачиком”, ждет рождения медвежат. А пока этот день настанет, метели и бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше метра.

В берлоге медведица проводит шесть месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шерсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 г, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

В течение первых месяцев медвежата с мамой. За это время у них прорезаются зубки, на 30-й день открываются глаза и слуховые отверстия.

Белый медведь питается рыбой (нерпа), гренландскими тюленями, молодыми моржами. В голодное время – трупами китов, дельфинов. В небольших количествах белые медведи поедают растительную пищу.

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растет.

Экологические правила. Слайд №21

Учитель. Сейчас мы с вами вспомним правила поведения в природе. У вас на столах лежат лепестки ромашки с правилами. Мы должны прочитать правила, определить, стоит ли соблюдать это правило или нет. Из хороших правил мы составим ромашку, а плохие выбросим и забудем.

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, ветки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.
  3. Наконец-то можно пошуметь, поаукать, главное никому не мешаешь.
  4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
  7. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей.
  8. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
  9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  10. Не разоряй муравейники.

ПОМНИТЕ: беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу.

7. Итог урока.

- Как же все люди должны относиться к природе? Слайд № 22

8. Домашнее задание.

- Прочитать в учебнике статью “Охрана животных” стр.112-115.
- Подготовить ответы на вопросы раздела “Проверь себя”.