Методическая разработка урока математики по теме "Применение производной"

Разделы: Математика


ЦЕЛИ УРОКА: выяснить степень усвоения изученного материала по теме: «Производная и ее применение», владение теорией – при выполнении упражнений, формировать чувства ответственности, уверенности в себе, взаимовыручки, самоконтроля, собранности, организованности. Воспитывать требовательность к себе, внимание, четкость выполнения заданий.  Активизировать деятельность учащихся путем данной формы организации урока.

ТИП УРОКА: урок совершенствования и закрепления знаний.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

Знать: правила нахождения производных, геометрический и механический смысл производной, достаточный признак возрастания (убывания) функции, определение критических точек, определение точек максимума и минимума, правило для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.

Уметь: применять производную при исследовании функции, при решении задач в физике и технике, при нахождении наибольшего и наименьшего значения функции.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, экран, мини-таблицы с функциями, стенд «Формулы дифференцирования», жетоны, учебник «Алгебра и начала анализа» под редакцией А.Г. Мордковича, Москва, «Мнемозина».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Постановка целей урока

II. Разминка

Фронтальный опрос

Группа делится на 2 команды.

Каждый учащийся за правильный ответ получает жетон.

Блиц-турнир

Вопросы для первой команды:

1) Как обозначается приращение аргумента?  ∆х

2) Что называется производной функции в точке х? Предел отношения приращения функции к приращению аргумента, если приращение аргумента → 0

3) Чему равна производная скорости?    а (t)

4) Как вычислить производную сложной функции? Производную основной функции умножить на производную вспомогательной.

5) Какая точка называется точкой максимума? Точка, в которой производная меняет знак с + на -.

6) Каково поведение функции, если f′(x) > 0? Возрастает.

7) (sin 2x)′ = ? 2 cos2x

8) (4х²)′ = ? 8х

9) Кто ввел термин «производная»? Луи Арбогаст

10) Какие точки называются критическими? Точки, в которых производная равна 0 или не существует.

Вопросы для второй команды:

1) Как обозначается приращение функции?  ∆ f(x)

2) Чему равна производная пути?  υ (t)

3) Как вычислить производную произведения? Производная первого множителя умножить на второй плюс первый множитель умножить на производную второго множителя.

4) Какое условие выполняется, если  f(-x) = f(x)? функция является четной?

5) Какая точка называется точкой минимума? Точка, в которой производная меняет свой знак с – на +.

6) Каково поведение функции, если f′ (x) < 0 ?  Убывает.

7) (5х³)′ = ?  15х²

8) (cos7x)′ = ?  - 7 sin7x

9) Кто из ученых XVII ввел обозначение производной «штрих»? Лагранж

10) Как найти наибольшее и наименьшее значения функции, имеющей на отрезке  конечное число критических точек? Вычислить значение функции во  всех критических точках и на концах отрезка, а затем из полученных чисел выбрать наибольшее и наименьшее.    

III. «Кто быстрее и правильно решит?»

Задание: найти производную.

На доске для обеих команд мини-таблицы с функциями.

Из обеих команд учащиеся находят производные одновременно. Каждый учащийся находит производную только для одной функции, остальные работают в своих тетрадях.

1) (3t² - 4t + 2)′=

1)(4t³-5t+3) ′=

2) (4x – 0,3x²)′ =

2) (3x – 0,2x²)′ =

3) (-t³/6 + 8t² - 5)′ =

3) (2t² - t³/9 + 8)′ =

4) (3sin4x)′ =

4) (7cos6x)′ =

5) (-5cos3x)′ =

5) (4sin5x)′ =

6) (x²/2 - x³/3 + 7x)′ =

6) (2x³/3 + x/4 – 8x)′ =

7) (2x + 3)³)′ =

7) ((5x – 4)²)′ =

Проверка упражнений на экране.

IV. Подведение итогов каждой команды

Работа в тетрадях самостоятельно. Графики изображены на экране

По заданному графику функции заполнить таблицу.

х

 

 

 

 

 

f′ (x)

 

 

 

 

 

f(x)

 

 

 

 

 

Проверка на классной доске, где заранее начерчены таблицы. Отвечающим у доски учащиеся задают дополнительные вопросы.

V. Конкурс: «Найди ошибку!»

Фронтальный опрос.

Задание на экране.

Учащиеся за правильный ответ получают жетон.

VI. Решение задач на применение производной в рабочих тетрадях

Самостоятельно. Проверка устно. Условие задачи на экране.

ЗАДАЧА 1.

Какова величина мощности электроплитки, работа которой совершается по закону:

А(t) = t² - 400t = 100 (Дж) в течение 10 минут.

Решение.

1. N(t) = A′ (t) = 2t – 400 (Вт)

2. 10 мин. = 600 с  N(600) = 800 (Вт)

Ответ: 800 Вт.

ЗАДАЧА 2.

Найти коэффициент мощности (cosφ) электрического двигателя, если sinφ =

Решение.

1. φ = π/6

2. cos φ =- sin′ φ = cos π/6 = √3/2

Ответ: √3/2

ЗАДАЧА 3.

Какую величину имеет εi (эдс индукции), возникающая в катушке за время ¾ сек., если магнитный поток меняется по закону:

Ф(t) = 30 cos2 πt (Вб)

Решение.

1. εi = Ф′ (t) = -60π sin2πt (B)

2. εi (¾) = 60π (B)

Ответ: 60π B.

VII. Работа по учебнику

Решение № 941

I вариант – (а), II вариант – (б).

Найти наибольшее и наименьшее значения функции на данном промежутке:

y = x³ - 9x² + 24x – 1

a) [-1;3]           б) [3,6]

VIII. Устная работа

Фронтальный опрос. Опережающее задание, подготавливающее учащихся к изучению темы «Первообразная».

Выбери правильный ответ!

Производная какой функции равна?

f′ (x):   0;  1;  3x²;  -5;  2x;  cos x;  8x;  6x²; 4cos2x;  7x; - sin x; 2.

f(x):   x;  2x;  1;  x³;  2x³;  4x²;  x;  cosx;  x²;  -5x;   2 sin2x;  sinx.

IX. Итог урока

Оценивание учащихся, учитывая количество набранных жетонов

X. Домашнее задание

Отгадать кроссворд «Производная», выяснив тему следующего урока (Приложение 1).