Использование компьютерных презентаций на уроках математики для развития познавательного интереса учащихся

Разделы: Математика


Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации, так называемая «экранная культура». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения.

Для меня стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру моих учеников.

Поэтому передо мной возникла необходимость организации процесса обучения математике на уроках и во внеурочное время на основе современных ИКТ. Моя задача состоит в том, чтобы ИКТ органично вплетались в мою деятельность как учителя математики, чтобы они стали неотъемлемой органичной частью моих уроков.

Проведение уроков с использованием ИКТ – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Таким образом, применение ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

В своей работе использую такую информационную технологию, как компьютерные презентации, разработанные в среде Power Point, которые способствуют решению развивающих и воспитательных целей, которые я ставлю на уроках математики.

Учеников привлекает новизна проведения уроков с компьютерными презентациями. Такие уроки позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы, экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. При использовании на уроке компьютерных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Кроме того, использую презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего заданиявсеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Презентацию широко использую для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.

Таким образом, при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.

В связи с этим можно сделать следующие выводы и выделить ряд преимуществ такого урока по сравнению с обыкновенным:

  • улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.);
  • в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление;
  • естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников;
  • появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

Все это показывает, что урок с использованием компьютерных презентаций имеет более высокую эффективность по сравнению с обычным уроком.

Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни.

В следующем учебном году планируется проведение недели математики с использованием презентаций и в качестве иллюстраций, и в качестве материала для конкурсов. К тому же, среди учеников планируется конкурс на создание презентаций.

Педагогические наблюдения, анализ промежуточных результатов использования компьютерных презентаций в урочной деятельности и анкетирование учащихся, показали, что целенаправленно используемые ИКТ способствуют развитию самостоятельности, творческих способностей и познавательного интереса учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по математике.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует так же росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

В качестве примера приведу разработку урока математики в 6 классе с применением авторской презентации.

Тема урока: Длина окружности. Математика 6 класс. Авторы: Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, проектор (желательно), презентация к уроку <Приложение 1>; на каждой парте: нитки, цилиндры различные по измерениям, кружочки из цветной бумаги различных радиусов.

Цели урока:

  1. Изучить с учащимися формулу длины окружности.
  2. Формировать умение использовать формулу длины окружности при решении задач.
  3. Развивать интерес к математике путём создания ситуации успеха.
  4. Развитие коммуникативных умений учащихся.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Устный счёт.
  4. Новый материал.
  5. Закрепление ЗУН.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Домашнее задание
  8. Итог урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверить готовность обучающихся к уроку (наличие инструментов).

2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания в форме самоконтроля обучающихся. <Слайд 2,3>

№1132.

D:\Ирина\мой лучший урок\Величко И.Н.конкурс Мой лучший урок\Рисунок 1.JPG

Размер телевизионного экрана определяется длиной его диагонали. Длину диагонали, данную в дюймах (d), можно выразить в сантиметрах (l) по формуле l2,5d.

а) Выразите длину диагонали экрана в сантиметрах, если известно, что она равна 14 дюймам; 21 дюйму; 29 дюймам. (Ответ округлите до единиц.)

б) Выразите dчерез l. Пользуясь новой формулой, определите длину диагонали экрана в дюймах, если она равна 51 см; 61 см; 47 см. (Ответ округлите до единиц.)

3. Устный счёт. <Слайд 4,5>

Для устного счёта подбираются задания с помощью которых повторяется необходимый материал.

  1. Выразите 2м 50см в сантиметрах, в дециметрах, в метрах.
  2. В течении пяти дней температура воздуха была: 17º, 15º, 12º, 18º, 23º. Найдите среднюю температуру за эти дни
А 7 0,5 3
В 28 2 12
  1.  Является ли прямой или обратной зависимость между величинами А и В? (прямая зависимость)
  2. Вычислите устно и округлите до десятых, до десятков:

 (≈19,3 и ≈20).

4. Новый материал. <Слайд 6-12>

- Ребята, послушайте стихотворение. В нём будет спрятана загадка. Если вы её отгадаете, то узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

D:\Ирина\мой лучший урок\Величко И.Н.конкурс Мой лучший урок\Рисунок 2.JPG

Если видишь в небе солнце,
Или чашку с молоком,
Видишь бублик или обруч,
Слышишь сказку с колобком.
В круге зеркала увидел
Ты сейчас свою наружность
И вдруг понял, что фигура
Называется ………………
Окружность!

- Правильно, молодцы! С окружностью вы знакомы уже давно, а вот как найти её длину, я расскажу вам сегодня. Итак, записывайте тему урока: «Длина окружности». Но, прежде чем переходить к новому, давайте вспомним то, что мы уже знаем про окружность.

(вопросы к работе по слайду 12)

D:\Ирина\мой лучший урок\Величко И.Н.конкурс Мой лучший урок\Рисунок 3.JPG

Как называется отрезок ОА для окружности? Есть ли ещё на рисунке радиусы? Назовите их.

Есть ли на рисунке диаметр окружности? Назовите. Будет ли ВМ диаметром? Почему?

Если ОА=5см, найдите КМ и ВD. Вывод: диаметр равен двум радиусам. d=2r.

- Окружность нельзя измерить линейкой. Куда её приложить? Давайте представим себе, что наш класс это научно-исследовательская лаборатория. А мы – исследователи.

Практическая работа (работа в паре).

- Возьмите нитку, обвяжите ею цилиндр, а потом измеряйте длину нити линейкой. Получилась длина окружности. Обозначается она латинской буквой С. Запишите в тетради результаты своих измерений: С=…

Теперь измерьте диаметр, как можно точнее! Запишите измерения: d=…

Выполните деление величины С на величину d и запишите: 

Результаты вычислений в практической работе заносятся обучающимися в таблицу на доске:

Номер парты Значение дроби
I ряд II ряд III ряд
1      
2      
3      
4      
Среднее арифметическое по рядам      
Среднее арифметическое по классу  

К таблице вызывается ученик от парты и в указанной ячейке записывает свой результат. Далее находится среднее арифметическое по рядам и среднее арифметическое в классе, в общем.

Вывод: какими бы различными не были окружности, отношения их длин к диаметрам будут постоянно одинаковыми. Т.е. длина окружности прямо пропорциональна длине её диаметра. Число, которое мы получили, математики договорились обозначать греческой буквой π («пи»). ; π = 3,1415926…≈3,14. Точного значения числа π нет.

История нахождения числа π длилась тысячелетия. Отношение длины окружности к её диаметру есть величина постоянная. Это было показано Архимедом, он доказывает, что число π меньше чем , но больше чем . В наши дни с помощью ЭВМ число π вычислено с точностью до миллиона знаков, но в жизни такая точность не нужна. Вполне достаточно десяти знаков.

Как запомнить это число?

На этот вопрос есть много различных ухищрений. Вот только некоторые из них:

Двадцать две совы скучали
На семи сухих ветвях.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах.
Надо только постараться
И запомнить всё как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Это я знаю и помню прекрасно,
Те многие знаки мне лишни, напрасны.

(Количество букв в каждом слове соответствует цифре в числе π.)

Вернёмся к формуле: . Отсюда выведем формулу длины окружности: С = πd. А если учесть, что d = 2r, то С = 2πr.

Из этих формул легко получить формулы по которым вычисляются диаметр и радиус окружности, если известна её длина:  и.

5. Первичное закрепление.

№ 1134. а) Вычислите длину окружности, диаметр которой равен 10 см; 2,5 м. (Возьмите π ≈ 3,14.)

б) Вычислите длину окружности, радиус которой равен 7,5 см; 5 м. (Возьмите π ≈ 3.)

№ 1138(а) Найдите длину выделенной дуги окружности.

C:\Documents and Settings\Величко\Мои документы\Мои рисунки\окружн.jpg

Задача-сказка. <Слайд 13-16>

- Ребята вы любите сказки? Тогда послушайте одну из них. Только будьте внимательны, потому, что поскольку мы на уроке математики, то сказка эта необычная, в ней спрятана задача, которую вы должны будете решить.

…Очень-очень давно, когда людей ещё не было на свете, жили на Земле очень умные существа – ласточки. Они были так умны, что точно знали, сколько лет отпущено каждой из них. Жили они на Земле уже несколько тысяч лет, однако не знали на какой планете он и живут, что собой представляет Земля, какую форму она имеет.

И вот однажды одна очень умная и смелая ласточка прилетела к своему царю и сказала: «Я докажу, что Земля круглая как мячик. Для этого я полечу всё время на Запад за солнцем и однажды вернусь к вам с Востока вместе с ним».

D:\Ирина\мой лучший урок\Величко И.Н.конкурс Мой лучший урок\Рисунок 5.JPG

«Что ж, - ответил царь, - лети, но только не забудь, что жить тебе осталось ровно 203 дня».

И вот отважная ласточка отправилась в трудный путь. За день она пролетала 198км.

D:\Ирина\мой лучший урок\Величко И.Н.конкурс Мой лучший урок\Рисунок 6.JPG

Подсчитайте, ребята, успеет ли эта смелая птичка вернуться домой до своей смерти и доказать, что Земля круглая, если радиус Земли равен 6600км, ласточка летела строго по экватору. Для простоты решения число π округлите до целых.

План решения обсудить всем классом. Решение задачи – самостоятельно. Проверка тут же в системе взаимоконтроля. <Слайд 17>

- Итак, ребята, по условию задачи ласточка успеет вернуться домой, и ещё три дня при жизни её прославляли остальные ласточки. <Слайд 18,19>

6. Самостоятельная работа (рефлексия учащихся).

- А теперь, проведём ещё одну практическую работу по нахождению длины окружности по формуле.

Перед вами на партах лежат кружочки разных цветов. Измерьте радиусы или диаметры этих кружочков как можно точнее и найдите длины окружностей. Число π ≈ . Если все вычисления будут сделаны правильно, то получится слово. <Слайд 20>

Таблица для учителя

Цвет кружочка (d) Результат вычисления С≈ Буква
Красный (4,2см) 13,2см У
Белый (9,8см) 30,8см М
Зелёный (5,6см) 17,6см Н
Розовый (7см) 22см И
Сиреневый (8,4см) 26,4см Ц
Синий (2,8см) 8,8см А

- По окончании работы складываем из букв и читаем слово: «УМНИЦА». Сдаём тетради на проверку.

7. Домашнее задание.

Выучить формулы длины окружности, значение числа π.

№ 1137, 1141,

*придумать способ запоминания числа π.

8. Итог урока. <Слайд 21>

Вопросы учащимся:

Чему примерно равно отношение длины окружности к ее диаметру?

Как можно «грубо» подсчитать длину окружности?

Назовите точную формулу длины окружности.

Является ли π рациональным числом?

Каким рациональным числом может быть приближенно выражено число π?

Назовите, чему равно число π с точностью до сотых; до десятитысячных.

Как найти радиус окружности, если известна её длина?