Использование ИКТ на уроках химии на примере урока "Основания"

Разделы: Химия


Цели урока:

1) Познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений — основаниями.
2) Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Оборудование: Твердые шелочи и их растворы - NаОН, КОН, Са(ОН)2 — в виде “известковой воды”. Свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований – Cu(OH)2, Zn(OH)2, индикаторы.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания

II. Новая тема.

(Слайд 1)

Состав и названия оснований.

Вопрос: Что в приведенных формулах общего?

(Слайд 2)

NаОН, КОН, Са(ОН)2, Fе(ОН)3.

К таким соединениям относятся основания. Молекулы оснований содержат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы – ОН.

Особенности группы - ОН:

1. Эта группа является остатком от молекулы воды Н—ОН.

2. Гидроксогруппа представляет собой ион с зарядом —1. Считать вместе с классом заряд иона: (0 -2Н+).

3. Группа ОН- является сложным ионом, т. е, имеет общий электрический заряд и состоит из двух элементов, этот ион всегда пишется вместе, кислород и водород в гидроксогруппе не разъединяются.

Связь между ионом металла и гидроксогруппой М—ОН ионная, а связь между кислородом и водородом — ковалентная полярная.

(Слайд 3)

Общая формула оснований: М(ОН)n, где М — металл; п — число гидроксогрупп, и одновременно с. о. металла.

(Слайд 4, 5)

Классификация оснований.

(Слайд 6)

Основания

Познакомить детей с таблицей растворимости, научите их пользоваться ею. Положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные — анионами.

Задание по определению растворимости оснований — Мg(ОН)2 , А1(ОН)3, Ni(ОН)2 , Со(ОН)2.

Понятие о качественных реакциях

Демонстрация образцов оснований — как в твердом виде, так и в виде растворов.

Растворить кристаллические NаОН и КОН в воде. Ребята наблюдают хорошую растворимость щелочей в воде, можно дать потрогать пробирку, в которой растворяете щелочь. Она заметно нагреется.

Дать тривиальные названия щелочейедкий натр, едкое кали

(шерстяные ткани в этих растворах быстро разрушаются. При попадании на кожу человека растворы этих веществ вызывают образование язв, сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь, поэтому их и назвали едкими щелочами. Обращаться с ними надо осторожно, не допускать попадания их в глаза и под ногти. Едкие щелочи применяются в производстве мыла и стиральных порошков).

Гидроксид кальция — твердое порошкообразное вещество белого цвета, это соединение малорастворимо, тем не менее, это щелочь. Прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой.

Вопрос: Как отличить известковую воду от других растворов?

• Пропустить через нее углекислый газ. Вскоре раствор помутнеет.

Учитель получает СО2 и демонстрирует помутнение известковой воды. (Можно после этого пропустить С02 через едкое кали или едкий натр, чтобы убедились, что помутнение наблюдается только в случае известковой воды.

Реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества или иона, называются качественными.

Любая качественная реакция сопровождается каким-либо внешним эффектом: образованием осадка, или газа, появлением запаха или изменением цвета. Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества, называется реактивом на определяемое вещество.

В данном случае СО2 — реактив на известковую воду. Если бы нам, надо было определить СО2, то мы использовали бы известковую воду. И в этом случае, известковая вода была бы реактивом на СО2.

Реактивы бывают не только на 1 какое-либо вещество, но и на целый класс веществ.

Все щелочи можно определить с помощью особых реактивов — индикаторов.

(Слайд 7)

Для щелочей:

- 1) бесцветный фенолфталеин — становится малиновым

- 2) фиолетовый лакмус — синим

- 3) метиловый оранжевый — желтым.

При добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит.

III. Закрепление.

(Слайд 8)

  1. Игра в крестики-нолики: “Выбрать формулы оснований” (Приложение 1)
  2. Установить соответствие к названию оснований и оксидов – соответствующая формула (Приложение 2)
  3. Самостоятельная работа.

(Слайд 9, 10)

Вариант I Вариант II

1.Даны вещества:

CaO; Al(OH)3; HCl; KOH; Na2SO4; MgO; Ba(OH)2; H2SO4; N2O5; NaOH; HNO3; Cu(OH)2; MgCO3; Fe(OH)3

Выбрать щелочи. Выбрать нерастворимые основания.

IV. Домашнее задание:

(Слайд 11)

§19. упр. 2, 3, 5,6.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3