Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

образовательная – отработка вычислительных навыков, применение знаний к решению задач, обучение работы с тестами;
развивающая – создание атмосферы сотрудничества, организация активной познавательной деятельности, развитие логического мышления;
воспитательная – развитие коммуникативных умений, формирование навыков толерантного поведения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник математики для 5 класса, автор Н.Я. Виленкин, мультимедийный проектор с презентацией, ноутбук, буквы для зашифровки, 5 воздушных шариков висят по классу с буквами Н, В, А, Е, С, 3 карточки-определителя настроения детей на уроке, доска, карточки-тесты.

Эпиграф урока:
«Численные вычисления вам понадобятся каждый день, поэтому методы их производства и должны быть усвоены в первую голову».
А.Н.Крылов

Ход урока

Здравствуйте, ребята, садитесь!
Вы знаете, когда я сегодня шла в школу, мне показалось, что солнышко светит ярче, птички поют веселее и громче, даже воздух имеет особенный запах. Не знаете, почему мне так показалось? … Правильно, это потому, что наступает прекрасное время года – весна. Просыпается природа, и мне очень хочется, чтобы у нас с вами было хорошее настроение, чтобы мы поработали активно и увлеченно.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Вы настроились на работу? Тогда вперед, математическая разминка. (Все на экране демонстрируется) Приложение1

  1. Заполните фигурки нужными цифрами: 14, 5087. Прочитайте получившееся число.
  2. Разделите числа на две группы: 239; 7,34; 6095; 12,783. По какому признаку вы так разделили?
  3. Помогите выражениям найти свой домик:
    4,23
    0,99
    1,4
    2,5-1,1 4+0,2+0,03 5,97-4,98
  4. Верно ли, что
    а) точка А (0,7) правее точки В (0,8) на координатном луче?
    б) 0,81+1=0,82;
    в) 3,5+4,5=8;
    г) 0,1+0,01=0,11?
  5. Какие продукты полезнее есть при простуде? Перечислите те из них, в которых больше витамина С (см. таблица 1).

Таблица 1: Содержание витамина С в продуктах

Продукты
(100 г)
Содержание витамина С
(в мг)
Ананас

12,0

Лимон

24,0

Яблоко

6,2

Малина

24,0

Вишня

6,4

Смородина черная

97,0

Смородина красная

34,9

Ребятки, вы молодцы. Очень хорошо! Я дарю вам букву. (приклеиваю на доску одну из букв из слова весна).

Скажите, пожалуйста, какие правила вы применяли для выполнения заданий на математической разминке? (правила сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей).

Скажите, пожалуйста, как же правильно сложить или вычесть десятичные дроби?
Подпишите в тетрадях число и решим с вами уравнения:

  1. 39,92 – х = 12,92 (ответ: 27)
  2. (х + 9,38) – 3,5 = 14,2 (ответ: 8,32)

Молодцы! И я дарю вам еще одну букву.
Решим задачу: (дублируется на экране)
Собственная скорость теплохода 58,2 км/ч. Скорость против течения 55,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению? (анализ задачи проводится по схеме на экране). (Ответ: 60,6 км/ч).
Молодцы! И я дарю вам еще одну букву.

У вас на столах лежат тесты. Подпишите листочки и выполните задания (варианты тестов дублируются на экране).
Проверка ответов с экрана. (Поднимите руку, кто выполнил без ошибок, у кого 1 ошибка, у кого нет правильных ответов). Сдайте листочки на проверку.
За выполнение этого задания я дарю вам еще одну букву.

Соберите слово: ВЕСНА
Наш урок подошел к концу, мы с вами применяли знания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» на практике. Повторили сравнение десятичных дробей и разложение числа по разрядам, что пригодится вам уже на следующем уроке при изучении новой темы. Вы хорошо справились с заданиями теста, активно работали на уроке.

Оценки за урок получают …
Запишите домашнее задание: повторить п.31, п.32, №1293, №1301.
Ребята, у меня для вас еще есть один сюрприз: буквы из нашего зашифрованного слова спрятались еще где – то в классе, найдите их. (Дети снимают шарики с буквами)
А теперь мне хотелось бы узнать с каким настроением вы уйдете с сегодняшнего урока. Выберите человечка, который больше всего соответствует вашему настроению и покажите мне.
Спасибо за урок, дети.